Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Исаакиевский собор в городе Санкт-Петербург

Крупнейшая церковь Северной столицы России находится на территории Исаакиевской площади. Строение считается выдающимся экземпляром отечественного зодчества. Сегодня храм чаще используется в качестве музея-памятника, богослужения здесь совершаются только на самые значительные торжества.

Паломников впечатляют масштабы Исаакиевского собора, который в габаритах уступает только знаковым религиозным постройкам Рима, Лондона и Флоренции.

История постройки

Первое здание сооружали в 1706 г., государь Петр Первый желал, чтобы архитекторы выбрали подходящее место для новоявленной церкви в честь Исаакия Далматского. В результате комиссия решила начать возведение на Адмиралтейском лугу, финансированием занималась городская канцелярия. Постройкой руководил приглашенный из Голландии зодчий Г. ван Болес.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

План церкви был простым: один этаж, колокольня на крыше, небольшой купол с крестом. Богослужения здесь начались с 1710 г.

  • Первое здание собора разобрали, когда всем стало понятно, что собор мал для быстрорастущего города. Второй храм решили построить в 1717 г. на берегу реки Невы. Первый камень заложил лично Петр I, строительством заведовал знаменитый архитектор Г. Маттарнови. Последний скончался, успев возвести только фундамент. Далее, происходила череда назначений на должность главного архитектора, отделку закончили только в 1728 г.
  • Вторая Исаакиевская церковь имела в структуре три нефа (продолговатые помещения), боковые притворы, оснащенные пилястрами и капителями. На фасадах практически не наблюдалось декорированных фрагментов. Исследователи отмечали сходство с Петропавловским храмом. Вскоре стало ясно, что выбор места на берегу реки неудачен, фундамент оказался размыт водой. Было решено разобрать и вторую Исаакиевскую церковь.
  • Летом 1761 г. Сенат издал указ о возведении третьего по счёту собора. Екатерина II выразила большое желание создать величественный храм на основании мрамора и камня. Торжественная закладка произошла в 1768 г., проектирование занимался итальянский архитектор А. Ринальди. По его плану церковь оснащалась пятью куполами со сложными узорами, высокой колокольней, а её стены облицовывались дорогим мрамором. Однако строительство прекратилось после смерти императрицы, А. Ринальди отправился в родную Италию.
  • Новый архитектор В. Бренне, не имея достаточного финансирования, чтобы следовать изначальному плану, оказался заложником ситуации. Завершенная церковь имела несимметричные пропорции, также не хватило мрамора для облицовки верхнего яруса. Постройка вызывала насмешки, поэтому вскоре после освящения было решено совершить перестройку.

Современный вид

В 1809 г. прошел конкурс проектов нового (уже четвертого по счёту) храма. Однако ни один из участников не смог удовлетворит желание Александра I, требующего перестройки, а не создания нового сооружения. Работы начались в 1818 г, главным архитектором назначили молодого О. Монферана, взявшего за основу формы и стиль уникальных парижских зданий. Некоторые мастера критиковали эти способы, ссылаясь на неопытность зодчего и непонимание им всей сложности.

Иконостас собора Исаакия Далматского, Санкт-Петербург

Вскоре Александр I понял, что поставил неразрешимую задачу, поэтому рассмотрение чертежей отложили до 1825 г. Все тот же О. Монферан переработал свой первоначальный план, который и был утвержден государем.

  • Срок строительства растянулся на сорок лет. Есть предположение, что главному архитектору пророчили смерть после освящения собора, поэтому он не спешил с окончанием. О. Монферан скончался спустя месяц после ритуала освящения.
  • В 1841 г. знаменитые отечественные художники и скульпторы начали работать над оформлением храма. Однако и здесь мастера столкнулись с большими трудностями, им приходилось переписывать картины из-за высокой влажности, которая приводила к отхождению краски и штукатурки.
  • Торжественное освящение прошло в 1858 г., в день памяти святителя Исаакия Далматского. На празднестве присутствовала императорская семья, духовенство и государственные войска. Люди, участвовавшие в этом трудном строительном проекте, получали соответствующие награды.
  • В 1883 г. статус Исаакиевского собора стал двойственным. С одной стороны, он принадлежал ведомству православных организаций, с другой — относился к Министерству внутренних дел как «технически-художественный» объект. Однако вопрос о таком положении храма не давал покоя властям.
  • В 1918 г. здание оказалось под присмотром народного комиссариата, а через год право на пользование получили прихожане. В 1922 г. Исаакиевский собор разграбили, изъяв большое количество золота и серебра. В апреле этого года настоятель Леонид был арестован. В 1923 г. собор закрыли, а через 5 лет ему присвоили статус музейного памятника.
  • Во время ВОВ церковь пострадала от авиаударов, на стенах остались следы от взрывных снарядов. С 1948 г. церковь начала функционировать в качестве музея. С 1950-х здесь проводились реставрационные работы, на центральном куполе соорудили смотровую площадку. Богослужения возобновились в 1990 г., и по сегодняшний день они проходят ежедневно.
На заметку! В 2015 г. вновь поднялся важный вопрос о передаче храма под официальное управление РПЦ. Митрополит Варсонофий получил отказ от властей, а через год православные активисты подали иск по этому поводу. В 2017 г. РПЦ добилась своей цели и получила в управление Исаакиевский храм, но разделяя её с музейной организацией.

Архитектура

Исаакиевский храм является знаковым образцом классицизма, он имеет пять глав, одна из которых отчетливо доминирует. Малые главки завершают колокольни квадратной формы. Фасады собора декорированы торжественными портиками. Главный вход находится с западной стороны.

Панорама Исаакиевского собора

Расположение здания позволяет людям видеть его со всех сторон. За счет своих монументальных форм и архитектурной мощи собор несколько принижает достоинства близлежащих строений.

  • Во внутреннем дворе собора находится 350 скульптур, бо́льшая часть из них посвящена Христу и его земному бытию. Эти творения искусства удачно сочетаются с массивностью и архитектурным стилем строения.
  • Внутри собора находится три алтаря, посвященные И. Далматскому, великомученице Екатерине Александрийской и А. Невскому. Интерьер разделяется тремя нефами, впечатления цельности достигаются за счёт архитектурных приемов и декора. Стены и пол облицованы дорогим мрамором разных оттенков. Резной иконостас отделан малахитом и лазуритом.
  • Особенное впечатление производит скульптурное оформление внутреннего пространства. Убранство центрального купола создавалось под влиянием идей итальянского Ренессанса. В интерьер хорошо вписывается изначально католический элемент убранства, который называется витраж.

Как добраться

Собор, находящийся на Исаакиевской площади города Санкт-Петербурга, сегодня имеет официальный статус музейного комплекса. Храмовый экстерьер и внутреннее убранство восхищают монументальностью и гармоничными вкраплениями скульптур и живописи.

Несмотря на деятельность в качестве музея, церковные службы в Исаакиевском храме проводятся ежедневно. Церковь располагается в центральной части Санкт-Петербурга, рядом можно наблюдать Невский проспект и Дворцовую площадь. Ближайшим метро является станция «Адмиралтейская».

На заметку! Исаакиевский собор работает ежедневно с десяти утра до шести вечера, среда — выходной.

Дополнительные экскурсии проводятся здесь в теплое время года.

Исаакиевский собор