Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Современная медицина и православие

Пожалуй, нет более популярного пожелания на любом празднике, нежели пожелание здоровья. Человек может иметь богатство, славу и что угодно еще, но если он при этом болен — какой во всем этом смысл? Состояние нашего здоровья в большей степени зависит от нас самих, от образа жизни, питания, вредных привычек. Но во многом наше здоровье зависит и от медицины. Сегодня попробуем разобраться, как же православная церковь относится к медицине в целом и к ее различным направлениям.

Почему мы болеем

Так или иначе, но с какими-то болезнями в своей жизни сталкивается абсолютно каждый человек. Кто-то болеет сильнее, кто-то легче, но к врачам ходят все. Зачем же нам даны болезни?

Священное Писание прямо отвечает на данный вопрос. Человек познал болезни и смерть в результате своего грехопадения, которое нарушило первозданную связь человека с Господом. Эта связь была важнейшим и фундаментальным свойством первых людей. Потеряв ее, человек впустил в свою жизнь физическое тление — болезни и смерть.

Медицина относится к одной из древнейших наук и практик

С духовной точки зрения человек может болеть по таким причинам:

  • В наказание и назидание за совершенные грехи. Примером такой хвори можно считать СПИД, который является чаще всего специфической болезнью определенного неблагополучного слоя населения — наркоманов, лиц нетрадиционной ориентации, тех, кто ведет беспорядочную половую жизнь.
  • Как испытание веры. О таком примере очень явно нам повествует Священное Писание в истории ветхозаветного Иова. Он не имел грехов, требующих наказания, но, тем не менее, претерпел тяжкие страдания. Выстояв в вере и не поколебавшись, он был вознагражден Господом.
  • Как указание на необходимость изменения собственной жизни. Нередки случаи, когда человек приходил к истинной глубокой вере именно после тяжелой болезни. Такие люди позже искренне благодарили Господа за ниспосланные страдания, поскольку понимали, что иначе они бы не открыли для себя Христа.

Очень часто люди, которые сталкиваются с испытаниями в виде тяжелых патологий, задаются вопросом «За что мне это?». Если мы посмотрим на проблему с христианской точки зрения, то поймем, что наши грехи настолько глубоки, что только по великой милости Божьей мы еще живем на земле. На самом деле, если бы Господь был не милосерден, а справедлив, мы все заслуживали бы погибели за свои грехи.

Православная вера не только указывает нам на наше несовершенство но и дарует действенные пути спасения. Нередко эти пути связаны с несением тяжелого бремени болезней и скорбей. Но в Евангелии сказано, что лишь тот, кто возьмет свой Крест и понесет его до конца, сможет спастись.

Важно! Если отнестись к болезни правильно, с духовной точки зрения, то она сможет принести большую пользу человеческой душе.

Зачем нужна медицина

Но если болезни несут такое благо душе человека, зачем тогда вообще их лечить и зачем нужна медицина? К сожалению, в околоправославной среде и в среде многих фанатичных организаций можно встретить мнение, что не нужно обращаться к врачам, а надеяться только лишь на исцеление от Господа.

Такая позиция никогда не одобрялась Православной Церковью. Искусство врачевания известно миру еще с самых давних времен. В Ветхом Завете в книге Сирраха можно найти довольно детальное отношение к медицине и вере в Бога. Там сказано, что врачей необходимо почитать и по надобности пользоваться их знаниями и умениями.

Писание призывает помнить, что корень болезней — в грехах перед Богом

Но при этом необходимо не забывать, что главный наш Врачеватель — Господь. Нужно молиться Ему, и через руки врачей будет послано исцеление. Несмотря на то, что такое понимание относится еще к ветхозаветному времени, примерно такая же позиция и у современной Православной Церкви.

Духовная польза болезни при правильном к ней отношении совершенно не противоречит желанию выздороветь. Более того, многие врачи сами не скрывали, что являются не более, чем проводниками Божьей воли о человеке. Например, таким был святитель Лука Войно-Ясенецкий, который не только почитаемый в православии святой, но и великий врач.

Интересно! Его труд «Очерки гнойной хирургии» стал оплотом развития хирургии в целом. До сих пор эта книга не утратила актуальности.

Когда этого великого человека благодарили за его труд и врачебный талант, он скромно отвечал, что он только лишь накладывает повязки, а исцеляет человека только Господь. Это прекрасный пример человеческого смирения и того, как через врачей может действовать Божья милость к людям.

Еще одним важным аспектом, почему не стоит пренебрегать медицинским вмешательством в течение заболевания, является наша гордыня. Если мы гордо отрицаем медицину, а сидим и ждем, чтобы нас исцелил Господь, т.е. явил явное, очевидное чудо — встает логичный вопрос, а почему, собственно, мы считаем себя достойными этого чуда?

Безусловно, в истории православия множество примеров чудесных исцелений, которые происходили вне воздействия медицины. Выздоравливали люди, которым были поставлены смертельные диагнозы без надежды на выживание; на глазах у множества людей исцелялись калеки, прозревали слепые и многое другое. Чудеса даются нам Господом для укрепления в вере, для утешения. Но можем ли мы самонадеянно требовать от Господа явления чуда на нас самих?

Библия говорит, что основной причиной заболевания является первородный грех

Почему-то многие святые или сами были врачами, или прибегали к их помощи. Они не считали, что достойны явного и видимого исцеления от Господа, но смиренно верили и молились, что Господь пошлет им такого лекаря, в руки и разум которого вложит все, что необходимо для успешного врачевания.

О различных направлениях медицины

Медицинская наука включает в себя большое количество направлений и отраслей. Все ли они подходят для православного христианина?

Традиционная доказательная медицина

Как правило, когда речь идет о науке, подразумевается именно наличие доказательной базы. Основы такого подхода общеприняты, используются во всем мире и не вызывают сомнений в профессиональной среде.

Врачи, которые работают по принципам доказательной медицины, используют для лечения заболеваний только средства с доказанной эффективностью и нередко опираются на международные протоколы лечения. Православный христианин может спокойно пользоваться такими услугами.

Народная медицина

Понятие народного лечения очень широко и многогранно. Кто-то считает народными методы лечения травами, кто-то использует для выздоровления золу, капусту, животный жир и тоже считает эти методы народными. Но как правило, под народным подходом принято считать традиционные способы лечения, которые передаются из поколения в поколение и часто могут значительно отличаться как в разных семьях, так и в разных регионах.

Народная медицина — методы оздоровления, основанные на опыте многих поколений

Духовных препятствий для лечения такими способами нет, если не используются заговоры, амулеты, обереги и прочие оккультные предметы и практики. Однако любому человеку, как верующему так и нет, нужно помнить, что народная медицина не имеет доказательной базы, поэтому достоверно неизвестно, к каким последствиям может привести подобное лечение.

Фитотерапия

Последнее время повышается популярность лечения травами и различными растениями. О целебных действиях растений известно с давних времен, некоторые из них даже официально признаны и используются в современных протоколах. Грамотно и точно подобранные комбинации растений действительно могут оказать положительный лечебный эффект, но нужно внимательно подходить к выбору врача, который этим занимается.

Если фитотерапевт лечит своих пациентов только травами, их комбинациями или какими-либо растительными компонентами — нет духовных преград воспользоваться таким лечением. Но нужно внимательно следить, чтобы в терапии не использовались элементы оккультных практик, таких как заговаривание травы и тому подобное.

Гомеопатия

Пожалуй, одна из самых спорных областей медицины, которая имеет как ярых противников, так и верных сторонников. История гомеопатии уходит корнями к самому началу XIX века, когда профессор С. Ганеман открыл принцип сверхмалых доз и то, что «подобное лечится подобным». Именно эти два подхода по сей день лежат в основе классической гомеопатии.

Официальная наука не признает гомеопатию, и, более того, признала ее лже-наукой. Лечебный эффект сверхмалых доз препаратов был признан эффектом плацебо. Тем не менее, сторонников гомеопатии по всему миру и сегодня насчитывается очень много.

Гомеопатия – альтернативное направление медицины с использованием разведённых препаратов

Если человек, будучи православным христианином, верит в эффективность гомеопатии — он может использовать ее для улучшения своего здоровья. Но всегда нужно ответственно подходить к оценке тех рисков, которые несут все альтернативные методы.

Выбирая тот или иной метод лечения, православный человек должен, с одной стороны, полагаться на Бога и полностью вверить Ему свою жизнь. С другой стороны, не должно проявлять и нерадения о своем здоровье. Тем более недопустима лень или намеренное вредительство своему здоровью.

Православная медицина

В современном православном обществе появился особый запрос на православных врачей. Что же означает это словосочетание?

С точки зрения профессионала, православный врач — это специалист в какой-либо медицинской области, который является верующим воцерковленным христианином. При этом уровень его квалификации и профессионализма может совершенно никак не зависеть от вероисповедания. Конечно же, человек, который старается жить внутренней духовной жизнью, должен к своей работе относиться со всей ответственностью. Но все же прямой зависимости квалификации и вероисповедания нет.

С точки зрения пациента очень часто запрос на православного врача означает поиски «особого» специалиста. Предполагается, что православный врач будет лечить не так как все, будет разбираться совершенно во всем, не будет назначать кучу стандартных анализов и назначений. А когда пациенты сталкиваются со стандартным лечебным подходом, испытывают глубокое разочарование.

