Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Как и зачем уйти в монастырь женщине или мужчине

Путь к монашеству — один из сложных и ответственных решений для человека. К нему приходят не от безысходности, не от разочарования в жизни, не убегают от личных проблем. К монашеству идут для тесной связи с Богом, тихой радости при общении с Ним и за ощущением блаженства.

Для чего уходят в монастырь

Монашество вправе причисляют к таинствам православной церкви, объединяющее в себе Крещение, Миропомазание, Венчание, Причастие, Священство, так как несёт в себе отречение от грешной жизни, печать избранничества, соединение навеки с Христом и посвящение на служение Богу.

Монашество — удел сильных духом и телом. Если человек несчастен в жизни мирской — побег в монастырь только усугубит его несчастья.

В монастырь возможно уйти только разорвав связи с внешним миром, полностью отречься от всего земного и посвятить жизнь служению Господу. Одного желания для этого мало: зов и веление сердца делают человека ближе к монашеству. Для этого надо потрудиться и подготовиться.

Начинается путь в монастырь с познания глубины духовной жизни.

Постриг в монахи

Уход в монастырь женщин

Как уйти в монастырь женщине? Это решение, которое принимает сама женщина, но не без помощи духовного наставника и Божьего благословения.

Не стоит забывать, что приходят в монастырь не для исцеления душевных ран, полученных в миру от несчастной любви, смерти близких, а для воссоединения с Господом, с очищением души от грехов, с пониманием того, что вся жизнь теперь принадлежит служению Христу.

В обители рады видеть всех, но пока остаются проблемы в мирской жизни, стены монастыря не смогут спасти, а могут только ухудшить положение. При уходе в монастырь не должно остаться никаких привязанностей, задерживающих в обыденной жизни. Если готовность отдаться служению Господу сильна, тогда и монашеская жизнь пойдет на пользу монахине, обретется покой, умиротворение в ежедневных трудах, молитвах и ощущения того, что Господь всегда рядом.

Если безответственно ведут себя люди в миру — хотят уйти от жены, оставляют детей, то нет уверенности, что монашеская жизнь пойдёт на пользу такой заблудшей душе.

Важно! Ответственность нужна всегда и везде. Нельзя убежать от самого себя. Нужно не уходить в монастырь, а приходить в обитель, идти навстречу новому дню, новому рассвету, где ждёт тебя Господь.

Уход в монастырь мужчин

Как уйти в монастырь мужчине? Это решение непростое. Но правила неизменны, как и для женщин. Просто в социуме на мужских плечах лежит больше ответственности за семью, работу, детей.

Поэтому, уходя в монастырь, но при этом, сближаясь с Богом, нужно подумать, не останутся ли близкие без опоры и сильного плеча мужчины.

Большой разницы между мужчиной и женщиной, желающих уйти в монастырь, нет. Причина ухода в обитель у каждого своя. Единственное, что объединяет будущих иноков — подражание образу жизни Христа.

Подготовка к монашеской жизни

Монах — в переводе с греческого означает «одинокий», а на Руси их называли иноками — от слова «иной», «другой». Монашеская жизнь — это не пренебрежение миром, его красками и восхищением жизнью, но это отречение от пагубных страстей и греховности, от плотских удовольствий и наслаждений. Иночество служит восстановлению первоначальной чистоты и безгрешности, которыми были наделены в раю Адам и Ева.

Да, это тяжелый и сложный путь, но награда велика — подражание образу Христа, бесконечная радость о Боге, умение принимать с благодарностью всё, что посылает Господь. Помимо этого, иноки — первые молитвенники о грешном мире. Пока звучит их молитва — стоит и мир. Это главная работа монахов — молиться за весь мир.

