Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Жизнь Шмемана Александра Дмитриевича

Александр Дмитриевич имеет славу уважаемого христианского богослова, священнослужителя, ученого, посвятившего себя служению религиозным идеалам и миссионерству. Его литературное наследие помогает мирянам по-новому взглянуть на основы учения Христа. Оно интересно и отечественным читателям и западным, которые имеют возможность через эти рукописи ближе познакомиться с традицией восточного аскетизма. Имя А. Шмемана пользуется большим авторитетом в среде православного общества.

Биография богослова

Священнослужитель происходит из поколения, называемого «детьми эмиграции», которые сберегли в своем естестве дух русского единства, несмотря на то, что их взросление не проходило на территории нашего Отечества.

  • Отец Александра Дмитрий родился в семье тайного советника и сенатора Н. Шмемана, он получил высшее образование в Петербурге, честно служил в армии, но после революционных движений со своей семьей (женой и маленькой дочерью) покинул родину. Супруги поселились в Эстонии, в 1921 г. у них родились братья-близнецы, которых назвали Александром и Андреем. Спустя время семейство обосновалось в Париже.

    Священнослужитель Александр Шмеман
  • Будущий священнослужитель Александр Шмеман поступил в версальский кадетский корпус, а позже перешел в лицей Карно. В юноше загорелось стремление выучиться на духовника, поэтому он подал документы в православный богословский институт, находящийся в Париже. Здесь он слушал лекции видных российских богословов, читал русскую литературу, в конце обучения защитил диссертацию на тему «история церкви Византии».
  • В начале 1943 г. Александр обвенчался с Ульяной Осоргиной, их брак продлился больше 40 лет. Окончив Свято-Сергиев институт, будущий священнослужитель преподавал в стенах этого учебного заведения церковную историю в течение шести лет. В середине осени 1946 г. А. Шмеман получил чин диакона, а через небольшой срок — сан священнослужителя. На протяжении нескольких лет он совмещал преподавание в университете, богословскую литературную деятельность, работу в редакции православного журнала и служение в приходе.
  • Летом 1951 г. отца Александра и его семью пригласил в США ученый священник Георгий Флоровский. А. Шмеман взял на себя обязанности преподавания в одной из духовных семинарий Нью-Йорка, это позволило ему раскрыть свой потенциал пастырской и миссионерской деятельности.
  • В 1953 г. отца Александра удостоили сана протоиерея, через 17 лет он получил сан протопресвитера.
  • В 1959 г. священнослужитель защитил докторскую диссертацию.
  • В период с 1963 по 1979 гг. состоял заместителем христианского движения студентов в США.
  • Скончался А. Шмеман в 1983 г. на 62 году жизни.

Анализ поведения эмигрантов

Заметную роль в творчестве А. Шмемана исполняет цикл дневников, которые создавались на протяжении последних 10 лет жизни.

  • Тексты скрупулезно рассматривают и обозревают быт русской эмиграции в странах Европы и Американского континента. В записках четко прослеживается характер духовного климата, а также трудности для Православной Церкви в условиях отдаления от родины. В дневниках отца Александра находится откровенный самоанализ самого автора, который рассмотрел личную деятельность в области пастырского служения и современной культуры.

    Дневники 1973-1983. Протопресвитер Александр Шмеман
  • А. Шмеман также описал в своих трудах размышления о центральной миссии христианской религии в современном обществе, о различии между истинным вероучением и ложным. В дневниках и публицистических статьях священнослужитель повествует о том, как изменилось мироощущение людей поколения эмиграции. Эти наблюдения отличаются масштабностью обобщения, так как основаны на собственном опыте. Автор отмечал, что Россия была там, где они (эмигранты) находились вместе с семьей: в Эстонии, Сербии, Франции.
  • Эмиграцию А. Шмеман часто называет трагическим избранством. Автор любит Россию, которую распяли на кресте грозные ненавистники христианства (большевики). Отец Александр в своих дневниках призывает спасти Отечество и воскресить, а после этого прорастить на отчизне семена истинной религии. Эмигранты живут в своей личной абсолютизированной России и не иссякает их любовь к настоящей родине.
  • В изображении собственной судьбы вдалеке от Отечества отец Александр избегает нарочитой сентиментальности, но видит во всем этом глубокий замысел Провидения, который распространил Православие по всему миру. Автор записок и дневников убежден, что эмигранты получили возможность присутствовать на родной земле через вхождение в храмы, так как именно Церковь у них стала отождествляться с Матушкой-Россией. Подобное рассуждение открыло путь к исцелению их душ, потому что те, кого изгнали из родины, не знали её настоящего лица.
  • Эмигрантский опыт позволил А. Шмеману глубоко проанализировать русскую историю и культуру. Как в современности, так и в древней истории Отечества автор распознает сосуществование имперского псевдохристианского тщеславия государства с чувствами покаяния, поиска свободы от мирских невзгод, зачарованности Священным Писанием. Священнослужитель отмечает, что в долгом противоборстве этих двух сторон России и проходит её история, рождается неземная духовность и национальная гордость.
На заметку! Священнослужитель негативно отзывался о политике СССР, он обвинял правительство страны в том, что российской православие потеряло авторитет в мире. Даже после распада Советского Союза на территории страны нельзя было приобрести литературный труд А. Шмемана. Некоторые консервативные священнослужители считают его еретиком и запрещают читать произведения отца Александра.

