Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Признает ли православие реинкарнацию?

Учение или теория о возможности переселения души после смерти — довольно популярное сегодня течение. Кто-то верит в реинкарнацию достаточно примитивно, на уровне рассуждений, что мы в прошлой жизни были какими-то особенными людьми, а кто-то вникает достаточно глубоко и действительно считает, что сможет родиться заново, в новом теле. Как православие относится к такой теории?

Что такое реинкарнация

Смысл этой теории заключается в том, что все существующее на Земле живет не один раз, а несколько. После физической смерти тела живая душа может заново родиться в другом обличьи, причем необязательно человеческом. Наиболее распространено подобное учение в индуизме, где, помимо прочего, рассказывается и о карме — наказанию за совершенные грехи.

Реинкарнация — учение о повторном воплощении души после смерти тела в другое существо

По мнению индусов, на то, в каком теле переродится человеческая душа, влияет закон кармы — результат совершенных поступков в предыдущей жизни. К примеру, если человек был слишком жадный, алчный, то он в следующий раз может родиться свиньей.

Интересно! Закон кармы предполагает, что зло всегда будет отомщено — за грехи этой жизни человек заплатит страданиями и лишениями в жизни следующей, и так по кругу.

Соответственно, если человек несчастен, терпит какие-либо лишения, болезни и т.д. — это все его заслуженное наказание за грехи прошлых жизней. Так действует карма, и ее влияние невозможно отменить или смягчить.

Целью человеческой жизни, по мнению индусов, является принятие своей кармы, выполнение ее путем сознательной аскезы и медитаций и, в конечном счете, слияние с Абсолютом (некое подобие Бога). Беда человека заключается в том, что он слишком много мнит о себе, но, практикуя медитации, он может стать «ничем» и познать Абсолют.

К моменту появления христианства отдельные религиозные мистические течения признавали возможность перерождения души в том или ином смысле. Однако христианство в лице Иисуса Христа принесло новый догмат — Бог пришел на землю и Своей Жертвой раз и навсегда искупил грехи человека, как бы исполнил карму каждого.

Довольно длительный период времени мистические религии не имели весомого значения в мире, оставаясь популярными лишь в своих ограниченных группах последователей. Христианство приобрело существенное значение и влияние в мировой религиозной сфере и вытесняло подобные мистические учения.

Тем не менее к концу XIX века наблюдается значительное уменьшение распространения христианства. Причиной тому послужил активно развивающийся гуманизм, секуляризм которые полностью отрицали все сверхъестественное и базировались исключительно на рациональных принципах понимания всего сущего.

Вытеснение христианства привело к появлению у многих людей духовного голода. Как бы человек ни пытался объяснить все с точки зрения материализма, потребность в вере никуда не девается. Но поскольку истинная вера пришла в упадок, начали возрождаться различные оккультные, мистические и языческие духовные практики — они как нельзя лучше соответствовали потребностям людей во всем сверхъестественном. Именно в этот период теория реинкарнация приобрела особую популярность, в некоторой степени стала модной.

В индуизме понятие «переселение душ» является одним из основополагающих

Поскольку ортодоксальное христианство не принимало индуистских истин и постулатов, была попытка приспособить теорию реинкарнации и христианство. Так, американский теософ Эдгар Кейс пытался совместить несовместимое, и христианскому сообществу Америки преподносились идеи о том, что перерождение души возможно, но только лишь в тело человека.

Таким образом, к нашему времени теория реинкарнации дошла в довольно видоизмененном виде, включив в себя отдельные части учения разных мистических религий и культов.

Какие аргументы приводят сторонники теории переселения душ

Те люди, кто действительно считает, что человеческая душа может возвращаться раз за разом в физическую телесную жизнь, приводят такие доводы своей правоты:

  • Теория реинкарнации якобы объясняет причину зла. Так, если все несчастья и злоключения человека являются расплатой за грехи прошлого, то зло не самобытно, а создано самим человеком в прошлой жизни.