Пока мужчина или женщина живут в миру, но всею душою чувствуют, что их место в обители, у них есть время подготовиться и сделать правильный и окончательный выбор между мирской жизнью и жизнью в единстве с Богом:

  • Для начала нужно быть православным христианином;
  • Посещать храм, но не формально, а проникаться душою в богослужения и любить их;
  • Совершать утреннее и вечернее молитвенное правило;
  • Научиться соблюдать пост телесный и духовный;
  • Чтить православные праздники;
  • Читать духовную литературу, жития святых и обязательно познакомиться с книгами, написанными святыми людьми, которые повествуют о монашеской жизни, истории монашества;
  • Найти духовного наставника, который расскажет о подлинном монашестве, развеет мифы о жизни в монастыре, даст благословение на служение Богу;
  • Совершить паломничество в несколько монастырей, побыть трудником, остаться на послушание.

Кто может поступить в монастырь

Невозможность жить без Бога ведёт мужчину или женщину к стенам монастыря. Они не бегут от людей, а идут за спасением, за внутренней потребностью покаяния.

И всё же существуют препятствия для поступления в обитель, не каждый может быть благословен на иночество.

Не может быть монахом или монахиней:

  • Человек семейный;
  • Мужчина или женщина, воспитывающие маленьких детей;
  • Желающий скрыться от несчастной любви, трудностей, неудач;
  • Преклонный возраст человека становится преградой для монашества, ведь в обители усердно и тяжело трудятся, а для этого надо иметь здоровье. Да и трудно изменить укоренившиеся привычки, которые станут преградой иночеству.

Если всего этого нет и намерение прийти к монашеству не покидает человека ни на минуту, безусловно, никто и ничто не помешает отречься от мира и уйти в монастырь.

Идут в обитель абсолютно разные люди: достигшие успеха в миру, образованные, умные, красивые. Идут, потому что душа жаждет большего.

Монашество открыто для всех, но не все в полной мере готовы к нему. Иночество — это жизнь без печалей, в том понимании, что человек избавляется от мирской суеты, забот. Но эта жизнь намного тяжелее, чем жизнь семейного человека. Семейный крест труден, но убежав от него в монастырь, ожидает разочарование и облегчения не наступает.

Совет! И все же, чтобы ступить на нелегкий путь иночества, который принадлежит немногим, нужно взвешенно и тщательно обдумать, чтобы потом не оглядываться назад и не сожалеть о случившемся.
Постриг в монахи

Как быть с родителями

Многими родителями в древности на Руси и в других православных странах приветствовалось желание детей пойти в монахи. Отроков готовили с детства для принятия иночества. Такие дети считались молитвенниками обо всей семье.

Но были и глубоко верующие, которые категорически выступали против служения своих детей на монашеском поприще. Хотели видеть своих чад успешными и преуспевающими в мирской жизни.

Дети, которые самостоятельно приняли решение жить в монастыре, готовят близких к такому серьезному выбору. Следует подобрать верные слова и доводы, которые будут восприниматься родителями правильно и не введут их в грех осуждения.

В свою очередь, благоразумные родители изучат досконально выбор своего ребенка, вникнут в суть и понимание всего вопроса, помогут и поддержат близкого человека в таком важном начинании.

Просто большинство от незнания сути иночества воспринимают желание детей служить Господу как нечто чужеродное, противоестественное. Начинают впадать в отчаяние и тоску.

Родители грустят от того, что не будет внуков, что у сына или дочки не будет всех привычных мирских радостей, которые принято считать наивысшими достижениями для человека.

Совет! Монашество — достойное решение ребенка, и поддержка родителей — важная составляющая в окончательном утверждении правильности выбора дальнейшего пути в жизни.

Время для раздумий: трудник и послушник

Чтобы выбрать монастырь, в котором останется будущий инок, совершают не одну поездку по святым местам. При посещении одного монастыря трудно определить, что здесь останется сердце человека для служения Богу.

Оставшись в обители на несколько недель, мужчине или женщине отводится роль трудника.

В этот период человек:

  • много молится, исповедуется;
  • трудится на благо монастыря;
  • понемногу постигает азы монашеской жизни.

Живет трудник при монастыре и питается здесь же. На этом этапе к нему присматриваются в обители, и если человек остается верен своему призванию монашества, предлагают остаться в монастыре послушником — человеком, готовящимся к постригу в монахи и проходящему духовное испытание в обители.

