Древняя мужская обитель, основанная в первые годы XIV века, является великим достоянием российского православия и смиренно несет крест милосердного служения Всевышнему ради блага всего окружения. В начале своей истории Ипатьевская пустынь выступала в качестве оборонительного форпоста на северо-востоке Отечества. В XVII столетии монастырь стал государственным оплотом, позволившим прекратить Смутное время, грозившее гибелью национального духа. Здесь же началось продолжительное правление рода Романовых.
История основания обители
Летописи гласят, что обитель родилась в начале XIV столетия, основателем является татарский принцем (мурза) по имени Чет.
На пути в Москву он остановился около Костромы. Чтобы заночевать и набраться сил, сопроводители мурзы посоветовали устроиться в дубовой роще. Во сне к Чету пришло божественное видение Пречистой Богоматери в сопровождении святителей Филиппа и Ипатия. Мурза исцелился от недуга, который мучил его на протяжении всего пути в столицу, поэтому в благодарность он дал обет основать на этом месте православный монастырь.
Выздоровев, Чет принял христианство и получил церковное имя Захарий, татарские спутники поддержали этот благородный порыв. Мурза пустил корни на русской земле, от него произошли роды Сабуровых и Годуновых, представители которых отличались набожностью и добросердечностью. Потомки Захария принимали иноческий постриг, а прожив должный срок на земле, стремились обрести покой в некрополе Ипатьевского монастыря.
Во времена XIV и XV вв. обитель оставалась небольшой и непопулярной среди населения. Положение изменилось после того, как род Годуновых стал возвышаться в государстве. Первой большой постройкой в стенах пустыни стал деревянный собор, освященный во славу Святой Троицы.
С 1555 по 1605 гг. в монастыре появилось большое количество каменных сооружений. Перестроили Троицкий собор, соорудили монастырские стены с главными (Святыми) вратами и церковью великомученика Ф. Стратилата. Каменная ограда, длиною в 520 м и шириной 1, 5 м, по углам имела круглые башни и предназначалась для защитных действий. Монастырь являлся образцом отечественной крепостной архитектуры XVI столетия.
Большое внимание ризнице и библиотеке оказывал Д. Годунов, привозивший сюда древние рукописи, позолоченные иконостасы, созданные в царских мастерских. Род Годуновых жертвовал серебряные сосуды, блюда для панихиды, водосвятную посуду и великолепно украшенную церковную утварь.
В 1608 г. Ипатьевский монастырь пал под натиском Лжедмитрия II, но был освобожден через год народным ополчением.
Пустынь названа в честь священномученика Ипатия, который явился в видении Чету вместе с апостолом Филиппом и Пречистой Богородицей. Память преподобного отмечается 31 марта и 16 ноября. Святитель Ипатий имел епископский сан в городе Гангры, что в Малой Азии. По возвращении домой с Никейского собора, проходившего в 325 г., принял мученическую кончину от ариан (последователей арианской ереси). На могиле святого происходило множество чудотворных свершений.
Становление
В конце февраля 1613 г. Церковный Собор избрал на правление юного Михаила Романова. Историческое событие сопровождалось торжествами в Ипатьевском монастыре. Царь принял российский престол и дал клятву перед чудотворной Феодоровской иконой Пречистой Богоматери. Под присмотром российских монархов обитель процветала и расширялась.
После стабилизации политической обстановки в России началось восстановление монастырского комплекса.
- Реставрационные работы проводились московскими и местными мастерами-каменщиками. Площадь монастырского комплекса увеличилась вдвое за счёт расширения его западной части. Пристройка приобрела название Нового Града, работами руководил преподобный Иосиф. В 1673 г. в обители появился храм И. Златоуста, архитектурно связанный с колокольней и больничными палатами. В начале XIX столетия эти постройки снесли из-за ветхости.
- В середине XVII в. отстроили новый собор Животворящей Троицы вместо старого, разрушенного сильным взрывом. Церковь сохранила изначальный вид до настоящего времени: она имеет пять глав, стоит на подклете (цокольном ярусе) и окружена с трех сторон галереей. Наиболее богато декорирована северная сторона храма, считающаяся центральным фасадом. Оформление и украшение внешних стен и внутреннего убранства отличается простотой геометрической формы и изрядной пластичностью.
- В XVII столетии монастырская библиотека пополнилась множеством рукописей: житие святителей, Священное Писание, книги о чудотворениях Феодоровской иконы. Большое значение также уделялось превосходно украшенным синодикам (поминальникам), где записывались родословные знатных российских семей и других авторитетных лиц. До 1814 г. в библиотеке хранилась драгоценная трехчастная Ипатьевская рукопись, найденная в XV в. в Пскове.
На рубеже XVII и XVIII вв. обитель являлась богатейшим комплексом Руси, этому послужили нескончаемые труды братии и пожертвования царских семей и помещиков. Отечество духовно крепчало, зная о существовании подобных авторитетных мест.
