Первые века нашей эры — время истинных подвижников веры, заложивших основу христианского вероучения. Ефрем Сирин — один из самых известных толкователей библейских текстов, автор множества молитв и поучений, снискавший уважение и почёт ещё во время земной жизни.
Жизнеописание
Подлинных свидетельств о жизни преподобного Ефрема сохранилось мало. Некоторые факты его биографии находятся в житийных текстах его современников и его собственных произведениях.
Детство и юношеские годы
Ефрем родился в 306 г. в городе Низибия, располагающимся на территории Месопотамии (сегодня этот населенный пункт находится на юго-востоке Турции). Разные источники дают противоречивые сведения о семье будущего святого мужа. По одной из версий Ефрем родился в семье языческого жреца, который выгнал юношу из дома после обращения его к истинной Вере.
В официальном житии, изложенном Дмитрием Ростовским, говорится, что будущий Учитель Церкви родился в бедной семье земледельцев, которые вели праведный образ жизни и приучали своих детей к христианскому смирению.
Несмотря на христианское воспитание мальчик проявлял взрывной характер, совершал несдержанные и необдуманные поступки. Один из них оказал серьёзное влияние на жизнь Ефрема. У одного бедняка была единственная корова, которую молодой человек выпустил из загона. Животное долгое время скиталось по городским окрестностям, а затем обессиленное животное стало добычей хищника.
Виновник не признался, что в виноват в этом несчастье. Через некоторое время родители отправили Ефрема с поручением за город. В пути он встретил пастуха, с которым выпил вина и уснул глубоким сном. Утром из отары пропала одна и овца. В этом происшествии обвинили юношу. Он провёл в заточении более двух месяцев.
Вместе с Ефремом в каземате томились ещё два невинных человека. Однажды юноше во сне явился мужчина, который сказал, что причина его испытаний кроется в прошлом, и посоветовал вспомнить все свои поступки.
Невинный узник вспомнил случай с коровой бедняка и понял, что несёт справедливую кару за прошлый грех. Юноша искренне раскаялся в своей необдуманной шутке. Сразу же после осознания содеянного Ефрема оправдали и отпустили, а наказание понёс пастух, укравший овцу в пьяном угаре.
Подвижническая жизнь
Ефрем покинул отчий дом и удалился в пустыню, где предавались молитвенной аскезе отшельники. Особое влияние на молодого пустынника оказал старец, который остался в истории христианства под именем святителя Иоакима Низибийского.
Новоявленный отшельник перенял у духовного учителя множество важных иноческих качеств, укрепляя дух и веру в Господа. Отец Небесный множество раз проверял смирение своего угодника. Однажды Ефрема обвинили в греховной связи с дочерью одного из городских богачей, результатом которой стала беременность девушки.
Молодой отшельник не противился наветам и не стремился оправдать себя. Когда родители девицы принесли ему для воспитания младенца, монах попросил местного епископа подняться с малышом на амвон. Стоя у алтаря, праведный муж вознес молитву Господу и попросил открыть имя настоящего отца младенца.
В ответ устами ребёнка было провозглашено, что греху блуда предавался церковный эконом, носящий то же имя, что и молодой отшельник. Узрев случившееся чудо, обвинители осознали, что с Ефремом пребывает благодать Господня.
Праведник сопровождал своего учителя на первый Вселенский собор, проходивший в 325 г. в городе Никея. Молодой инок проявил себя как защитник христианских догматов и последовательный противник ересей. При этом отмечается, что юноша обладал ораторским даром, основанным на твёрдой вере в христианское учение.
В 337 г. по молитве праведника произошло ещё одно чудо. Нибизию осадил персидский царь Сапор. Епископ Иоаким призывал утешал свою паству в городском храме, а его ученик в это время молился на стенах. Небесный Отец услышал молитвы своих детей и наслал на неприятельские отряды орды насекомых. Испугавшись Сапор отступил в поселения.
Епископ Иоаким умер в 350 г. Через некоторое время Ефрем решил перебраться в Эдессу, являющуюся в то время одним из духовных центров христианского мира.
Пребывание в Эдессе
В древнем городе, располагающемся на юго-востоке современной Турции, хранился образ «Спаса Нерукотворного». Сюда же после воскресения Христа отправился нести Слово Божие апостол Фаддей. Эти обстоятельства привлекали сюда множество праведных мужей, стремящихся познать благодать Божию.
Ефрем укорил её за вызывающее поведение и услышал остроумный ответ: так как женщина создана из ребра мужчины, она и должна смотреть на него, а муж же создан из земли, поэтому должен рассматривать почву под своими ногами. Ответ показал праведнику, что благоразумием обладает любое Божие создание, независимо от пола.
Некоторое время будущий святой работал в городских банях. Он проповедовал христианское учение среди язычников, живущих в городе. Сила его слов привлекала множество людей, которые обращались в истинную Веру.
Одну из таких речей услышал старец Иулиан, который пригласил молодого праведника в пещерный монастырь, расположенный недалеко от города. Иноки жили в пещерах, проводя дни в молитвах, чтении Священного Писания и праведных трудах.
Их пример воодушевил Ефрема на новые духовные подвиги. Через некоторое время во время слёзной молитвы он получил откровение, в котором Господь благословлял его на новое служение, заключающееся в прославлении Его через писательские труды.
Просветительство
Первым серьёзным литературным трудом отшельника стало толкование Моисеева Пятикнижия. Это сочинение высоко оценили современники Ефрема. Простые миряне и иноки потянулись к религиозному писателю, но он тяготился всеобщим вниманием и удалился на одинокую гору, поросшую труднопроходимым лесом.
Но Господь послал к отшельнику своего вестника, возвестившего, что инок должен продолжать миссионерское служение. Внемля Воли Божией, праведник вернулся в Эдессу и продолжил своё творчество. Его работы можно разделить на следующие виды:
- толкование Священного Писания;
- наставления мирянам и инокам;
- ответы на основные религиозные и догматические вопросы;
- сочинения обличающие людские грехи.
Из своих учеников Ефрем организовал духовное училище, которое долгое время после смерти основателя продолжало подготавливать священнослужителей.
Путешествие
Стремясь к духовному росту, Ефрем Сирин в сопровождении ученика отправился в египетскую пустыню, в которой процветала иноческая жизнь. По пути он общался с многими иноками. Но наибольшей удачей он считал встречу с известным отшельником Паисием.
На обратной дороге путешественники остановились в Кесарии Каппадокийской, где известный писатель познакомился со святителем Василием Великим. Известный сподвижник предложил иноку возвести его в епископский сан, но Ефрем отказался, посчитав, что не достоин этой чести. Он принял сан диакона и отправился в Эдессу.
Окончание земного пути
Вернувшись из путешествия, Ефрем Сирин уединился в своей пещерной келье. Он хотел провести оставшееся время земной жизни в молитвенном уединении. Но в это время в Эдессе начался голод, и жители призвали праведника для помощи.
Он призвал богачей вспомнить о христианских добродетелях и проявить милосердие к беднякам. Богатые горожане восприняли слова проповедника и стали выделять средства для нуждающихся людей, а также организовали богадельню.Через некоторое время после возвращения в келью, старца одолел тяжёлый недуг.
Множество людей пришли к его пещере в надежде на последнее наставление и благословение. Знаменитый праведник успел принять всех пришедших к нему людей и огласить свою последнюю волю. Он просил не устраивать пышных похорон и просил возносить за него посмертные молитвы. Ефрем Сирин тихо отошёл в Царство Небесное в 372 году.
Поэтическое наследие
Свои многочисленные труды Ефрем Сирин составлял на сирийском языке. Затем они переводились на греческий, латинский, арабский, армянский, грузинский и славянский языки. Тексты, созданные преподобным мужем, доказывают, что он был знаком с трудами христианских учёных, античной мифологией и естествознанием.
Наиболее выдающимися произведениями религиозного автора являются толкования Священного Писания. Большая часть сочинений святого праведника относится к жанру проповеди, которая строится на учении о Благодати Божией, которая является целью жизни каждого человека.
Большинство проповедей представляет собой обширные поучения, посвящённые какой-либо конкретной теме. Среди них выделяются следующие произведения:
- Семь слов о втором пришествии Христовом;
- О терпении;
- О вере;
- О посте;
- О воскресении мертвых.
Догматические произведения Ефрема Сирина пересказывают основные положения христианского учения, не пытаясь дать им толкование. Он не рассматривает религиозные догмы через призму учёности, а призывает неукоснительно им следовать.
Ефрем Сирин — выдающийся христианский проповедник и учитель Церкви. Его жизненный путь показывает, что раскаявшийся человек может изменить свою жизнь и обрести Господа в своём сердце.