Рассмотрение важнейших вопросов

Центральная тематика произведений отца Александра — проблема духовного бытия для человека, а также способность различать истинное учение Христа от ложного. Религия, по словам протопресвитера Шмемана, есть одновременное проявление жажды божественного и способность принести жертву ради Небесного Царства.

  • Создавая литературные труды, отец Александр неоднократно анализирует эпохи кризиса в православном сознании. Он связывает это падение с подменой истинной устремленности к Всевышнему Творцу псевдорелигиозность, показным благочестием, и неугасимым эгоцентризмом. Автор сравнивает подобные заблуждения с пространными и заносчивыми разговорами о «духовности», рабством и страхом.

    Книги Александра Шмемана
  • Современное христианство чрезмерно погружается в пустословие и диалог о проблемах религии, при этом отказываясь от истинной радости знания. Народ стал воспринимать Церковь как обыкновенное религиозное учреждение, а не как свидетельство о существовании Бога. Автор воспринимает западное христианство как организацию, которая нацелена, в первую очередь, на педантичное исполнение всех положенных ритуалов. Это притупляет чувство божественности, идущей от самого Евангелие.
  • Протопресвитер А. Шмеман с удивительной точностью подмечает, что настоящий религиозный мир легко обходится без знания о Едином Боге, но не может существовать без идолов, «богов», в которых постепенно превращаются термины «Церковь», «благочестие», «вера».
  • Отец Александр заявляет: «Культура любой эпохи, словно зеркало, отражает религиозное отношение людей к собственной жизни». Христианин обязан рассмотреть свои поступки через призму хода истории. Религия же должна судить культуру настоящего века, обличать в ней греховность, а после — облагораживать, ведь христианское мировоззрение находится выше материалистических идей. Однако отрицание мировой культуры Православием он называет варварством, ведь Христос не отказывался от народа невежественного и заблудшего, но желал исцеления оного.
На заметку! Литературное наследие протопресвитера А. Шмемана дает читателям уникальный опыт духовного и морального осмысления личности, культурного фона, истории. В его трудах выделяется свидетельство о Мессии и Церкви, полученное путем индивидуального опыта.

Наследие в православии

Протопресвитера Александра называют выдающимся богословом, проповедником, педагогом и основателем Православной Церкви на территории американского континента. Его труды только с недавнего времени начали тщательно осмыслять российские гуманитарные исследователи. Священнослужитель посредством рукописей пытался донести до современных христиан важные идеи, о которых они стали постепенно забывать.

Основные книги священнослужителя рассматривают тематику литургического богословия. Его труды переведены на многие европейские языки, они пользовались достаточным успехом среди христиан. В России большую известность протопресвитер А. Шмеман обрел в 90-е годы. В последние годы своего бытия священнослужитель пришел к выводу, что только Православие со своими ортодоксальными утверждениями во многих аспектах жизни способно противостоять разложению мира.

На заметку! Проповеди отца Александра считаются выдающимся образцом православного богословия XX столетия. В его напутствиях христианин ощущает прекрасно развитую речь автора и конструктивное мышление.

В проповедях протопресвитера Александра чувствуется миссионерская направленность, которая относится не только к религиозно настроенному народу, но и скептикам, любящим подвергать православные догматы и историю Церкви большим сомнениям. Часто автор использует прием, при котором он вживается в роль недоумевающего слушателя и пытается разъяснить самому себе какой-либо вопрос простыми словами. Он предпочитает сживаться с народом и открывать те или иные догматы посредством правильного рассуждения.

Документальный фильм об Александре Шмемане
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: