Талантливый иконописец и мудрый философ появился на Руси во время начала возрождения государственности и самосознания русского народа. Феофан Грек оставил яркий след в культуре Руси, оказав влияние на формирование уникальной русской иконописной школы.
Биография
О жизни Феофана Грека не осталось подробных сведений. Основную часть информации исследователи получили из переписки архимандрита Кирилла Тверского и иеромонаха Епифания Премудрого, который лично был знаком с византийским мастером.
Считается, что Феофан родился в 30-е гг. XIV в. в Византии. Живописи он учился в столице империи, так как в его творчестве прослеживаются черты константинопольского стиля. В источниках указывается, что мастер до приезда на Русь работал не только в Константинополе, но и в Галате, Халкидоне и Кафе (современной Феодосии). Видимо в черноморском городе он присоединился к свите митрополита Киприана.
Около 1378 г. мастер прибыл в Новгород. Его пригласил новгородский боярин Василий Данилович и жители Ильинской улицы для росписи недавно построенной Преображенской церкви. Сколько времени прожил мастер в Новгороде точно неизвестно. Затем он работал в Нижнем Новгороде и, возможно, Переяславле Залесском.
В 1395 г. начинается московский период в творчестве греческого иконописца. В Москве он участвовал в росписи следующих построек:
- церковь во имя Рождества Богородицы (1395 г., Кремль);
- Архангельский собор (1399 г., Кремль);
- Благовещенской собор (1405 г., Кремль);
- палата князя Владимира Андреевича.
Росписи Благовещенского собора являются последней известной работой Феофана Грека. В письмах Епифания, датируемых 1415 г., говорится, что мастер покинул земной мир.
Особенности творчества
Творчество Феофана Грека восходит к классическим византийским образцам константинопольской школы. На его авторский стиль оказало влияние учение исихастов, отвергающих внешнюю красоту. Творчеству греческого живописца свойственны следующие отличительные черты:
- использование небольшого количества цветов (охра, бирюза, багрянец, белила, золото);
- отсутствие мелких деталей;
- работа без ориентирования на образец;
- глубокий символизм отдельных деталей и композиции в целом.
Феофан являлся философом и мыслителем, ориентированным на свой внутренний мир. В источниках упоминается, что на работающего мастера приходили посмотреть десятки прихожан, которым он, стоя на лесах, проповедовал Слово Божие.
Живопись
В источниках указывается, что Феофан Грек расписал более 40 храмов. Но до настоящего времени сохранились точные сведения о четырёх монументальные работах мастера.
Новгород
Росписи Преображенской церкви на Ильиной улице в Новгороде — единственная работа мастера, авторство которой не вызывает сомнений у исследователей. До настоящего времени сохранились лишь фрагменты фресок, которые были открыты в ходе реставрации, проводимой в 10-40 гг. XX в.
Лучше всего сохранились изображения купольной части, на которых изображены Христос Пантократор, фигуры архангелов и серафимов, а также праотцов. В работе над изображением Христа мастер использовал всего один цвет — охру, которая дополнялась белыми бликами.
Умелая работа иконописца создаёт уникальное изображение, строгий взгляд которого проникает в душу входящих в храм прихожан. В таком же стиле выполнены изображения праотцов. Ной держит в руках ковчег, который символизирует Церковь земную.
Уникальные по смысловой нагрузке изображения располагаются в Троицкой пределе. В изображениях Даниила Столпника, Симеона Дивногорца, Алимпия Столпника и Макария Египетского показываются этапы приобщения человека к Божией Благодати, которая на изображении обозначается белилами.
Их количество на фреске обозначает степень восприятия Бога человеком. При этом на вытянутой совершенно белом изображении святого Макария чётко выделяются тёмные кисти и лик. Они являются символом того, что, погрузившись в Свет Господа, человек не растворяется в нём, а внутренне преображает свою личность.
Москва
После Новгорода Феофан работал над росписями нижегородских и коломенских храмов. Эти фрески не дошли до современности. Сохранились монументальные изображения, приписываемые талантливому греку, в храмах Московского Кремля.
В Благовещенском соборе сохранились изображения деисусного чина иконостаса. Впервые в истории русской иконописи в иконостас поместили ростовые фигуры. Вытянутые фигуры напоминают свечи. Контраст света и тени оживляют статичные образы, делают их светящимися изнутри.
Московские работы мастера отличаются от новгородских образов. Линии становятся более плавными и мягкими, в ликах появляется покой и благодушие. Несмотря на смягчение стиля, образы, создаваемые Феофаном, по-прежнему олицетворяет силу и мощь Господа.
Иконы
Считается, что Феофан Грек являлся автором не только монументальных живописных произведений, но и икон. Точно определить их авторство практически невозможно, так как православная традиция запрещает иконописцам подписывать свои работы. Греку приписывают следующие иконописные произведения:
- Богоматерь Донская;
- Успения Богородицы;
- Преображение Господне.
Икона Донской Божией Матери принадлежит если не самому Феофану, то одному из его учеников. Первоначально изображение размещались в Успенском соборе г. Коломны, но через некоторое время было перенесено в Благовещенский собор московского Кремля.
Спокойная фигура Богородицы, держащей на руках младенца Христа, располагается на золотом фоне. На авторство известного живописца указывают цветовые сочетания, внутренний свет, струящийся из глаз Девы и её Сына, а также духовные красота и сила.
На обратной стороне доски нанесён сюжет «Успение Богородицы». Композиция образа наполнена многочисленными символами. В центре композиции расположено смертное ложе Богородицы, вокруг которого собрались апостолы. На переднем плане стоит свеча, символизирующая человеческую жизнь. Её свет означает молитву, возносимую к Господу.
За ложем стоит Христос, держащий юную душу своей Матери. Его фигура, облаченная в золотые одежды, также напоминает свечу. Свеча и Иисус образует вертикаль света, которая вместе с ложем образует крест — символ победы жизни над смертью.
Феофану приписывается храмовый образ «Преображение» из Спасо-Преображенского собора г. Переславля Залесского. Сложная композиция рассказывает о событии Преображения Иисуса Христа на горе Фавор. Центром изображения является фигура Христа, облаченная в белые одежды, от которой идёт Божественный Свет.
По сторонам от Иисуса расположены фигуры пророков Моисея и Ильи. У подножия горы размещены изображения апостолов Иакова, Петра и Иоанна. Исследователи отмечают, что автор иконы изобразил лик Господа мягким и кротким. Основываясь на этом, они считают, что образ не принадлежит руке Феофана.
Книжные миниатюры
Следы влияния греческого мастера встречаются в книжной миниатюре. Он считается оформителем Евангелия Хитрово и Евангелия Фёдора Кошкина. На страницах отсутствуют изображения, но каждая страница украшена орнаментами, заставками и красочными инициалами. Этим элементам свойственны резкие линии, аскетичный колорит.
Феофан Грек — значительная личность в русском средневековом искусстве. Его учеником и соавтором является великий святой иконописец Андрей Рублёв, являющийся родоначальником русской национальной иконописной школы.