Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Иосифо-Волоцкий мужской монастырь в Волоколамском районе, Москва

Мужская ставропигиальная (независимая от местной епархии) обитель находится в селе Теряево, в 16 км от Волоколамска. Древняя пустынь ежедневно открывает врата для туристов и паломников, предоставляя взору интригующую архитектуру и умиротворенную атмосферу. Иосифо-Волоцкий монастырь издревле выполнял обязанности крепостного укрепления на пути богохульных захватчиков.

В XX столетии комплекс и братия ощутили великие горести, здания пострадали от перестроек, а монахи от арестов. Сегодня обитель реставрируется и возвращает авторитет, которым владела во времена монархов.

Иосифо-Волоцкий мужской монастырь,Волоколамский район, Московская область

История основания обители

В 1459 г. выходец из дворянской семьи по имени Иван Санин почувствовал рвение к религиозному житию и принял иноческий постриг в 20 лет. Обряд проводил преподобный старец Пафнутий Боровский, юноша получил церковное имя Иосиф. Новоявленный монах стал преемником святителя и служил 18 лет под его руководством в Боровской пустыни. После смерти Пафнутия Иосиф стал игуменом монастыря, но его методы не понравились здешней братии, поэтому он решил покинуть Боровский монастырь и основать собственный.

  • В 1478 г. святитель испросил благословения на постройки обители у Волоколамского князя Бориса. Как утверждает летописный источник, место для первого камня было указано небесными силами. Высокий столб пыли образовался здесь, а через мгновение землю пронзила молния, хотя на небе не было и облака. Именно в месте удара преподобный Иосиф поставил православный крест в 1479 г.
  • При поддержке помещиков, которые проявляли симпатию к христианству, за два месяца монахи воздвигли первый деревянный собор на территории обители. Через пять лет на его месте красовался более стойкий каменный храм. В конце XV столетия здесь построили колокольню, на нижнем ярусе которой располагалась церковь Смоленской иконы Богоматери. В 1504 г. на территории пустыни появилась трапезная с храмом Богоявления. За короткий срок Волоцкий монастырь превратился в оборонительный кремль, обнесенный мощными и высокими стенами.
  • Внутри также располагалась тюрьма, где отбывали срок инакомыслящие. Отец Иосиф выступал против еретиков и неверных, отстаивал позицию независимости монашеских обителей и законность обладания земными богатствами. Преподобный игумен жестко отзывался о хулителях Бога, радикально призывал осуждать их, предавать анафеме и наносить раны. Иосиф говорил о том, что христианские обители должны жить в богатстве. В 1515 г. преподобный покинул бренный мир, а через 64 г. его официально канонизировали.
  • Здания Волоцкой пустыни выделялись: из-за белых стен выглядывали и одаривали блеском золотые купола, вокруг территории оживали пруды, служившие для иноков местом большого и вкусного улова. Монастырский комплекс неоднократно перестраивался, так как часто страдал от набегов поляков и литовцев. Башни, расположенные на оборонительных стенах, являлись не только эффективными в плане обороны, но и впечатляли стилистикой архитектуры.
Памятник Иосифу Волоцкому, Иосифо-Волоцкий монастырь

В XVI столетии Иосифо-Волоцкая обитель вышла на пик своей славы, здесь часто молились цари и обычные миряне. В XVII столетии в стенах монастыря содержались пленные поляки, а во время нашествия Наполеона — французские. Пустынь располагала крупной библиотекой, где хранились священные книги, рукописи видных богословов, жалованные грамоты от царей.

Интересно! Преподобного основателя Волоцкой пустыни Иосифа канонизировали в 1579 г. Его останки и вериги, с помощью которых он укрощал влечение плоти, находятся в Успенском храме обители. Отец Иосиф имел великий талант в написании церковных догматов. Его самой значимой рукописью является произведение под названием «Просветитель», где он призывает карать еретиков и облагораживать монастырские комплексы церковными богатствами. Учение святителя повлияло на рождение духовной школы иосифлян, подвергавшейся сильной критике со стороны нестяжателей.

XX век и современность

До революционного периода в обители проходили ярмарки церковных изделий. В 1922 г. монастырь закрыли, древние книги и рукописи перевезли в архивы Москвы и Санкт-Петербурга. Вскоре здесь открыли детский дом, а в братском корпусе организовали среднюю школу. В Успенском храме функционировал кинотеатр, экран загораживал церковный иконостас.

В первые годы ВОВ детей эвакуировали в срочном порядке, многие из них погибли. В середине осени 1941 г. на территорию зашли большевики, после их отступления — фашистские войска. Освобождение обители произошло в середине декабря 1941 г. Через некоторое время сюда вернули детский дом, совершались частичные работы по восстановлению.

Возвращение обители РПЦ произошло в середине весны 1989 г., а в 1999 г. ей присвоили статус ставропигиальной. В 2003 г. произошла торжественная церемония обретения останков святителя Иосифа, мощи положили в раку, которую перенесли в нижний ярус Успенского собора. Экспертизу во время вскрытия проводили профессиональные археологи, заслуженные доктора и ученые. В 2004 г. из «Нового Иерусалима» (художественного музея в Истре) в обитель передали вериги, принадлежащие святителю.

Успенский собор Иосифо-Волоцкого монастыря

В 2004 г. по случаю юбилея со дня основания Волоцкую пустынь посетил патриарх Алексий II, он провел здесь Божественную литургию в стенах Успенского храма. В 2009 г. рядом с южными вратами обители открыли бронзовый памятник основателю Иосифу. В этом же году здесь провел богослужения патриарх Кирилл.

