Основная книга для чтения любого христианина — Библия. Основные ее части — Ветхий и Новый Заветы, повествуют о Боге. И если Ветхий Завет говорит о пути еврейского народа, как богоизбранного, то Новый Завет призывает всех и каждого за Христом. Чаще всего начинать чтение Священного Писания рекомендуют именно с Нового Завета, хотя он находится не в самом начале Библии.
Для того, чтобы правильно понимать глубокие смыслы священных строк, зачастую недостаточно собственного разумения. Человек, по своему духовному непониманию, может значительно исказить то, что было сказано много веков назад. Именно поэтому наша Церковь всегда советовала читать Священное Писание не само по себе, а с авторитетными толкованиями.
Новый Завет также состоит из нескольких книг, основными из которых являются четыре Евангелия — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Именно эти Евангелия считаются каноническими и достоверно передают события земной жизни Иисуса Христа. Кроме них существуют так называемые апокрифы — описания, чье авторство не было достоверно установлено или же содержащие сомнительные смыслы. Не всегда апокрифы являются ложными или несущими искажения, но для того, чтобы не навредить собственной душе лучше читать канонические Евангелия. И первое из них принадлежит апостолу Матфею. Рассмотрим его детальнее.
Что мы знает о Матфее
Как и многие последующие последователи Христа, изначально Матфей не был особо верующим человеком. Он был сборщиком налогов, а таких людей не сильно жаловали в обществе, поскольку налоги в те времена были очень высоки и, зачастую, отбирали львиную долю пропитания у граждан, особенно небогатых.
Детальных подробностей о его жизни мы не знаем, но его работа говорит сама за себя — он работал на римскую власть, которая гнобила и наживалась на иудеях. Услышав среди толпы проповедь Христа, Левий (таким было его изначальное имя) пригласил Господа к себе домой. И уже там, после личной беседы, окончательно уверовал, раздал все свое имение нищим и последовал за Спасителем.
После Воскресения Христового Матфей проповедовал истинную веру в Палестине. Там и было написано Евангелие, ставшее первым из так называемых синоптических.
Изначальный авторский текст не сохранился и судьба его неизвестна. До нас дошел перевод с греческого источника, который и стал каноническим.
О чем повествует Евангелие от Матфея
Главное, о чем рассказывает нам евангелист Матфей — жизнь и деятельность Иисуса Христа с начала его проповедания и до Воскрешения. Текст изначально предназначался для иудеев, поэтому содержит много ссылок на Ветхий Завет, на древние пророчества. Целью Матфея было показать, что с приходом Мессии выполняются те пророчества, которые были записаны древними отцами.
Первое, с чего начинает свое повествование Матфей — родословная Иисуса Христа, которая ведется от Адама и заканчивается Иосифом, Обручником Пресвятой Богородицы. Такая детализация нужна для того, чтобы показать, что Христос пришел на землю для каждого человека — и прежде живущего, и рожденного после.
Кроме описания рода и проповедей Христа, Евангелие от Матфея содержит также данные о Втором Пришествии, о Церкви. Исходя из текста, можно выделить две цели, которые преследовал Матфей в своем повествовании:
- Донести до собратьев, что Иисус Христос и есть Спаситель.
- Утешить тех, кто пал духом после распятия Христа и ждал наказания от Господа за свершившееся. Апостол Матфей подбадривает их, говоря о том, что Царство Божие, обещанное Христом, обязательно наступит в свое время.
Свидетельствуя, что Христос это и есть ожидаемый Мессия, апостол и евангелист Матфей говорит о том, что Царство Божие придет во всей своей славе после Второго Пришествия Христа. Его первое явление было благой вестью, которая отверглась еврейским народом, но дала свои ростки и подарила надежду на спасение не только богоизбранному народу иудейскому, но и всем другим народам и людям на земле.
Чем отличается это Евангелие от других
Изначальный вариант текста был написан на арамейском языке, в отличие от остальных книг, которые были на греческом. Однако оригинал был очень быстро утерян, и в канон вошел уже греческий переведенный вариант.
В данном тексте деятельность Христа во время Его земной жизни рассматривается в следующих контекстах:
- Пророк;
- Первосвященник;
- Законодатель.
Как и в других частях Библии, Матфей делает упор именно на особенности нового для иудеев учения Иисуса Христа. Несмотря на большое сходство с оставшимися синоптическими Евангелиями, именно в тексте от Матфея мы можем увидеть уникальные сюжеты:
- исцеление от слепоты двух человек;
- освобождение от одержимости немого бесноватого;
- повествование о рыбе с монетой внутри.
Поскольку во всех Евангелиях множество смыслов передается языком притч, святой апостол Матфей также приводит подобные истории, а именно:
- притча о пире на празднике бракосочетания;
- притча об использовании талантов;
- притча о винограднике и многие другие.
Обзор Евангелия от Матфея по основным главам
Начинается повествование с детального перечисления всех праотцов, ведущих свой род от самого Адама и до Христа. Эта детализация приведена в 1 главе.
Далее, во 2 главе, повествуется о том, как Дева Мария со своим обручником Иосифом была вынуждена бежать в Египет от зверств царя Ирода, а после этого — вернутся в Назарет, где и был рожден Христос.
Глава 3 рассказывает о том, как Иисус Христос пришел на Иордан к Иоанну Крестителю и просил его о крещении.
В 4 главе начинает раскрываться проповедническая миссия Христа, а также Его встреча со своими первыми последователями и учениками.
Главы с 5 по 7 раскрывают важнейшие аспекты Нагорной проповеди Христа. Именно эта проповедь считается одной из основных, произнесенных Господом, а ее слова мы слышим на каждом богослужении, когда хор поет Заповеди блаженства.
В 10 главе повествуется о том, как Христос избрал себе первых 12 учеников, ставших впоследствии великими апостолами, которые проповедовали христианство практически по всему миру.
В 20-21 главе мы видим, как после длительного проповедования, множества чудес и исцелений в Галилее, Господь торжественно входит в город Иерусалим. Люди встречают его как нового Царя, ожидая от него земных благ и земного величия еврейского народа. Но Господь несет им иное Царство, и разочарованный люд, не в силах принять такого большого духовного дара, очень скоро вместо торжественных приветствий будет кричать «Распни!».
В 23 главе важное место — обличение Иисусом Христа фарисеев. Господа все время окружало большое количество людей, среди которых были не только Его ученики и последователи, но и просто любопытные зеваки, и откровенные гонители. Очевидно, что подле Христа постоянно находилось множество грешников. Но никого Христос не обличал так явно, как фарисеев и саддукеев.
Оказалось, что эти мнимые внешние праведники, которые по форме соблюдают совершенно все предписания Закона, отстоят от Бога куда дальше, чем очевидные грешники. И Господь предупреждает своих учеников, чтобы они как можно дальше держались от этих людей, которые своим внешним видом создают образ праведности, а в душе взрастили непомерную гордость, тщеславие и осуждение к другим.
Глава 26 рассказывает нам о приближении страшного дня, и предваряет его Тайная Вечеря. Именно на ней было установлено Таинство Евхаристии, когда Господь сам преломил хлеб и обмакнул его в вино, после чего подал ученикам и заповедал так делать вовек.
27-я глава повествует о самых знаковых для становления христианства событиях — судом над Христом у Понтия Пилата, его распятие и смерть.
И, наконец, в 28 главе мы можем прочесть о самом светлом, самом радостном событии всего человечества — о воскрешении Господа Иисуса Христа. Своим воскрешением Христос победил смерть, даровав возможность вечного спасения любому человеку, избравшему путь следования за Ним.
Каждый православный христианин должен помнить, что важно читать Евангелие ежедневно. Для этого существует специальный порядок чтения, используемый в Церкви. Также можно читать по порядку, но не забывая о молитве до и после чтения.