Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Житие святого равноапостольного великого князя Владимира

Равноапостольный святой Владимир, житие которого вызывает интерес каждого православного человека, является основателем русской христианской веры. Трудно переоценить роль князя Владимира в крещении Руси, зная его биографию, дохристианскую жизнь и развитие славянского края после судьбоносного события.

Каждый год 28 июля православный мир отдает дань памяти равноапостольному Крестителю Руси Владимиру.

Князь Владимир Великий

Краткие исторические сведения о жизни основоположника христианства в Руси

В мировой христианской истории киевский повелитель известен как Владимир Креститель и Красное Солнышко. Во время крещения святой равноапостольный князь Владимир получил имя Василий.

Благодаря Владимиру христианство восторжествовало над язычеством. После смерти Владимира причислили к лику святых, прославив его, как равноапостольного за подвиг внедрения христианской веры.

Путь от сына рабыни к киевскому княжеству

В истории Руси не сохранилось точной даты рождения великого князя. Приблизительно в начале шестидесятых годов десятого столетия у сына Великой княгини Ольги Святослава родился мальчик, матерью которого была ключница княгини — Малуша.

В свое время грозная Ольга убила княжича Мала, за которого ее заставляли выйти замуж после смерти Игоря, а детей убитого, Добрыню и Малушу забрала в свой дом. Княгиня Ольга в великом гневе отправила Малушу рожать подальше от княжеского дворца, забрав у той ребенка сразу после рождения.

Малуша прощается с Владимиром

Святослав доверил воспитание сына строгой бабке Ольге, у которой будущий святой жил все время, испытывая к себе презрение, как к сыну рабыни. Сыновья Святослава после отъезда отца в дунайские края правили в своих княжествах, Ярополк в Киеве, Олег в Древлянской земле.

Малушинский сын в возрасте 10 лет был провозглашен новгородским правителем.

Святослав, уехав на Дунай, в 972 году погиб. Между его взрослыми сыновьями начались раздоры, переросшие в 977 году в войну, в результате которой Олег был убит.

Владимир, которому на то время было 15 −17 лет, боясь брата, из Новгорода бежал к варягам. Буквально через год он сумел создать целую армии из наемных варягов и начать войну против Ярополка.

Очистив родной Новгород от наместников брата, будущий креститель Руси завоевал Киев в 978 году, перед этим захватил Полоцк, в котором жила прекрасная Рогнеда, невеста Ярополка.

Князь Владимир и Рогнеда

Гордая правительница Полоцка отказала молодому завоевателю стать его женой, за что была покарана. Весь ее род был убит, сама Рогнеда была изнасилована Владимиром и насильно выдана на него замуж. Прекрасная Половчанка до конца жизни не простила своего насильника, хоть и родила ему сыновей и дочерей.

Молодой правитель Киева через предателя из окружения Ярополка хитростью заманил брата к себе и убил его руками варяг, которые буквально подняли того на мечах.

Второй женой властелина Киева стала беременная вдова Ярополка, сына которой князь после рождения усыновил.

Так началось тридцатисемилетнее княжество Владимира.

Великий князь Киевский

Новый властелин поразил всех сменой своего характера. Некогда злой и мстительный князь начал свое правление с заботы о мире в своем крае.

Киевский властелин применял оружие только для усмирения непокорных народов, таких как радимичи, вятичи, литовские ятвяги. Западная Волынь с городом Владимир-Волынский, который существует и поныне, также отошли к Киевской Руси. Укрепив внешние границы, молодой Святославович принялся за сооружение новых городов, которые строили для защиты от набегов врагов.

Мудрый князь заселял новые города переселенцами из разных мест, чтобы те не смогли объединяться для бунта. Славяне и норманны стали основными воинами в его дружинах, которые князь любил и часто проводил с ними роскошные пиршества. Буйные и своенравные варяги были отправлены к греческому императору на службу.

Правление князя Владимира

Ярый поклонник язычества киевский правитель поставил на горе видимого со всех сторон идола, бога Перуна, у которого была серебряная голова, золотые усы.

Важно! Языческие истуканы заполонили всю русскую землю, им приносились даже человеческие жертвы, среди которых были и ранние христиане, одними из первых был некий Федор и его сын Иоанн.

Мудрые бояре и старцы составляли руководящее ядро, с которыми Владимир принимал законы для поддержания порядка, но личная жизнь князя не изменилась. Пять жен, сотни невольниц, убийства недовольных и поклонников христианства продолжались.

Своих шесть сыновей, в том числе усыновленного племянника, киевский властелин поставил княжить по Руси, отдав сыновьям:

  • Ярославу — Новгород;
  • Изяславу, матерью которого была Рогнеда, Полоцк;
  • Борису — Ростов;
  • Глебу — Муром;
  • Святославу — Древлянские земли;
  • Всеволоду — Волынь;
  • Мстиславу — Тмутаракань;
  • Святополку — Туров.
Важно! Все сыновья были под строгим контролем отца и не имели своевольничать, пока у того была сила власти.

От язычества к христианству

Будущий основоположник христианства на Руси подсознательно понимал, что все языческие боги и поклонение мертвым является нелепостью. Его бабка Ольга приняла христианство еще до рождения внука, примерно в 957 году во время посещения Византии, однако открытое поклонение Иисусу было под запретом в то время.

Крещение первых посланников Киевской Руси произошло около 860 года в лице князей Аскольда и Дира, это событие в истории известно, как Фотиево или Аскольдово крещение.

Видя быстрое развитие шведов, поляков, болгар на основе новой религии, Киевский князь начал искать истину в исследовании иудаизма, мусульманства и католицизма, приглашая к себе их священство и участвуя на многих служениях.

Киевские послы докладывали князю о христианстве, которое в первую очередь рассматривалось как ступень к выгодному сотрудничеству. Посланцев покорила атмосфера Божьего присутствия в храмах Византии.

«Не знали, на небе или на земле мы, — рассказывали послы по возвращении в Киев, — ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Выслушав их, бояре сказали князю Владимиру: «Если бы был худ закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а она была мудрейшей из всех людей».

Христианские страны были под покровительством великих императоров. Старцы и вельможи поддержали своего правителя, отправившись в греческий Царьград, чтобы объявить там о готовности Руси принять новую религию через Святое крещение.

Для укрепления связей с греками князь Владимир потребовал себе в жены Анну, сестру императоров, Константина и Василия. Греки ответили отказом. Разгневанный властелин Киева, собрав огромное войско, осадил христианский Херсонес (ныне часть Севастополя), покорил его и снова повторил предложение царевне. В случае отказа полчища полуварваров грозились ринуться на Грецию.

Анна дала согласие и при сопровождении великой свиты прибыла в Херсонес.

Встреча византийской принцессы Анны

Перед венчанием произошло крещение Владимира Святого и начало христианства в Руси. По легенде, описанной в «Повестях временных лет», жених перед свадьбой заболел глазами и практически ослеп. По совету прекрасной невесты он покаялся в своих грехах и принял святое Крещение, после которого зрение полностью восстановилось.

Херсонес был возвращен императорам, а князь с царевной торжественно возвратились в Киев.

Важно! Понимая, что сломать многовековое поклонение русского народа языческим богам, статуи которых приказано было разбивать сразу по возвращении в Киев, будет нелегко, Владимир приказал крещение проводить насильно.

Крещение русского народа

По сведениям, донесенным в «Повестях временных лет», с 988 года началось повсеместное крещение жителей киевских земель.

Императоры Багрянородные держали под контролем процесс обращения в новую веру русского народа. Константинопольский Патриарх Николай Второй Хрисоверг прислал целый отряд духовенства для крещения в Днепре русичей.

Крещение Руси

«Повести временных лет» сообщают, что именно в это время было дарован православным завет Святого равноапостольного Владимира.

«Боже, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия , и даждь им уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша страны хрестьянския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежю козни его».

Мудрый будущий Святой равноапостольный стал истинным христианином, получив во время водного крещения силу и благословение Небес на познание учений Христа.

Языческий Перун был разбит и брошен в Днепр, а на его месте была воздвигнута церковь св. Василия. По всей Руси открывались церковные суды и училища. Духовенство получило огромную власть над народом.

В Киеве была построен великолепный собор, на содержание которого князь повелел на все века давать десятую часть от всех доходов, так возникла Десятинная церковь. В новый храм были перенесены останки великой княгини Ольги, а позже здесь похоронили прекрасную царицу Анны, которая стала верной помощницей своему мужу в крещении киевского края и правлении народом.

Десятинная церковь (реконструкция)

За заботу о бедных, которых принимали даже в княжеских палатах, кормили и помогали, русский народ стал называть своего правителя Красным Солнышком. По великим праздникам вокруг княжеского дворца накрывались столы с яствами, которые мог попробовать каждый нуждающийся.

Истинным чудом Божьим было превращение князя из разгульного язычника в смиренного христианина, основными чертами характера которого стали благочестивое поведение и кротость в решении всех дел.

В мире жила Русь и с соседями, только печенеги время от времени нарушали покой киевских земель.

В июле, 15 числа 1015 года правитель Киевской Руси скончался во время похода в местечке около Киева, когда шел усмирять своего взбунтовавшегося сына. Из-за того, что мощи князя, похороненного в Десятинной церкви, не чудотворили, к лику святых Владимир был причислен только через 2 века.

В 1240 году татары разрушили старинную святыню, погребли под развалинами и останки великого основателя земли русской и его бабки Ольги, которые были найдены митрополитом Петром Могилой в 1635 году.

Найденная голова святого Крестителя хранится в главном храме Печерской Лавры в Киеве, правая рука — в Софийском соборе. Некоторые святые мощи были перевезены в московский Успенский собор.

Православные верующие почитают Святого Крестителя Руси и возносят к нему свои величания.

Молитвы святому князю Владимиру

Тропарь равноапостольному князю Владимиру, глас 4

Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола сидя матере градов, богоспасаемого Киева, испытуя же и посылая к царскому граду уведети православную веру, и обрел еси бесценный бисер, Христа, избравшаго тя, яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Тем же празднуем твое успение, людие твои суще: моли спастися державы твоея Российския начальником, Христолюбивому православному народу.

Кондак равноапостольному князю Владимиру, глас 8

Подобствовав великому апостолу Павлу, в сединах, всеславне Владимире, вся, яко младенческая мудрования, яже о идолех тщания оставль, яко муж совершенный, украсился еси божественнаго крещения багряницею: и ныне Спасу Христу в веселии предстоя, моли спастися державы Российския начальником и множеству владомых.

Величание равноапостольному князю Владимиру

Величаем тя, святый равноапостольный княже Владимире, и чтем святую память твою, идолы поправшаго и всю Российскую землю святым крещением просветившаго.

Молитвы святому равноапостольному князю Владимиру

Молитва первая

О великий угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный, равноапостольный княже Владимире! Ты отринул еси зловерие и нечестие языческое, уверовал еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и, восприяв Святое Крещение, просветил еси светом Божественныя веры и благочестия всю страну Русскую. Славяще убо и благодаряще Премилосердаго Творца и Спасителя нашего, славим, благодарим и тя, просветителю наш и отче, яко тобою познахом спасительную веру Христову и крестихомся во Имя Пресвятыя и Пребожественныя Троицы: тою верою избавихомся от праведнаго осуждения Божия, вечнаго рабства диаволя и адова мучительства: тою верою восприяхом благодать всыновления Богу и надежду наследования Небеснаго блаженства. Ты еси первый вождь наш к Начальнику и Совершителю нашего вечнаго спасения Господу Иисусу Христу; ты еси теплый молитвенник и ходатай о стране Русской, о воинстве и о всех людех. Не может язык наш изобразити величие и высоту благодеяний, тобою излиянных на землю нашу, отцев и праотцев наших и на нас, недостойных. О всеблагий отче и просветителю наш! Призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас, по милости Своей, да всадит в сердце наше спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. Моли, благосерде, Человеколюбца Господа, да пробавит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла, да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо же Отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в стране нашей во всех концех ея, да упразднятся вся ереси и расколы, да тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О великий угодниче Божий, равноапостольный княже Владимире! Призри на немощи наши и умоли Премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело и да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша покаяние и спасительный страх Божий, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже оставити нам стези нечестия и на путь спасения обратитися, неуклонно же заповеди Божия творити и уставы Святыя Церкве соблюдати. Моли, благосерде, Человеколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою: да избавит нас от смертоносных болезней и от всякаго зла, да сохранит и спасет рабов Божиих (имена) от всех козней и наветов вражиих и да все мы сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков.

Современные священники о Великом Святом

Святитель Николай Сербский в своих размышлениях затронул очень интересную тему «Почему Господь крещение Руси доверил ярому язычнику». Святитель провел параллель между апостолом Павлом и святым Крестителем, как Бог грешника приводит к познанию истины. Это преображение на все века стало для православных примером «выздоровления» от грешника к святому.

Патриарх Российский Кирилл также говорит о том, что Бог из сластолюбивого грешника сотворил смиренного служителя веры Христовой. Патриарх подчеркнул в своих размышлениях, что только Бог может изменить шкалу ценностей человека, обратив зло на добро.

Важно! Жизнь св. Владимира должна стать примером подражания для христиан, когда отдав свое сердце, душу и тело на служении Иисусу, человек получает статус святого, как это сделал правитель Киевской Руси, Красное Солнышко.

В воспоминаниях Антония Сурожского продолжается мысль о преображении человеческой души, всей жизни после прихода в нее Иисуса Христа. Грешный и слабый человек приобретает силу и святость при обращении в православную веру.

Шесть столетий русская земля была под владением потомков Великого Крестителя, все они от детей до правнуков продолжили святое дело Святого Владимира.

Для справки! Празднование памяти великого святого установил Александр Невский, когда по молитве равноапостольному святому Бог даровал победу русских над шведами в 1240 году.
Святой равноапостольный князь Владимир
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: