Человек-эпоха, ученый и проповедник — такими словами можно охарактеризовать святого Филарета Московского. Человек, оказавший серьезное влияние на духовную жизнь русского народа и написавший ценные письменные труды, которые не утратили своей актуальности поныне.
Житие и православное воспитание
Филарет Московский родился в 1782 году 26 декабря в Коломне, в семье священника Михаила Дроздова. В миру ему было дано имя Василий. Родители мальчика происходили из потомственного духовенства, что и предопределило судьбу Василия. С ранних лет он проявлял смышлёность и быстро осваивал грамоту.
В 1791 году он был зачислен в Коломенскую духовную семинарию. Юноша помимо природного таланта проявлял огромное усердие в учебе, что не прошло незамеченным для преподавательского состава. В последующие годы Коломенскую семинарию перевели в Тулу. Посоветовавшись с отцом, Василий продолжил обучение в лаврской школе, находившейся в обители Сергия Радонежского. Переселившись в Сергиев Посад, студент был несказанно рад оказаться в столь благоговейной среде.
Ввиду серьезных успехов парня, проявленных во время учебы, его назначают старшим над больницей семинарии. Ухаживая изо дня в день за больными, Василий учился состраданию, воочию наблюдал за телесной немощью человеческой и научился всегда помнить о том, что смерть неизбежна и может застать в любой момент.
В том же 1802 году, в апреле, ему доверили вести проповеди в Трапезной церкви прп. Сергия. В это время на талантливого студента обратил внимание митрополит Платон (Левшин), который оказал немалое влияние на дальнейшую жизнь будущего святителя. Митрополит часто бывал поблизости от лавры — в Вифанском скиту.
Период проповедования
Когда обучение было окончено, Василия назначили на место учителя поэзии в семинарии. В свою очередь, святитель Платон доверил ему проповедование в лавре. Он открыто признавал, что проповеднический дар его любимца превосходит способности его самого. При этом говорил, что Василий Дроздов пишет свои проповеди «по-ангельски».
Несмотря на активную и добросовестную работу, молодой учитель не утрачивал своей молитвенности. Мирские дела тяготили его душу. Видя это, митрополит Платон склонял Василия к принятию пострига. Решение не было скоропалительным. Сначала парень обратился за советом к отцу. И лишь после взвешенных размышлений принял монашество.
Монашество
Постриг прошел 16 ноября 1808 года, Василия нарекли Филаретом, в честь Филарета Милостивого. После этого, спустя пять дней, Платон посвятил его в иеродиакона.
Всю свою монашескую жизнь Филарет намеревался оставаться в Троице-Сергиевой лавре. Но судьба распорядилась иначе. В государстве прошла волна преобразования духовных учебных заведений. В результате в Петербург были вызваны самые талантливые преподаватели из разных школ всех регионов. И Филарет отправился в Северную столицу. Его назначили бакалавром и инспектором философского класса в семинарии, в которую была преобразована старая академия.
В 1810 году последовал перевод в новоустроенную академию Петербурга в качестве бакалавра богословских наук. Попутно Филарет также преподавал церковную историю.
Не оставлял святитель и проповедническую работу. Его глубокие проповеди обратили на себя внимание придворных лиц. О Филарете заговорили, как о новом светиле.
Перевод Библии на русский язык
В марте 1812 года его назначили на пост ректора академии и присвоили статус профессора богословских наук. Позже Филарет принял на себя обязательства настоятеля древнего мужского монастыря — новгородской Юрьевой обители. Когда грянула война с наполеоновскими захватчиками, архимандрит делал неоднократные пожертвования из своего жалования в пользу военных нужд.
Когда французы капитулировали, Филарету было поручено от имени Священного синода составить благодарственный молебен, который читался ежегодно на Рождество Христово.
Александровская эпоха в духовном плане стала для русского народа тревожной и неоднозначной. С одной стороны стремления познать Бога усилилось после всех пережитых несчастий Отечественной войны. А с другой, люди все больше обращались не к вере своих праотцов, а к книгам западных мыслителей, богословов и мистиков.