Относительный упадок
При Петре I пожертвования и доходы монастыря забирались в государственную казну, что влияло на общее состояние комплекса. Обитель использовалась как место для ссылки, а в середине XVIII столетия она взяла на себя обязанности архиерейской резиденции. Церковные здания использовались как служебные помещения, поэтому возникла необходимость перестройки всей пустыни: старые здания расширялись, появлялись новые.
В период с 1745 по 1750 гг. реконструировалась восточная часть обители, а настоятельские покои приобрели третий ярус. Троицкий собор стал кафедральным, здесь проходили важные совещания Костромской епархии. В 1768 г. в храме обустроили архиерейскую усыпальницу, а четырьмя годами ранее установили новый иконостас.
В 1747 г. на территории организовали духовную семинарию, а через 17 лет построили теплый собор, освященный во славу Рождества Пречистой Девы.
В 1767 г. монастырь с торжественным визитом посетила Екатерина II. Она участвовала в богослужениях и напомнила прихожанам и священнослужителям о значении обители для рода Романовых.
В 1834 г. духовенство пустыни встречало Николая I, который после осмотра достопримечательностей велел обновить все постройки. В течение последующих 20 лет проводилась активная реставрация внутренних убранств храмов и фасадов. В XX столетии Ипатьевскую обитель окружала высокая стена с башнями различной формы, что привносило некоторой грозности. Живописность же придавали здешние кедры и березы, через листву которых торжественно сияли главы церквей.
В 1913 г. в Ипатьевской обители проходил праздник, славящий 300-летие рода Романовых. Накануне торжества совершались реставрационные работы, которыми руководил архитектор Д. Милеев. Рабочие опустили грунт, открыли цоколь, а также исследовали первоначальный фундамент. На празднике присутствовали министры, архимандриты, протоиереи, император Николай I и его семья. Этот апофеоз Ипатьевского монастыря стал последним триумфом древнейшей обители.
Период СССР и новое время
В 1919 г. большевики закрыли пустынь, изгнали братию и конфисковали церковное имущество. Часть помещений передали под управление областному музею, другие строение вошли в Советский поселок, где проживали рабочие местной фабрики.
- В 1922 г. большевистская комиссия забрала на нужды голодающих священные сосуды, подсвечники и драгоценные орнаменты для иконостасов. В середине 30-х г. частично разрушили церковь Рождества Пречистой Богородицы. К 1936 г. на территории пустыни было уже более 140 квартир, где проживало 700 человек. С этого же времени монастырь стал рассматриваться в качестве исторической и религиозной достопримечательности.
- В 1956г. на территорию Ипатьевской обители из села Спас-Вежи перенесли деревянный Спасо-Преображенский собор, который создавался без использования гвоздей. В 1958 здесь открыли музей-заповедник, а также начали проводить выселение людей.
- В середине осени 1989 г. в Троицком храме монастыря прошла первая за долгие годы панихида, Божественная литургия состоялась в 1992 г.
- В 2002 г. пустынь вторично посетил патриарх Алексий II и призывал ускорить процесс возвращения монастырскому комплексу принадлежащих ему построек. Он подчеркнул, что это не означает закрытие церковного музея: любопытные туристы и православные паломники могут гармонично и легко сосуществовать в этих стенах. Патриарх заключил: только возрождение иноческого образа жизни позволит ощутить духовный подъем и оценить значение Ипатьевской обители.
Окончательная передача строений состоялась в 2004 г. Через год в монастыре прошли торжества на «День единства народностей РФ», обитель получила в дар чудотворный ковчег с частицами Ризы Христа. После окончательного обретения территории здесь возобновились полноценные реставрационные работы, вывозился мусор, высаживались деревья и кустарники.
Святыни храма
В стенах монастыря располагаются постройки, заслуживающие внимания своим внешним видом и внутренним убранством.
Троицкий храм со звонницей считается главным, особым шармом обладают Святые врата с надвратным приделом, освященным в честь христианских великомучеников Хрисанфа и Дарии.
Главная святыня Ипатьевского монастыря — фрагменты Ризы Иисуса Христа, здесь же хранятся части чудотворных мощей преподобного Ипатия, Николая Угодника и Матроны Московской.
Как добраться
Ипатьевский монастырь построен в живописном месте Костромы, там, где одноименная река впадает в величественную Волгу. Комплекс располагается на улице Просвещения, дом № 1.
Обитель работает каждый день, утренние богослужения начинаются в 7:00, а вечерня совершается с 17:00.
На территории пустыни действует музей, где каждый желающий увидит многочисленные церковные древности (книги, фото, кресты, иконы и облачения). Стоимость входа — 100 р.
Ближайшая остановка транспорта — «Ипатьевская слобода», до места едут: автобус № 14, маршрутное такси № 8, (14, 38).
Ипатьевская обитель, которую нередко именуют колыбель рода Романовых, считается великим символом не только Костромы, но и всего Российского государства. Монастырский комплекс славится архитектурной стилистикой и ежедневно проводить божественные службы. Православные верующие приходят сюда, чтобы прикоснуться к святым реликвиям и получить исцеление, а простым туристы интересны церковные музейные экспонаты.