Важно: послушание — христианская добродетель, монашеский обет, испытание, весь смысл которого сводится к освобождению души, а не к рабству. Суть и важность послушания необходимо понять и прочувствовать. Понять, что всё делается для добра, а не для мучения. Исполняя послушание, понимают, что старец, который несёт ответственность за будущего монаха, заботится о спасении его души.

При непосильных испытаниях, когда ослабевает дух, всегда можно обратиться к своему старцу и поведать о трудностях. И непрестанная молитва к Богу — первый помощник в укреплении духа.

Послушником можно быть много лет. Готов ли человек к принятию монашества, решает духовник. На этапе послушания есть еще время подумать о будущей жизни.

Епископом или настоятелем обители совершается чин монашеского пострижения. После пострига назад дороги нет: удаление от страстей, печалей и смущений приводит к неразрывной связи с Богом.

Важно: не спешить, не торопиться принимать монашество. Импульсивные порывы, неопытность, горячность ложно принимаются за истинное призвание быть монахом. И потом у человека начинаются тревоги, уныние, тоска, побеги из монастыря. Обеты даны и никто их не может снять. И жизнь превращается в муку.

Поэтому главное наставление у святых отцов — тщательное послушание и испытание в течение определенного периода времени, которое и покажет истинное намерение быть призванным к монашеству.

Жизнь в монастыре

В наш 21 век приблизиться и увидеть жизнь иноков стало возможным и для простых мирян.

Сейчас организовываются паломнические поездки в женские и мужские монастыри. Паломничество рассчитано на несколько дней. Живут миряне при монастыре, в специально отведенных помещениях для гостей. Иногда проживание может быть платным, но это символическая цена и средства от неё идут на содержание обители. Питание бесплатное, согласно монастырскому уставу, то есть еда постная.

Но миряне живут в обители не как туристы, а приобщаются к жизни иноков. Проходят послушание, трудятся на благо монастыря, молятся и всем своим естеством ощущают благодать Божью. Устают сильно, но усталость приятная, благодатная, которая несёт душе умиротворение и ощущение близости Бога.

После таких поездок многие мифы о жизни иноков развеиваются:

  1. В обители строгая дисциплина, но она не угнетает монахинь и монахов, а приносит радость. В посте, работе и молитве видят они смысл жизни.
  2. Никто не запрещает монаху иметь книги, слушать музыку, смотреть фильмы, общаться с друзьями, путешествовать, но всё должно быть во благо душе.
  3. Кельи не унылые, как показывают в художественных фильмах, есть шкаф, кровать, стол, множество икон — всё очень уютно.

После пострига принимаются три обета: целомудрия, нестяжания, послушания:

  • Монашеское целомудрие — это безбрачие, как составляющий элемент устремленности к Богу; понятие целомудрия как воздержание от удовлетворения похотей плоти существует и в миру, поэтому смысл этого обета в контексте монашества есть нечто другое — обретение Самого Бога;
  • Монашеское послушание — отсечение своей воли перед всеми — старшими, перед всяким человеком, перед Христом. Довериться безгранично Богу и быть покорным Ему во всём. Принимать с благодарностью всё таким, как оно есть. Такая жизнь приобретает особый внутренний мир, непосредственно соприкасаемый с Богом и его не омрачают никакие внешние обстоятельства;
  • Нестяжание означает отказ от всего земного. Иноческая жизнь отказывается от земных благ: монах не должен ни к чему иметь пристрастие. Отказываясь от земных богатств, он обретает легкость духа.

И только с Господом, когда общение с Ним становится превыше всего — остальное, в принципе, не обязательно и не важно.

Посмотрите виде о том, как уйти в монастырь
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях:
Комментарии
  • Алексей, 4 февраля 2019 в 10:27

    Подскажите, пожалуйста. Хочу уйти в монастырь, но много грехов за душой. Куда можно обратиться?