Архитектура

Главным зданием обители считается храм, освященный в честь Успения Пречистой Девы. Первое здание — одноглавую деревянную церковь — воздвигли при Иосифе в 1479 г., через пять лет её переделали в белокаменную. Освящение прошло в 1486 г., росписи выполняли местные живописцы. Каменный собор Успения имел пять глав, его деревянные кресты были обиты железом.

Внутренне убранство отличалось изысканностью и богатством. В 1688 г. потребовалась очередная перестройка в связи с обветшалостью. Новый собор предстал монументальным и величественным зданием, над ним работали знатные московские мастера.

  • Храм держался на четырех столпах и высоком каменном подклете (нижнем ярусе), имел пять глав. Церковь украсили карнизами, изразцами и тимпанами, что вместе с общим силуэтом создавало впечатление строгой симметрии и гармоничной пропорциональности. Визуально выделялись вертикальные линии снаружи и внутри, для полной освещенности интерьера зодчие монтировали широкие окна. На стенах виднелись разноцветные изразцы, делящие строение на ярусы. Особенного шика придавали крупные ленты с орнаментом.
  • До середины XVIII столетия постоянным модификациям подвергался иконостас Успенского храма. В начале XX в. здесь проводились работы по изменению внутреннего убранства. Стены церкви расписывали масляными красками в нововизантийской стилистике, в расцветке выделялись темно-синие тона с элементами золотистости. В нижнем ярусе собора находится усыпальница, хранящая останки многих подвижников, князей и священнослужителей.
Внутреннее убранство Успенского храма Иосифо-Волоцкого монастыря

В XVII столетии монастырские врата приобрели некую торжественность, их уже не называли крепостными. Вход на территорию разделяется на широкий (для транспорта) и узкий проем. По оси большей части врат стоит Петропавловский храм, выделяющийся пропорциональными гранями. Церковь связана с входом посредством галереи, сами врата выступают в качестве подклета.

  • Прямые линии и четкое разграничение фрагментов сочетается в стилистике собора с изящным декором. Барабаны украшены аркадами (арками, опирающимися на колонны) и возвышаются над изразцами и кокошниками. Углы самого здания очерчивают две колонны, южный фасад выделяется эффектным декором.
  • Столбы, стоящие рядом с главным въездом украшены разноцветными рядами изразцов. Создатели желали продемонстрировать четкую симметрию с крупным центром. В декоре прослеживается сочетание различных фрагментов и видов украшений.

В 1504 г. святитель Иосиф заложил основание двухъярусной каменной церкви Богоявления с трапезной. Финансирование на сооружение выделил князь С. Бельской и помещик Б. Кутузов, друживший с преподобным. Обширный собор по стилистике напоминает Грановитую палату, что в Кремле. Свод постройки опирается на единственный столп. В 1682 г. церковь украсили пятиглавием с кокошниками. В 1780 г. к церкви пристроили придел, освященный в честь великомученицы Варвары. Через 26 лет его перенесли на другую сторону и переименовали во славу С. Радонежского.

Интересно! В Германовой башне Волоцкого монастыря размещается часовня М. Грека, который был обвинен в ереси и отбывал здесь срок ради обращения в истинную веру и покаяния. Узник считался религиозным писателем, обретение его святых останков произошло в 1996 г. Максим Грек наблюдал раскол русского духовенства, вскоре он принял позицию нестяжателей и стал врагом иосифлян. Святитель скончался в Троицкой обители, был похоронен здесь же, в северо-западной части территории.

Святыни Иосифо-Волоцкого монастыря

Чудотворные останки основателя пустыни обретены в 2001 г. в Успенском храме, в день его памяти. Акафист, обращенный преподобному Иосифу, читается каждое воскресенье. После ритуальных богослужений паломникам разрешается прикоснуться к мощам, которые издают божественное благоухание.

Мощи святого Иосифа Волоцкого в Успенском соборе Иосифо-Волоколамского монастыря

Вериги Иосифа — это комплект из железных цепей, пластин и крестов. До революции они хранились в главном храме обители, а после были перевезены в краеведческий музей. Вериги, вес которых 15 кг, Иосиф носил каждый день, никогда не снимая, о них узнали только после смерти основателя.

В монастыре хранится список иконы «Взыскание погибших», издревле колоссально почитаемый на Руси. Усердные молитвы этой иконе спасают людские жизни и исцеляют от неизлечимых болезней. Здесь же миряне могут видеть Волоколамский образ Богоматери, списанный с оригинала в 2007 г. Перед отправлением в Волоцкий монастырь икона освящалась в музее А. Рублева и прикладывалась к чудотворному оригиналу, написанному в XVI столетии.

На заметку! Братия обители работает с сиротами, молодежью, ветеранами ВОВ, с политическими беженцами и обездоленными людьми. Монастырь милосердно обеспечивает их одеждой и пищей, медицинской помощью и добрым советом.

Как добраться

Пустынь располагается в населенном пункте Теряево, что в Волоколамском районе Московской области. Врата открыты с 9:00 до 20:00 в летний период и с 10:00 до 16:00 — в зимний.

Чтобы добраться до места из столицы, следует приехать в Волоколамск, а далее на автобусе или электричке от станции метро «Тушинская» до остановки «Чисмена». Отсюда до обители доставляет специальный транспорт.

Фильм о Свято-Успенском Иосифо-Волоцком монастыре
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: