Каждая монашеская обитель представляет для христианина не только место особенного Божьего присутствия, но и предметом архитектурного достоинства страны. Одним из таких достояний русского народа является Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь.
Данная обитель представляет собой одно из величайших строений Русской православной церкви. При этом оно отличается строгостью порядков и преданностью вере. В народе часто можно услышать другое название этой местности — Уральский Афон, что говорит об определенном уровне.
История возникновения обители
Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь имеет большую значимость и важность для христиан по всему миру. В честь чудесного избавления цесаревича Николая от серьезной опасности в Японии на Белой горе установили высокий крест (10 метров). Произошло это в 1891 году, и вскоре крест прозвали царским.
Уже через два года (1893 г.) в июне произошло освящение места будущей закладки храма здесь же. Начали воздвигать храм из дерева, строительство которого закончили в 1894 году. Тут же при храме было решено организовать мужскую обитель и в этом же году начали строительства первых корпусов: настоятельского и братского. Причем строили сразу с хозяйственными блоками — в корпусах отвели место для столярных и слесарных мастерских.
Вскоре открылась здесь местная приходская школа, которая работала вплоть до 1917 года. Около 25 сирот получили свое образование на Белой горе, где их научили читать, писать, петь и прививали различные ремесла, чтобы дети смогли в будущем себя прокормить.
В сентябре 1897 года из Москвы и Петербурга прибыл сюда первый крестный ход, с которым были доставлены первые святыни — иконы:
- Казанской Богородицы, которая была написана монахами из Валаамской обители;
- преподобного Сергия Радонежского;
- святого князя Александра Невского;
- Богородицы «Послушница».
Однако вскоре случилось несчастье — в ноябре 1897 года первый храм из дерева дотла сгорел. В этом же году заложили основание для нового, каменного храма и корпуса для братьев в два этажа.
Начало строительство новой церкви вместо сгоревшей началось лишь в июне 1902 года и продолжалось 15 лет. Этот храм был назван Крестовоздвиженским, и он был огромных размеров — вмещалось в него 8000 человек! Собор был построен наподобие Владимирского собора (Киев) и стал первым храмом в той местности с паровым отоплением и вентиляцией.
Монастырь имел тесные отношения с царской семьей: в обители издавался журнал «Голос долга» подробно освещавший все патриотично-православные вопросы. Более того, в 1910 году состоялась встреча императора Николая (Второго) и архимандрита Варлаама, который управлял в то время подворьем. Во время встречи императору были презентованы фотографии монастыря и книга его истории.
Когда началась Первая мировая война, обитель внесла в государственную казну добровольное пожертвование в размере 500 рублей золотом. Этот вклад должен был пойти на военные нужды. Наличие денег у обители обусловлено активной его работой: пчеловодство, пахотные и полевые работы, скотоводство, рыболовство и прочие. Во владении у обители было около 580 участков земли (по 10 акров), стадо из сорока коров и 9 прудов с рыбой.
Однако с приходом советской власти начались испытания и тяготы всех монахов и самой обители. Архимандрит Варлаам был замучен и утоплен в августе 1918 года, а прочие 34 монаха из монастыря были замучены и расстреляны. Монастырь был разграблен полностью и закрыт в 1923 году.
Тут был открыт Дом Инвалидов, лагерь для беженцев и переселенцев, реабилитационный центр для военных. В 1980 году во время страшного пожара сгорели купола на храме. Только в 1988 году была начата программа по восстановлению монастыря.
Расположение и маршрут
Как было указано выше, подворье расположено на Урале, в 98 километрах от города Пермь, на самом краю так называемой Белой горы. Доехать можно из Перми или города Кунгура (40 км).
Официальный адрес подворья: Пермский край, Кунгурский район, деревня Белая Гора, улица Монастырская, дом № 1.
Добраться до подворья несложно. Самостоятельно можно добраться до обители на автомобиле по федеральной трассе Р242 Пермь-Екатеринбург. Водителю надо будет свернуть недалеко от села Ергач на село Калинино (везде есть указатели).
Возле пруда, уже в селе Калинино, необходимо будет снова свернуть и по указателям добраться прямо до монастыря. Причем местные хорошо знают месторасположение его и будут рады помочь паломникам.
Для тех, кто сомневается в собственных силах, на сайте монастыря www.uralafon.perm.ru указан адрес.
Приезжать в обитель можно с раннего утра, поскольку первая служба начинается в 7:30 утра с братского молебна православному мученику Варлааму Белогорскому, в честь которого и названа обитель.
Наряду со служениями работает церковная лавка, а монахи ведут привычный образ жизни, так что можно будет понаблюдать за их размеренной жизнью. Последнее служение проходит в 17:00 вечера.
Расписания богослужений
Помимо утреннего молебна и вечерней службы, по выходным добавляются дополнительные молебны:
- в субботу в 8:00 утра проводится молебен с чтением акафиста святому Николаю Чудотворцу, во время которого освящают воду;
- в воскресенье в это же время проводят молебен с чтением акафиста иконе Богородице «Иверская»;
- в 11:00 утра в субботу читается панихида по умершим;
- в 14:00— водосвятный молебен с акафистом св. Николаю Чудотворцу, в 11:00 — панихида, в 14:00 в воскресенье осуществляется молебен с чтением акафиста перед частью мощей святого целителя Пантелеймона.
Кроме этого ежедневно в течении дня в храме читаются молебны Богородице: «Всецарица», «Умягчение злых сердец», «Неупиваемая чаша», «Взыскание погибших». А также молебны святым великомученикам: Петру и Февронии, Спиридону Тримифунтскому, Николаю Чудотворцу.
У паломников есть прекрасная возможность погрузиться в святой источник на территории монастыря — купель в честь иконы Богородицы «Взыскание погибших». Он располагается с северной стороны Белой горы. Каждое воскресенье там проводят крещение с 12:30 до 15:00, по желанию можно совершить обряд крещения, но следует заранее связаться с руководством обители.
Кроме погружения, паломники могут заказать панихиду по умершим родственникам и молебен, в который можно включать до 10 имен близких. Кроме проскомидии, в храме при обители читается и длительное поминание, которое также можно заказать.
Несмотря на тяжести и испытания, обитель выстояла, все преодолела и сегодня существует лишь с одной целью — ежедневно служить Господу и прославлять Его великое имя!