Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Православная церковь о кредитах: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Кредит и церковь — понятия трудно совместимые. Неверные подходы к заработкам на основании современных финансовых возможностей поставили большинство христиан в опасное положение. Одна часть верующих задолжала деньги, пытаясь заработать на растущих процентах, другие — попали в денежную яму, заняв и купив вещи в кредит.

Стремление разбогатеть заставляет православных людей забыть о важнейших библейских принципах, которые помогают избежать подобных неприятностей и стать стабильными в финансовом отношении.

Христианство и кредиты

При взгляде на историю христианской религии видим, что последователи Мессии происходили как из бедности, так и царских семей. Церковь дает всеобъемлющее право спасения каждому, независимо от его положения. Само христианство имеет религиозный взгляд на проблематику материальных ценностей и учит людей освобождаться от власти достатка и роскоши. Важно, чтобы верующий понимал временность земного бытия.

Грех ли брать кредиты?

Два основных христианских тезиса о финансах отыскиваются в списке десяти важнейших заповедей.

  1. Первый принцип говорит о том, что запрещено присваивать то, что не принадлежит тебе. Апостол Павел авторитетно отстаивает свое утверждение и дает полезный совет: «Не кради, если раньше воровал, а лучше займись честным трудом».
  2. Второй принцип заключается в утверждении «Всегда будь доволен тем, что имеешь в настоящем, и не желай чужого». В Новом Завете к этому суждению добавляется положение о том, что быть благочестивым и удовлетворенным есть колоссальное богатство.

Исходя из изложенных принципов, православные люди обязаны жить по средствам и оставаться довольными собственным положением. Такой подход и формирует отношение Церкви к кредитам. Православие запрещает занимать деньги на вещи, без которых можно легко обходиться.

В богатстве и роскоши нет ничего предосудительного, если человек все это имеет изначально, или заработав честным трудом. Если же приходится ради этого занимать деньги, брать вещи в кредит, обкрадывать Всевышнего, не жертвуя на нужды монастырей — это настоящая греховность. Такие люди пользуются украденным и делают это по причине, что хочется жить еще лучше.

Православный человек обязан помнить: Господь дает своим детям различную материальную поддержку, потому что именно Он определяет жизненную цель для каждого.

В некоторых ситуациях Священное Писание допускает право просить материальной помощи и брать заём. Это применимо к чрезвычайным жизненным обстоятельствам. В условиях острой нужды человек просит самое необходимое и берет столько, сколько сможет отдать. Если происходит отказ в помощи, это расценивается с позиции гордости и жестко критикуется.

Важно! Православная традиция позволяет подвижникам жить в материальном благополучии, если в уме верующего не находится демона жадности. Когда человек имеет хороший, честный заработок, то это расценивается как божественное благословение. Необходимо благодарить Всевышнего Отца за то, что труд ценен и достойно оплачивается.

О том, как давать в долг

В Библии отмечена целая группа специализированных текстов на эту тему. Апостольские послания касаются аспекта оказания помощи тем людям, кто действительно обречен в нужде.

  • Писание упоминает: следует давать просящим и не отказывать тем, кто желает получить кредит. Верующий не должен избегать общения и дружбы с нуждающимися людьми.
  • В Библии ясно сказано: если ты дал деньги в долг — не нужно ждать возврата. Православный человек должен иметь большое терпение и быть готовым понести некий убыток.
  • Священное Писание запрещает брать какие-либо проценты с должников. Такие дела рассматривают с позиции милосердия, а не как средства корыстной наживы.

    Как давать в долг деньги?

Эти принципы не распространяются для ситуаций, где человек занимает на что-то несущественное или для развития прибыльного бизнеса. Библия запрещает давать деньги на вещи не первой необходимости. Давая в этом случае, верующий становится соучастником большого греха, желания завладеть тем, что Господь не позволил иметь естественным образом.

Если происходит заём на нужды прибыльного бизнеса, получается некое совместное предприятие. Эта позиция приемлема в том случае, когда одна сторона имеет определенный опыт, а другая — деньги. Объединенные ресурсы позволяют производить что-то и получать справедливую прибыль.

Человек, вложивший деньги, получает доход в зависимости от того, какую роль сыграли внесенные им финансы. Если верующий желает внести некую сумму на развитие бизнеса, необходимо учесть и рассмотреть эффективность предприятия. Слишком легкий доход обещает большие разочарования и беды.

На заметку! Православная церковь позволяет людям пользоваться финансовыми инструментами, которые не портят его личность и не озлобляют.

Отношение верующих людей к кредитам имеет двоякую позицию: одни получают возможность пользоваться желаемыми вещами уже в настоящем, другие считают их кабалой, провоцирующей тяжелые думы о выплатах. Перед тем, как взять заём, следует рационально оценить материальное состояние и моральную готовность к психологическим трудностям.

Дополнительные рассуждения

Скептицизм по поводу всякого предпринимательства и кредита в России несложно понять. Страна пережила тяжёлое экономическое положение 90-х годов, которое характеризовалось заработком больших состояний через преступные мотивы. В этот период возникло колоссальное расслоение общества, где огромное богатство соседствует с крайней нищетой.

Христианское отношение к деньгам

Этот негативный опыт кардинально подорвал отношение населения к возможностям всякого частного предпринимательства. Однако верующий человек всегда остается настоящим христианином, даже занимаясь бизнесом.

Существуют виды предпринимательства, которые не связаны с желанием обогащения. К примеру, благотворительность — дело, требующее особого профессионализма и специфических навыков. Волонтерство — «бизнес», основанный на стремлении сделать что-то хорошее и полезное для других.

Честный предприниматель не тратит деньги на собственное обогащение и удовлетворение разнообразных похотей. Он направляет эти финансы на модернизацию производства, создание благоприятных условий труда для рабочих, а также на рациональное развитие инфраструктуры. Успешные предприниматели поддерживают школы и больницы, вкладывают деньги в научные исследования.

Церковь отрицает всякую деятельность, цель которой в добыче финансов обманным путем. Такое стремление называется преступлением, которое влечет соответствующее наказание. Православная традиция не признает игорный бизнес, растущий на человеческих страстях и слабостях. Сам факт участия в подобных авантюрах делает уязвимой нашу душу.

Если человек ведет преступную жизнь, зарабатывает ложью, дает кредиты под большие проценты и обманывает вкладчиков, он навлекает на себя огромные проблемы, более теряя, чем приобретая. Такой индивид обязан раскаяться и навсегда простится с неблагородным путем. К тому же, он должен возместить ущерб всем, кого обманул.

На заметку! Мудрый царь Соломон указывал на то, что Господь обязательно вознаградит того, кто сотворит благо нуждающемуся. Поэтому каждый обязан забыть о собственной выгоде и нести добро в окружающую среду.

Вопрос кредитования в православной традиции рассматривается с позиции морали. Брать деньги разрешено только в крайних случаях, исключительно на необходимое. Богатство и занятие предпринимательством не осуждается, если верующий имеет цель совершать благодеяния. Церковь поощряет честный труд и разумное денежное вложение.

А. И. Осипов о кредитах