    • Администратор Екатерина, 4 февраля 2019 в 12:07

      Добрый день. Желание уйти в монастырь может быть продиктовано самыми разными мотивами, но в основе любого из них должно лежать стремление посвятить всю свою жизнь служению Господу. То, что у человека много грехов, не может и не должно быть препятствием на пути к монашеской жизни. Человек грешен по природе своей, и многие монахи, даже удостоившиеся венца святости, в своей земной жизни сталкивались с великими искушениями и перебарывали мучительные страсти. Дело ведь не в том, какие грехи были или даже есть у человека, а в том, как он с этими грехами борется, пытается ли их искоренить, насколько им поддается.

      Если вы дошли до того, что задумываетесь о монастыре, то наверняка вы уже достаточно знакомый с православием человек. В таком случае, вы должны знать, что Господь пришел в наш мир не ради праведников, но ради грешников. И страшны грехи не просто своим фактом (они есть у всех), а тем, если мы в них не каемся, не исправляем себя, не очищаем свою душу. Это можно сделать и в миру,и в монастыре. А можно ни там, ни там не спастись. Путь у каждого человека свой, но окончательной точкой и мирянина, и монаха должен быть Христос.

      Решать вопрос об уходе в монастырь нужно со своим духовником. Если по каким-то причинам его нет, то можно поехать в монастырь и пожить там послушником, поработать по мере сил на благо обители. Можно пообщаться с игуменом или другими служителями монастрыря — они наверняка сумеют дать ценные советы будущему послушнику. А что же касается грехов, то тут путь один и у мирян, и у монахов — искреннее глубокое покаяние, исповедь, причастие. Для этого у нас и есть Церковь Христова, и только в ней мы можем найти свое спасение в Боге.

  • Денис, 25 марта 2019 в 11:23

    Здравствуйте! Можно ли пожить в монастыре, чтоб найти себя.
    Очень сильно болит душа за совершенные мной грихи. Я просто заблудился в себе. Мне даже нескем поговорить и пожаловаться, из этого делаю много ошибок и грехов.
    Я просто потерялся и заблудился всебе…(((

    • Администратор Екатерина, 26 марта 2019 в 11:00

      Добрый день. Да, конечно, вы можете обратиться в монастырь,пожить там послушником, потрудиться на благо обители. Но, прежде всего, вам необходимо найти хорошего духовника, который не только выслушает вас, но и подскажет, как исправить духовную жизнь. Такой наставник очень важен, особенно в ситуации, когда человек запутался и не знает, как поступить. Духовника можно найти как в монастыре, так и в обычном приходском храме. А далее уже действовать по наставлению батюшки, и стараться самому делать все, что в собственных силах — исповедоваться, причащаться, ходить в храм на службы.
      Помогай вам, Господь!

  • Михаил, 5 апреля 2019 в 10:04

    Хочу посветить свою жизнь монастырю. устал от грязного мира,лжи,лицемерия. Хочется жить радоваться, единственный человек ради которого я живу, это мой сын! Я не хочу сбежать, мне хочется повысить свой духовный мир. Хочу просыпаться с желанием, что не всё потеряно в этом мире, молиться и верить, что всё будет хорошо!

    • Администратор Екатерина, 7 апреля 2019 в 13:48

      Добрый день. Выбор монашеского пути — очень ответственный и важный шаг в жизни. Если вы уверенны в своем предназначении, можно начать с малого — поехать в монастырь послушником, трудником, паломником. Нужно пожить некоторое время в монастыре, где придется трудиться, молиться, выполнять какие-то послушания. К тому же крайне важно обсудить подобное решение с опытным духовником. Важным фактором является и наличие ребенка — если он еще совсем мал, кто будет его воспитывать и обеспечивать в случае вашего ухода из мира в монастырь? Бросить ребенка на произвол нельзя, необходимо позаботиться о его будущем до того, как вы уйдете в монастырь. Все эти вопросы нельзя решить в общем, тут необходимо разбираться в каждой конкретной ситуации и делать это лучше всего с духовником или священником.
      Помогай вам Господь!

      • Никита, 7 апреля 2019 в 21:50

        Добрый вечер. Я давно хочу сходить на исповедь, хочу выговориться. Я люблю жизнь и это самое ценное что есть в жизни каждого. Могу ли я провести беседу со священником в церкви? Станет ли он меня слушать, ведь беседа не долгая.

        • Администратор Екатерина, 7 апреля 2019 в 22:23

          Добрый день. Вам нужно понять, чего вы хотите — исповедаться или пообщаться со священником на духовные темы. Исповедь — это когда мы перед священником рассказываем Господу о своих грехах, каемся в них. Это Таинство очищения и прощения грехов. Конечно, священник может и на исповеди дать какие-то краткие советы и комментарии, но все же это не духовная беседа. К исповеди необходимо должным образом готовиться и понимать, что это важное церковное Таинство, и совершается оно перед самим Господом.

          Если же вы хотите именно пообщаться со священником, обсудить какие-то аспекты своей жизни, задать вопросы о православной вере и воцерковлении — это нужно делать не на исповеди, а в личном общении. Как правило, такая возможность бывает после службы в храме, когда основная масса прихожан уже разошлась. Вам необходимо узнать в конкретном храме, возможно, есть отдельные дни и время, когда священник выходит и общается с прихожанами. Это можно спросить, например, в свечном киоске. Также можно подойти к самому батюшке в конце службы, когда он выносит крест. Подходя ко кресту, можно спросить у священника о том, когда можно с ним пообщаться.

      • Никита, 11 апреля 2019 в 09:09

        Доброе утро, Екатерина. Я хотел ещё вот узнать, что нужно для ухода в монастырь? И через какое время уже можно в нем оказаться? И священник сам решает в какой монастырь или можно выбрать? Мне разницы сильно нет, уточняю для информации. Я не знаю как это объяснить, но раньше я, к сожалению, не верил в Бога, но веря в общем была, только она была вера в создателя. Но в последнее время у меня внутри ощущаешься лёгкий дискомфорт, да и мысли стали появляться про это. У меня в жизни всё хорошо, живу и цвету. Но вот есть внутреннее желание уйти в монастырь. Как будто что-то из вне тянет. Могли бы сказать почему так может быть? И могу ли я уйти сначала навремя, к примеру на месяц. Мне кажется что в монастыре я найду ответы на свои вопросы. Но и скланяюсь к тому, что я могу остаться там надолго. Всё же мне кажется, это необычное место. Приятного дня Вам.

        • Администратор Екатерина, 11 апреля 2019 в 22:01

          Добрый день. Конечно, сразу же монашеский постриг никто не совершает, тем более над новоначальным христианином, который недавно открыл для себя путь к Богу. Вам для начало нужно пожить в монастыре как паломник или послушник, походить на монастырские службы, поучаствовать во внутренней монастырской жизни. Если это делать, вы сможете познакомиться со священниками, которые подскажут, как правильно выбрать свой жизненный путь. Вы можете сами выбрать ту обитель, которая вам по душе, прийти туда и узнать, как там можно остановиться. Очень часто монастыри берут на постой трудников — людей, которые не только молятся и участвуют в церковной жизни монастыря, но и по благословению выполняют какие-либо посильные работы. Это очень полезный опыт, поскольку настоящая монашеская жизнь также сопряжена с постоянным трудом.

          Что же касается непосредственного пострига в монахи — об этом нужно думать далеко не сразу. Для начала нужно наладить внутреннюю духовную жизнь, воцерковиться, стать настоящим православным христианином. И далее, если на то будет воля Божия, уже можно задумываться и о монашеском пути. Если человек уже достиг определенных духовных целей, у него обязательно будет духовный отец или священник, который подскажет, куда двигаться дальше.
          Помоги вам, Господь, сделать правильный жизненный выбор!

          • Владимир Морозов, 15 апреля 2019 в 00:45

            Монашество — удел сильных духом и телом. Если человек несчастен в жизни мирской — побег в монастырь только усугубит его несчастья.

            Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/uhod-v-monastyr-muzhchine-ili-zhenshchine.html
            У Вас так написано. Но если человек не силен духом, и тело с годами стало слабее, и в мирской жизни человек не может себя найти, вы тагого прогоните????

          • Администратор Екатерина, 15 апреля 2019 в 09:15

            Добрый день. Мы никого не прогоняем, равно как и не призываем уходить в монастырь. Не имеем таких полномочий. Этот вопрос должен решать каждый человек самостоятельно, по совету с духовным отцом. В статье речь идет о том, что человек не должен обманываться и убегать в монастырь от каких-то нерешенных проблем, сложностей, ответственности. И да, монашеский подвиг потому и является подвигом, что требует огромной, титанической работы над собой, над собственной душой. Этот путь может осилить не каждый, поэтому, как правило, постриг не совершается быстро. Что касается физической или еще какой немощи — каждый человек должен сам взвешивать свои силы и возможности. Конечно, сам по себе возраст не может быть препятствием к принятию монашеского пострига.

  • Андрей, 17 апреля 2019 в 14:42

    Кстати, не везде в монастырях придётся много трудиться физически.
    Я был трудником на Соловках (2 раза летом по 3 недели), в Пскове (2 недели) и в одной обители во Владимирской епархии, где сейчас живу послушником.
    Зимой вообще работы становится на порядок меньше.

    • Андрей, 17 апреля 2019 в 14:51

      > Никто не запрещает монаху иметь книги, слушать музыку, смотреть фильмы,
      > общаться с друзьями, путешествовать, но всё должно быть во благо душе.

      Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/uhod-v-monastyr-muzhchine-ili-zhenshchine.html#comment-602

      Вот это всё очень сомнительно, т.к. именно монах уже даёт обеты послушания и нестяжания, и обет послушания подразумевает что нельзя отлучаться из обители или места послушания без благословения/разрешения.
      Конечно, прямого запрета что-либо «слушать, смотреть» нет, но здесь ещё вопрос пользы и духовных последствий, т.к. с послушника один «спрос», а вот с монаха — уже совсем другой.

      • Администратор Екатерина, 19 апреля 2019 в 22:44

        Безусловно, все подобные действия должны быть согласованы с духовником. Прямого запрета нет, но нет и полнейшей связи с миром. Поэтому ту степень, в которой человек будет от этого мира отрешен и отрезан, нужно определять строго индивидуально. Православие знает примеры истинных подвижников, которые спасали свою душу в строжайшем уединении, молчании, полнейшем уходе от мира и комфорта. Но такой путь по силам далеко не каждому, и нельзя полагать, что спастись можно только лишь в полной аскезе. Тут тонкая грань, и вывести общее правило, что можно, а что нельзя — не получится. Каждый человек по-разному идет к Господу, и монах в том числе. Конечно, есть общепризнанные каноны монастырской жизни, выходить за которые нельзя. Но все остальные вопросы организации быта монаха, его свободного времени, его возможных увлечений и прочее — это все нужно обсуждать с духовником, брать благословение. То, что может быть полезным одному человеку, сможет принести вред другому. Поэтому однозначной формулы быть не может.

    • Администратор Екатерина, 19 апреля 2019 в 22:39

      Спасибо, что поделились своим опытом. Да, конечно, в каждом монастыре свои правила могут быть, свои послушания и свои труды. К примеру, есть монастыри, которые содержат целые подсобные хозяйства- скотину, огороды, сады. Конечно, в таких обителях братии приходится много трудиться, чтобы содержать такое хозяйство. Как правило, именно в такие монастыри и приглашают трудников из числа верующих людей, которые задумываются о монашеском пути.

      В любом случае, потрудится во славу Божию и на пользу монастырю — богоугодное и полезное для человека дело. К тому же, это прекрасный способ взглянуть на монастырскую жизнь изнутри, почувствовать дух обители, примерить его на себя.