Синод возложил ответственность за перевод Священного Писания на Комиссию духовных училищ и Филарета в том числе. Святитель основательно подошел к этому делу, сам подобрал переводчиков и утвердил общие правила перевода. Он лично перевел Евангелие от Иоанна. И в 1819 году в свет вышла напечатанная версия переведенного Четвероевангелия. Однако, Филарет считал, что нужен более доброкачественный и глубокий перевод. Поэтому для него работа над Библией не была окончена.
Епископство
Что касается продвижения святителя по карьерной лестнице, то в 1817 году 5 августа Священный синод постановил посвятить архимандрита Филарета в епископа Ревельского и викария Петербургской епархии. Через два года епископа возводят в сан архиепископа и переводят на Тверскую кафедру. Здесь Филарет проводит много богослужений и неустанно проповедует, объезжает территорию всей епархии.
В сентябре 1820 года святителя определяют в Ярославль, но пробыл он там всего год, после чего перешел на кафедру первосвятителей Московских.
Книгу перевели на несколько языков и переиздавали неоднократно. Через год по столице начали ходить слухи о том, что владыку отправляют в Тифлис. Среди его окружения нашлись недоброжелатели, которые добивались удаления Филарета из Москвы. Но этого не случилось. Напротив, в 1826 году архиепископа возвели в сан митрополита.
Деятельность митрополита
В 1836 году на должность обер-прокурора Синода был назначен граф Протасов, который стал впоследствии виновником отстранения Филарета и еще одного иерарха от присутствия в заседаниях Синода, с сохранением членства в нем. Тем не менее Протасов неоднократно встречался с владыкой в Москве и вел с ним деловую переписку. Следует отметить, что авторитет митрополита рос и за советом к нему часто приезжали архиереи из других епархий.
Великий архипастырь был уважаем не только в церковных кругах, но и пользовался доверием у государственных деятелей. Ни одно важное политическое событие в империи не обходилось без его участия. Так, Филарет стал автором Манифеста об освобождении крестьян от крепостного права, написание которого ему доверил царь. С его мнением считались, к его советам прислушивались.
Во время эпидемии холеры, бушевавшей в Москве в 1830 году, митрополит устраивал крестные ходы с молебным пением и молился в Кремле на коленях под открытым небом вместе с монахами из Чудовой обители об избавлении жителей города от страшной напасти. На склоне лет владыка был серьезно обеспокоен распространяющимся пьянством.
До самой смерти митрополит проводил богослужения, заканчивая каждый раз службу проповедью. Паства внимала святителю с большим благоговением, ведь каждое его слово несло глубокий смысл. Филарет скончался 19 ноября 1867 года. Отпевание архипастыря состоялось в Чудовом монастыре.
Факты о жизни святителя Филарета Дроздова
Филарет Дроздов считается величайшим богословом своей эпохи, который на протяжении всей жизни сумел сохранить праведность и святость, невзирая на имеющуюся власть и влияние.
- владыку называли «Московским Златоустом» за красоту и глубину его проповедей;
- при трех императорах был одним из самых высокопоставленных деятелей государства;
- митрополит был невероятно эрудированным человеком, в совершенстве владел немецким, французским, греческим и латинским языками;
- Филарет составил первое толкование Библии на русском языке;
- святителю доверяли составление важнейших государственных документов;
- Филарет с большим почтением относился к Серафиму Саровскому.
Почитание и мощи
Канонизация святого прошла в 1994 году. Память празднуется 19 ноября по юлианскому календарю. Святой Филарет пользовался большим уважением и любовью верующих при жизни. Ничего не изменилось и после его кончины. Именем владыки называют духовные учебные заведения. В его честь освящаются престолы в храмах Москвы.
Изначально святитель был погребен в его любимой Троице-Сергиевой лавре. Однако в 2004 году его мощи перенесли в храм Христа Спасителя в Москве, где они почивают и ныне.