Особенностью православного врача должно быть отношение к своей работе как к служению ближнему. Конечно, если специалист видит в своих пациентах, прежде всего, не возможность заработать, а живых людей и братьев — выполнять свой труд он будет по особенному. Видимо именно поэтому и ищут таких специалистов.

Господь благословил труд врача, в основе которого лежит служение любви

Конечно же православный врач должен очень внимательно относиться к каждому, кто к нему пришел. По словам Иисуса Христа мы знаем, что через каждого, кто обратился к нам за помощью, к нам приходит Сам Господь. Помня об этом, работать плохо и безответственно станет невозможно.

Верующий доктор будет понимать, что причина недомогания выходит за пределы только лишь тела. Если пациент тоже приходит верующий и воцерковленный, то с доктором удастся говорит одним языком, и взаимопонимания будет больше.

Это вовсе не означает, что православные люди должны создавать нечто вроде закрытого клуба «для своих». Так можно начать искать не только православных врачей, но и православных электриков, сантехников и любых других специалистов. Погоня за видимой формой не должна выходить за рамки здравого смысла. Хороший стоматолог может быть и атеистом, и мусульманином. И не может быть никакого греха получить помощь из его рук.

Когда обращаться к доктору, а когда бежать в храм

Забота о собственном здоровье должна быть своевременной, но спокойной. Ипохондрия, излишняя тревожность о своем здоровье, постоянные походы по врачам — все это свидетельствует о непорядке в духовной жизни человека.

Важно! Если имеют место какие-либо очевидные недомогания, симптомы болезни или дискомфортные ощущения — нужно обратиться к доктору, сдать необходимые анализы и пройти лечение.

Но не нужно при этом забывать и о храме. Многие неприятные и непонятные симптомы могут уйти тогда, когда человек начнет наводить порядок в собственной душе. Наша душа и тело неразрывно связаны, и изменения одной составляющей непременно приводят к изменению другой. Грамотная терапия от хорошего доктора совместно с личным упорным трудом по исцелению собственной души могут помочь преодолеть даже очень серьезные заболевания.

Православная медицина
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях:
Комментарии
  • Зина, 1 июня 2019 в 18:58

    Скажите, а можно ли лечиться нетрадиционными методами? Йога, очищение ауры, энергетики и тому подобное?

    • Администратор Екатерина, 1 июня 2019 в 19:41

      Добрый день. Нетрадиционная медицина бывает очень разная. К ней можно отнести и фитотерапию, и гомеопатию, и лечебное питание, и специальные физические упражнения, и многое другое. Однозначно нельзя сказать, что вся нетрадиционная медицина несовместима с православием. Нужно разбираться в каждом конкретном ответвлении и оценивать его духовную сторону. Например, лечение травами вполне подходит для верующего человека, если лечебный эффект основывается на свойствах растений, а не на каких-либо заговорах или магических обрядах с травой. Гомеопатия не признается официальной медициной и считается лженаукой, но при этом с христианской точки зрения она безопасна.

      Сложнее обстоит ситуация с духовными практиками. Та же йога является очень небезопасным занятием с духовной точки зрения. И если еще можно допустить использование некоторых отдельных упражнений (и то далеко не всех) в качестве зарядки или физической нагрузки, то полноценные и профессиональные занятия йогой не подходят для православного человека из-за глубинных различий в идеологии. То же самое можно сказать и других восточных практиках, которые «работают» с энергетикой, аурой, чакрами и тому подобным. Эти учения в своей основе противоречат православной вере, поэтому придется выбирать — или мы являемся православными христианами, или используем такие практики.

      Отдельно стоит коснуться экстрасенсорики и целительства. Сейчас это очень распространенные течения нетрадиционной медицины. Причем, на уловки таких целителей попадаются даже православные христиане — иногда целители в своих магических культах используют иконы, освященную воду, церковные свечи и другие христианские атрибуты. Это вводит в заблуждение и создает внешнюю видимость некоего христианского обряда. На самом деле, это все равно магический культ, который не имеет ничего общего с верой Христовой. И Библия, и все святые отцы нашей Церкви строго предупреждали не обращаться к магам, целителям и экстрасенсам для решения каких-либо проблем, в том числе и со здоровьем. Важно понимать, что если такое нетрадиционное «лечение» даже даст какие-либо видимые позитивные плоды, духовный вред от посещения таких специалистов будет несоизмеримо больше.

      Кроме духовной оценки нетрадиционного метода лечения всегда важно оценивать риски, связанные с отказом от доказательных методов лечения. Конечно, и альтернативные методы могут дать положительный результат, но всегда надо внимательно разбираться понимать, какие последствия могут быть при использовании того или иного альтернативного метода лечения.