Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Почитание святых в православии

Традиция почитания святых людей — предмет спора между различными течениями Христианской Церкви. Протестанты отрицают возможность существования людской святости, считая католиков и православных христиан идолопоклонниками. Развеять этот миф может понимание сути святости и оснований для почитания святых людей.

Святость

Православная традиция считает, становление духовности имеет несколько ступеней.

  1. Спасённость — способность человека осознать и признать свои грехи, отвержение и раскаяние в которых открывает сердце человека Господу. Человек, признающий свою духовную никчемность, обретёт спасение и возможность дальнейшего духовного совершенствования.
  2. Праведность — следование в жизни Слову Божьему и основному правилу православного человека: относиться к человеку нужно так, как хочешь, чтобы он относился к тебе. При этом для праведного образа жизни свойственно состояние борьбы с мирскими страстями, которое мешает достижению наивысшей духовной чистоты.
  3. Святость — высшая степень духовного развития, которая подразумевает не только праведный образ жизни, но и духовную и сердечную чистоту, сочетающуюся с отказом от мира и постом.
Святость – это наивысшее духовное состояние человека

Святость достигается путем отречения от мирской жизни и постоянным духовным совершенствованием, в процессе которого человек сосредотачивается на главной цели — обретении Благодати Господней. Для достижения этой цели необходимы следующие действия:

  • изучение Святого Писания и богословских трудов;
  • аскетический образ жизни;
  • постоянное молитвенное обращение к Господу;
  • отрицание душевных и телесных чувств.

Святые люди

С точки зрения обывателей, святые люди не совершают грехов. Но абсолютно безгрешным является только Иисус Христос в телесном воплощении. Святой человек — христианин, во время земной жизни достигший Божьей Благодати и способный изливать её на окружающих людей. В некоторых случаях к лику святых причисляют людей, не достигнувших уровня святости в своём духовном развитии, но являющихся примером искренней любви к Господу и праведного образа жизни.

Критерии канонизации

Многие христиане ведут праведный образ жизни, но можно кого из них Церковь причисляет к лику святых? Правила проведения процедуры канонизации сложились издревле в Византии и были заимствованы Русской Православной Церковью.

Канонизация в православной церкви — это процесс причисления к лику святых

Главным основанием для причисления к лику святых является сотворение чудес, среди которых особое место занимает нетление мощей и останков. В связи с этим следует уточнить, что мощами считаются не только останки праведника, но и связанные с ним предметы (одежда, личные вещи, части погребений).

Это является знаком божественного прославления человека, тело которого является сосудом для Благодати Господа, творящего чудеса через него. При этом нетление мощей — напоминание живущим людям о воскресении, необходимости борьбы с грехом и соблюдении праведного образа жизни. Само по себе, без сопровождения чудесными исцелениями, оно не является показателем святости.

Установление факта сотворения прижизненных чудес посредством молитвенного обращения праведника к Господу — повод для его канонизации. Для выявления и установления подлинности таких фактов церковные власти проводят обыск, в процессе которого проводятся беседы с получившими исцеление людьми, их духовниками и свидетелями. Также в процессе этих изысканий устанавливаются чудеса, произошедшие по молитве праведнику после окончания, его земного пути.

Интересно! После проведения обыска на заседании Святейшего Синода праведника вносят в список святых, указывают день его поминовения и устанавливают правила церковной службы в его честь.

Лики святых

Имя святого человека сопровождаются наименованием, указывающим на совершенный им духовный подвиг. В Русской Православной Церкви существуют следующие лики:

  • благоверный — правитель, распространяющий и укрепляющий христианскую веру среди своих подданных и окружающих народов, который проводит при этом мудрую и милосердную политику;
  • мученик — человек, осознанно идущий на мученическую смерть ради любви к Христу;
  • исповедник — человек, выживший после мучений и гонений, которые претерпел за открытую проповедь христианской Веры;
  • преподобный — праведник, отличившийся ведением аскетической монашеской жизнью, наполненной отречением и молитвой;

    Святой преподобный Григорий Синаит
  • равноапостольный — человек, который несмотря на тяготы и лишения, проповедует Слово Божие по миру;
  • святитель — священнослужитель, отличившийся на службе в качестве главы отдельной христианской общины;
  • страстотерпец — праведник, с добром и терпением принимающий гонения и мучения от единоверцев;
  • блаженный — человек, отказавшись от материальных благ, изображает умалишённого и обличает человеческие грехи и слабости.

Почитание святых: значение и основания

Традиция почитания святых праведников, о которой говорится ещё в древних христианских текстах, имеет большое значение для Церкви и верующих людей. Оно заключается в следующем:

  • в свидетельстве о неоспоримом существовании и действенности Божьей Благодати;
  • в указании на постоянное общение между Господом и Церковью, являющуюся Царством Его на земле, через молитвенные обращения;
  • в наличии примера для подражания, указывающего на возможность достижения главной цели жизни христианина — единения с Господом;
  • в возможности попросить помощи и совета у чада Господнего, имеющего более большой духовный опыт.

О необходимости почитания праведников, отмеченных Благодатью Божией, говорится в Священном Писании. Первые упоминания о чудесах, совершённых людьми по молитве Господу встречаются в Ветхом завете. Пророк Давид, отмечает, что Бог творит славные дела через святых своих.

Прямое указание на почитание святых угодников находится в Новом завете «кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает пославшего Меня» (Евангелие от Матфея 10:40). О возможности опосредованной молитвы говорится в послании апостола Иакова, утверждающего, что молитва праведника имеет большую силу. Апостол Павел указывает на необходимость почитания праведников и подражания им не только при жизни, но и после окончания их земного пути.

Почитание святых утверждается в христианстве с древнейших времен

Почитание угодников Господа заключается в следующем:

  • в установлении дат их поминовения;
  • в создании специальных церковных служб;
  • в строительстве культовых зданий, им посвящённых;
  • в почитании мощей и святых изображений;
  • в молитвенных обращениях к ним.

Интересно: почитание святых праведников, их мощей и икон было официально установлено на Седьмом Вселенском Соборе. За невыполнение этого постановления отступники должны быть преданы анафеме.

Отношение к почитанию

Некоторые несведущие люди сравнивают почитание святых праведников с языческим культом. Но это мнение основано на незнании особенностей этого явления. В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что в Христианская Церковь имеет строгую иерархию, главой которой является Спаситель.

Этим объясняется почитание и служение людям, входящих в список святых угодников. Обращаясь к ним с молитвой, через мощи и иконы, христиане совершают неслужебное поклонение. В этот момент люди должны помнить, что праведники — слуги и любимые дети, которых Господь наполнил Благодатью Своей. Молитва им угодна Господу, так через уважение и почтение к святым праведникам, люди проявляют любовь к Господу.

Почитание святых – это избрание их в качестве примера для следования, подражания

Неправильным в отношении святых предстоятелей является служебное почитание, возводящее их в ранг богов и непосредственных благодетелей. В истории христианства известны случаи, когда праведника пытались почитать как непосредственных источник чудотворения и источник благодатной силы. К таким искажениям традиций почитания святых людей можно отнести следующие явления:

  • секты «иоаннитов», образованную на волне распространения почитания Иоанна Кронштадтского;
  • приписывание проявления божественной благодати различным предметам;
  • распространение моды на посещение праведных старцев, не ради восприятия их мудрости и подражанию жизненному пути, а для сопричастности их существованию.

Православные христиане соблюдают традицию почитания святых праведников, обращаясь к ним с молитвенным обращением о помощи и заступничестве перед Господом. Общехристианские, всероссийские и местночтимые угодники — пример для стремления к духовному совершенствованию и единению с Господом.

Почитание святых и обращение к ним
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: