Александр Александрович Бронзов — духовный писатель 19 века, известный по многим трудам, касающимся как истории православной веры, так и многочисленных работ по богословию. К большому сожалению, сегодня большая часть писательского наследия для широкого круга читателей забыта.
Биография
О биографии Александра Александровича Бронзова известно очень мало. Вероятно потому, что вся существующая об этом духовном деятеле информация касается только лишь его научных и публицистических трудов, а также непосредственно преподавания в Санкт-Петербургской духовной семинарии.
Православное воспитание
Александр Бронзов появился на свет в городе Белозерске, в 1858 году. Достигнув юношеского возраста, поступил в Белозерское духовное училище при Новгородской семинарии, по окончании которого поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.
Относительно того, какое воспитание было получено Бронзовым, в силу несохранившейся информации о его детских годах, можно сделать лишь предположение. Вероятно, родители Александра были набожны либо кто-то в семье имел отношение к распространению православной веры, служа в церкви.
В то время, как правило, обучение в духовных училищах и семинариях была прерогатива, во-первых, людей образованных (коими чаще и были дети священников), а во-вторых — людей, в чьих семьях православие было по-настоящему ценно и важно.
Преподавательская деятельность
Живя и обучаясь в Санкт-Петербурге, Александр написал и защитил магистерскую работу на тему: «Аристотель и Фома Аквинский в отношении к их учению о нравственности». Следует сказать, что тема нравственности не была для Александра случайной, вопросы духовного и нравственного развития интересовали его еще со времен обучения в духовном училище, но лишь обучаясь в семинарии, Борзов открыл в себе талант писателя, к тому не просто писателя — а духовного.
После блистательной защиты в 1884 году Александра Александровича приглашают на работу в Курскую духовную семинарию, преподавателем Священного Писания. В Курске Бронзов прожил и проработал 2 года, а после, в 1886 году, улучшив момент, перешел на работу в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, где начал свою преподавательскую деятельность на кафедре греческого языка.
Спустя 2 года преподавания, Александр Александрович защитил докторскую диссертацию — «Преподобный Макарий Египетский. Его жизнь и нравственное мировоззрение».
Однако, помимо этой работы, Бронзов занимался также переводами на русский таких трудов, как:
- «Письма к диакониссе Олимпиаде» Иоанна Златоуста;
- «Точное изложение православной веры» Иоанна Златоуста;
- «Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения» Иоанна Дамаскина.
Александра Бронзова, помимо истории христианства и его основ интересовала также и античная культура, поэтому им был разработан уникальный курс лекций по истории греческой литературы.
Идеи, позиция, труды
Одним из заглавных трудов Бронзова, безусловно, является «Нравственное богословие в России в течение 19 столетия», изданное в Санкт-Петербурге, в 1901 году. За 30 лет своего преподавания в семинарии он написал и опубликовал около тысячи книг и статей.
Наибольшую популярность среди них приобрели 13 монографий:
- «Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учениям о нравственности пред лицем Евангелия»;
- «Лекции по нравственному богословию»;
- «Конспект лекций по истории греческой литературы»;
- «Краткая этимология Геродотовского наречия»;
- «Краткая этимология Геродотова диалекта»;
- «Лекции по истории учения о нравственности»;
- «Преподобный Макарий Египетский»;
- «Протопресвитер И. Л. Янышев как профессор нравственного богословия в СПб»;
- «Синтаксис греческого языка»;
- «Нравственное богословие в России в течение XIX столетия»;
- «Белозерское духовное училище за 100 лет его существования»;
- «Свято-Владимирская женская церковная учительская школа в Петрограде за 25 лет её существования (1889-1914)»;
- «Икона Божией Матери «В скорбех и печалех утешение».
Духовно-нравственная позиция Александра Бронзова близка и понятна многим людям 19 века. Он, как человек редкого ума и аналитических способностей, пытался не только вписать историю православия в мировую культуру, знакомя семинаристов с историей духовности и нравственности, но и желал всем сердцем сохранить, уже как краевед, информацию о тех духовных учреждениях, с которыми хоть немного при жизни был связан.
Неоспоримым является тот факт, что Александр Бронзов, занимаясь множественными переводами раннехристианской литературы, так сказать, истоков религии, способствовал тому, что возрастал уровень обучения в учебных учреждениях духовного направления.