Батюшка являлся священнослужителем РПЦ, протоиереем, настоятелем церкви Николая Угодника в московском районе Ильинка. Отец Валентин вел активную проповедническую деятельность, занимался публицистикой, драматургией и богословием.
Духовный путь к богу
Будущий священнослужитель родился в 1881 г. в городе Казани, его отец был католиком и потомственным дворянином, а мать — православной верующей и вятской мещанкой. Религиозный интерес у юного Валентина возник как раз из-за различий вероисповеданий в семье. Ребенка признали незаконнорожденным, так как Католическая церковь не утвердила развод его отца с бывшей женой.
- Когда юный Валентин обучался в Казанской гимназии, на его мировоззрение повлиял наставник Алексий (Молчанов), обладавший большой эрудицией и великолепными способностями оратора. В 1896 г. семья Свенцицких перебралась в Москву. В столице Валентин сначала обучался в классической гимназии, а после перешел в частную. В 1903 г. он поступил в МГУ, на факультет истории и филологии.
- В 1905 г. В. Свенцицкий увлекся идеологией христианского социализма, вскоре он организовал нелегальное общество борьбы с государственной несправедливостью. В это же время будущий священник выступал в религиозно-философской организации с лекциями на разнообразные богословские тематики. Чтобы послушать его монологи в залах собиралось большое количество народа.
- В. Свенцицкий работал для газетных изданий, опубликовывал статьи о сочинениях русских писателей, писал сборники рассказов, драмы и повести. Сюжетом своих трудов он выбирал конфликт между общественной нравственность и личностью. В. Свенцицкий обрел большую известность в кругах московской интеллигенции, он часто выступал в Петербурге, сотрудничал с издательствами журналов.
- К 1908 г. будущий священнослужитель создал несколько крупных литературных произведений («Второе распятие», «Антихрист»), но в личной жизни его терзали драмы и осуждения друзей. Когда Валентина выгнали из религиозного общества, он погрузился в духовный кризис.
В эти годы В. Свенцицкий пришел к переосмыслению своего бытия, здесь началось созревание нравственного очищения, пришедшее через печаль и покаяние. Вскоре Валентин отказался от идеологии социализма, которую критиковал до самой смерти. Оставив нарочито-интеллигентное мудрствование, он передал жизнь Спасителю и Православной церкви.
Духовное переосмысление
В 1910 г. В. Свенцицкий посетил Кавказские горы, здесь он желал воочию посмотреть на быт монахов-отшельников и прикоснуться к христианской святости. Через пять лет под впечатлением от увиденного он создал книгу об этом путешествии, в которой нашла отражение суть христианского подвига.
Валентин завел хорошую дружбу со старцем Анатолием (Потаповым), ставшим ему духовным наставником. Святитель рекомендовал своему ученику практиковать неустанную молитву и совершать деяния, свойственные инокам. Полезные напутствия помогли В. Свенцицкому обрести душевный покой и твердость будущих решений.
- В 1917 г. духовный наставник Анатолий благословил своего ученика на монашескую жизнь, но с особенным условием. Валентин принял сан только после женитьбы на Е. Красновой, ритуал рукоположения проводил митрополит Вениамин.
- В 1918 г. новоявленный священник нес службу проповедника на Северном фронте, вел активную деятельность в создании Церковного Собора на юге России. Под влиянием военного окружения он создал тематические брошюры.
- Когда прошла революция, отец Валентин остался в Москве, но не имел прихода, проповедовал в различных церквях. Священнослужитель сблизился с патриархом Тихоном, которого считал мудрым управленцем православной общины в тяжкие для Церкви времена.
- В 1922 г. отца Валентина арестовали за высказывания против обновленцев и отправили за решетку, отбывал ссылку в Таджикистане.
- В 1925 г. он стал служить в одном из храмов столицы, вел регулярные беседы с прихожанами.
Последние годы
Священнослужитель в резкой форме выразил протест против послания митрополита Сергия, где было сказано о создании «Патриаршего Синода», лояльного в отношении к внутренней политике СССР. Отец Валентин заявил, что разрывает всякие сношения с Сергием и организацией епископов. Он назвал это церковное постановление «обновленческим», противоречащим канонам Православия и декретам гражданского управления. Священнослужитель обвинил Сергия в самой опасной форме отказа от церковной свободы.
- В 1928 г. отца Валентина вторично арестовали и отправили в ссылку в Сибирь. В этом заключении он создал цикл сочинений под названием «Диалоги».
- В 1930 г. у священнослужителя диагностировали неизлечимую почечную болезнь, врачи не могли помочь. Его страдания длились один год, но перед непосредственной кончиной пришло умиротворение.
- В последние дни жизни Валентин обратился к митрополиту Сергию с покаянным письмом, где чувствовалось великое смирение. Батюшка отмечал, что со времени разрыва его мучала совесть, он просил простить его за все грехи и воссоединить с Церковью. Отец каялся, что его горделивое мировоззрение навлекло на неправедный путь многих простых верующих.
В середине осени 1931 г. Валентин скончался, успев получить благословение от Сергия. Семье покойного разрешили перевезти гроб в Москву, его установили в Троицкой Церкви на улице Сретенке. Панихиду проводил владыка Варфоломей, присутствовавшие видели, что тело святителя не поддалось тлению.
Верующие шли к гробу нескончаемым потоком, чтобы в последний раз узреть лик знаменитого церковного оратора. Тело Валентина похоронили на Пятницком кладбище. В 1940 г. его мощи перенесли на «Введенские горы». Посетить могилу можно и сегодня.
Мировоззрение
В своем нравственном послании к священнослужителям отец Валентин критиковал их деятельность:
- Автор утверждал, что большая часть верующих не переживает и не чувствует истинную Церковь, которая есть тело Христово. К сожалению, священники нового времени бросили паству на произвол судьбы, пропитались материализмом и перестали помогать ей осознавать единство христианского мировоззрения.
- Взоры церковных чад отдалились от религиозности, а тело Христа трансформировалось в туловище Зверя. В предреволюционный период Россия опустилась в кровавую пустоту, из которой мог вывести только Спаситель, а пастыри должны были воскресить образ Бога в сердцах прихожан.
- Священнослужитель высказывался об особенном пути духовного прогресса, он назвал свою идею «монастырем в миру». В основе этого лежала мысль о построении обычными мирянами ментальной стены в своем сознании, отделяющей бессмертную душу от мирских соблазнов, переполненных греховностью.
Отец Валентин призывал мирян отказаться от прелестей современного существования, разврата и безбожия. На этом трудном пути необходимо внешне продолжать повседневные дела, но внутренне находиться в состоянии диалога с безупречным Творцом.
В 1906 г. В. Свенцицкий писал, что современная ему Церковь проповедует либеральное христианство, которое можно назвать полуистиной, потому что разделенная надвое душа (первая часть — религия, вторая — материальное стремление) неспособна полноценно отдаться служению Господу и мирскому обществу. В таком веровании нет правды ни от Бога, ни от человека.
Среди последователей либерального христианства никогда не будет пророков, мучеников и религиозных энтузиастов. Первым звонком к появлению подобной лжецеркви стало создание обновленческой организации.