На самом деле такая логика не объясняет первопричину появления зла. Сегодняшние несчастья соотносятся с грехами в предыдущей жизни, а несчастья в ней снова связываются с проступками жизни, которая была еще раньше. И так до бесконечности. При этом сторонники теории отвергают акт сотворения души, считая, что она просто существует вечно и «первой» жизни у нас никогда не было и быть не могло. Получается регресс, который не имеет начала, а значит зло выходит за рамки только лишь деятельности человека, ведь рано или поздно оно должно было возникнуть.

Данный аргумент не только не объясняет, откуда же взялось страдание и зло, но и совершенно не стимулирует общество к христианским ценностям милосердия и заботы о ближнем. Ведь если страдания являются справедливой платой за совершенные грехи, человек не заслуживает ни жалости, ни помощи, ни сострадания.

  • Примеры свидетелей, которые «помнят» свои прошлые жизни. Во-первых, практически любому из нас известно чувство дежавю, когда нам кажется, что происходящие сейчас события уже случались когда-то ранее. Этот эффект приравнивается к воспоминаниям о прошлых жизнях. Во-вторых, есть люди, которые под гипнозом или в других условиях вспоминали и записывали происходящее с ними в прошлых жизнях.
Эзотерики объясняют дежавю теорией реинкарнации

Эффект дежавю имеет объяснение с точки зрения психологии. То, что мы воспринимаем, как случавшееся ранее, на самом деле может быть попыткой нашей психики соотнести незнакомое со знакомым. К примеру, новые обстоятельства жизни могут быть похожи на те, что случались раньше, и психика воспринимает их идентично. Показателен этот феномен у путешественников: нередко приехав в новую страну или какое-то экзотическое место, может показаться, что человек бывал тут ранее. Но, готовясь к поездке, путешественник изучает маршрут, просматривает фото этих мест, собирает данные. И потом, попав на это место, психика «сравнивает» реальность увиденного с прежде изученным. Отсюда может происходить эффект дежавю.

Что же касается свидетельств людей о своих прошлых жизнях, достоверных исследований и заключений на этот счет нет. Настораживает тот факт, что более всего помнят свои перевоплощения как раз таки индуисты и сторонники теории реинкарнации. Но если человеческие души всех людей рождаются в новых телах, почему об этом почти не помнят христиане, мусульмане или атеисты?

Следует очень осторожно относиться к подобным свидетельствам, поскольку они могут быть вызваны как откровенной ложью и мошенничеством, так и реальным воздействием демонических сил, вводящих в прелесть. Такой человек может совершенно искренне верить, что в прошлой жизни он был и Наполеоном, и Буддой, и Иисусом Христом.

Важно! Относительно духовных лидеров, рассказывающих о своих великих перевоплощениях, христианам следует помнить такие слова апостола Иоанна в его Первом Послании: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире».
  • Не стоит пренебрегать реинкарнацией, поскольку предки иудеи и ранние христиане в нее верили. Такой довод тоже имеет место быть.

Но в первые века христианства переселение душ признавали разве что гностики, учение которых довольно быстро было признано противоречащим основам христианской веры. Поэтому ссылки на исторические факты являются в корне неверными.

Пожалуй, самый неожиданный аргумент звучит так: теории реинкарнации учит сама Библия. Для подтверждения приводятся такие места Писания:

  1. Иоанна Крестителя воспринимают как заново рожденного пророка Илию ( «И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти.», Мф 11: 14);
  2. Ветхозаветный царь Мелхиседек — это предыдущее рождение Иисуса Христа (Евр. 7:3 « без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.«);
  3. Место, где апостолы Христа спрашивают Учителя, почему человек родился слепым, часто сопоставляют с учением о карме (Ин.9:2 „Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?“);
  4. Несмотря на кажущуюся многим очевидность подобного толкования, смысл этих строк Библии совершенно иной. Об этом говорят и святые отцы, и авторитетные исследователи и толкователи Священного Писания.

Так, о том, что Иоанн Креститель не является перевоплощением древнего пророка, говорят строки из Послания к евреям, где поясняется, что он в телесном своем облике был вознесен на небо. Кроме того, во время явления в день Преображения Господня Илия был явлен живым в своем теле. Далее, Евангелие от Иоанна дает четкий ответ: когда первосвященники напрямую спросили у Предтечи, он ли является Илией, Креститель прямо и уверенно ответил, что нет. В конце концов, Сам Христос, проводя параллели между Предтечей и Илией, говорит о том, что служение Иоанна было только » в духе и силе » древнего пророка. При этом целью было подчеркнуть значимость прихода в мир Иоанна Крестителя наравне с великим пророком, но вовсе не отождествлять одного с другим.

Христианство отрицает учение о реинкарнации душ

Таким же образом трактуются и остальные места Священного Писания, искаженные реинкарнистами. Относительно царя Мелхиседека имеется в виду то, что мы не располагаем никакими данными относительно его происхождения и рождения. Он был уникален в своем служении, так как был выбран на него обособленно и никому его не передал. Именно в этом усматривается аналогия со священством Самого Христа, но вовсе не о переселении душ.

Что же касается «нового рождения», о котором повествует нам апостол Иоанн, то, исходя из всего учения Нового Завета становится совершенно очевидно, что речь вовсе не о телесном перерождении, а о духовном. Все Евангелие построено на том, что человек должен преодолеть свою тленную телесную греховность и возродится в Духе, познав Христа.

Относительно кармы, по закону которой человек родился слепым, Иисус Христос, напротив, полностью отрицает такую зависимость. Вместо того чтобы подтвердить, что слепой человек несет бремя наказания за своих грехи или грехи своего рода, Христос говорит, что его слепота нужна для того, чтобы именно на нем явились дела Божии. Следом за этим он исцеляет недужего, что полностью противоречит учению о необратимости кармы.

Внимание! В христианском вероучении нет каких-либо свидетельств, подтверждающих возможность перерождения человеческих душ. Христианство считает душу вечно живой, но после физической телесной смерти душа поднимается к Богу, а не возвращается на землю в новом теле.

Немного о карме

Поскольку вера в реинкарнацию напрямую связана с кармой, нельзя пройти мимо этого понятия. Для объяснения того, что карма — это только лишь удобный инструмент объяснения собственной теории, созданной реинкарнистами, можно использовать такие аргументы:

  • полностью отсутствуют какие-либо научные, фактологические, логические доказательства существования кармы;
  • во всем остальном видимом живом мире не существует ни одного примера, наглядно иллюстрирующего подобную теорию;
  • постоянный регресс к прошлому обесценивает важнейшие переломные моменты истории. Если суть происходящего зависит от прошлого, мы не в силах изменить настоящее, а существование циклично и не имеет ни начала, ни конца;
  • карма полностью противоречит естественной нравственной потребности человека проявлять милосердие и сострадание, помогать людям, переживающим тяжелые времена или обстоятельства;
  • закон кармы непомерно возвеличивает богатых и успешных людей, при этом полностью обесценивая и унижая людей бедных и не очень удачливых;
  • карма предполагает обезличивание. Если душа не принадлежит только одному конкретному человеку, она растворяется в бесконечной цепочке перерождений, теряя индивидуальность и ценность как чего-то особенного, единичного;
  • пожалуй, один из самых важных аргументов с точки зрения православия, — карма не оставляет место таким важным христианским ценностям, как прощение, милосердие, любовь к человеку. Если карма необратима и фатальна, в благодати Божьей нет никакого смысла;
  • закон кармы жесток и порождает пессимистичное, негативное отношение к жизни, тогда как по словам апостола Павла, мы призваны «непрестанно радоваться и за все благодарить».

Православный человек должен помнить, что чрезмерное увлечение модными нынче теориями и практиками, чуждыми христианству, может быть опасным для души. Не стоит просто из праздного любопытства углубляться в дебри оккультных религиозных течений. Гораздо полезнее потратить это время на собственную духовную жизнь.

Как православие относится к реинкарнации? Протоиерей Владимир Головин
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: