Театр порождение языческого мира, история его насчитывает уже не одну тысячу лет. Но когда мир, породивший Западную цивилизацию, стал христианским, отношение к театру со стороны Церкви в разное время было неоднозначным. Главным образом из-за того, что актёрам приходилось принимать личину других людей.
Церковь и театр
Отношение святых отцов Церкви было не однозначным. В настоящее время какой-то официальной позиции Церкви по отношению к театральному искусству нет, и отношение вполне либеральное.
И в течение веков театр существовал во всех православных империях в том или ином виде. Его знала Византийская империя и в большей мере Российская империя, где театр стал способом интеллектуального общения человека с человеком, с обществом и Императором. Он играл огромную роль в том смысле, что осуществлял роль связного между обществом и государством.
Важно также заметить, что это явление было характерно не только для Запада, но и для Востока, где также формы театрального искусства были распространены довольно широко, что еще раз подтверждает ту формулу, что театр охватил все культуры человечества.
Арелатский собор о театре
Интересно, как менялось отношение Церкви к теме «Театр и религия» в течение веков.
Одно из решений по поводу театра, на которое принято ссылаться, принял Арелатский собор. Под таким названием принято воспринимать соборы, которые проходили в городе Арле (юг Галлии) с 314 по 1275. Определения этих соборов, проходящих в городе Арелате или Арле, были самые разнообразные, важные для христианского мира:
- осуждение ереси донатизма;
- определение пасхалии;
- определение против гладиаторских боев;
- осуждение пелагианства.
Это те решения, которые были приняты Церковью еще до разделения и среди них и такое: «Актеры, коль скоро они продолжают свои занятия, отлучаются от причастия».
То есть надо понимать, что ранняя Церковь осуждала не сам театр как искусство, но именно актерство, т. е. способ принимать чужие личины и быть не самим собой.
Театр: опасно ли для души
Отношения церкви и театра прежде всего исходит из того какие опасности исходят от театрального искусства потенциально и для зрителя и для актёра, в последнем случае, прежде всего.
Здесь можно говорить о грехе актёрства, который состоит в следующем:
- грех любоначалия, который заключается в том, что актер воображает себя властителем дум, мыслей и самого человека;
- лицедейства, когда актер не может справиться с тем, что надо выйти из образа, стать самим собой.
Всего этого можно избежать, если пытаться воплотить в том или ином персонаже не собственные амбиции, желания и хотения, а просто то, что заложено в него автором. Это главная проблема для исполнителя той или иной роли, которая отделяет его от Бога.
Цитаты святых отцов о театре и зрелищах
Святые о театре в ранней, да и поздней Церкви были одного мнения о нём. Как правило, оно было отрицательным, суть театра, по мнению отцов, состояла в том, что она отвлекала мирян от спасения.
Однако надо обратить внимание на то, как формулируются определения Вселенских Соборов относительно того, что мы сейчас подразумеваем под театром:
- 3-е правило Шестого Вселенского собора провозглашает тот принцип, что «никому из клириков нельзя жениться на позорищной». Некоторые современные священники это слово трактуют как артистка, но это не так, потому что позорищная — это проститутка, публичная женщина, а вовсе не актриса;
- 24 правило этого собора запрещает посещать членам клира «ристалища», т. е. забеги коней. Но это никак не относится к театру;
- 51-е правило запрещает участие в смехотворных зрелищах, что также не совсем совместимо с современным театральным представлением;
- наконец, 62 правило этого же собора запрещает надевать мужчинам женскую одежду, а женщинам мужскую.
Но это было правило греческого театра, где в представлении участвовали в основном мужчины, в настоящее время в этом нет никакой необходимости. Таким образом, в правилах Вселенских Соборов мы не можем найти никаких прямых запрещений на театральные постановки.
Преподобный Амвросий Оптинский (Гренков) про театр
Не стоит забывать о том, что все же театр — порождение языческой культуры, и это явление плавно перетекло в православный мир. Поэтому понятно, что у разных святых отношение к театру было неоднозначным.
Вот к чему сводились мысли особенно почитаемого в современной России святого преподобного Амвросия Оптинского.
«Оттого теперь и появляются люди, подобные вашему N, — спорливые, упорные, раздражительные, — что они учатся нравственности в театрах. Приходилось слышать, что некоторые называют театр порогом церкви. Пожалуй, с этим можно согласиться, что театр есть порог церкви, только с заднего крыльца. Спросим еще: все, делающееся в театрах, какое должно иметь влияние на неиспорченную натуру молодого человека? Без сомнения, оно должно породить и укрепить в нем звериные чувства с неизменными скотскими потребностями. О преимуществе же храмов Божиих пред театром я считаю и говорить излишним.»
запрещает надевать мужчинам женскую одежду, а женщинам мужскую.
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavnaya-tserkov-o-teatre-i-akterstve.html
Я так понимаю, что имеется ввиду запрет носить женщинам брюки? Почему? Чем это обосновано?
Добрый день. Нет, речь не идет именно о ношении женщинами брюк. Действительно, существует ряд канонических правил, запрещающих женщинам носить мужскую одежду, а мужчинам — женскую. Наиболее часто приводят такую цитату из Ветхого завета: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22:5)
Также, 62 правило Шестого Вселенского собора включает в себя такие строки:«…определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене, в одежду, мужу свойственную…»
13 правило Гангрского поместного собора гласит: «Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, пременит одеяние, и вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую, да будет под клятвою»
Как видим, действительно, каноническими правилами женщине запрещается носить одежду, предназначенную для мужчин. Однако, являются ли женские модели брюк мужской одеждой? Если мы вспомним, как одевались мужчины и женщины во времена Книги Второзакония, то не увидим большой разницы — на тело надевалась рубаха, поверх которой надевалась накидка. Женскую одежду отличали более тонкие ткани и свободный крой, однако, существенных различий не было. Конечно же, в те времена никакой речи не могло идти о брюках, ни мужских, ни женских.
Сегодня сложно найти мужчину, готового надеть на себя брюки женского кроя. Да и женщины выбирают для себя соответствующие модели. Поэтому неправомерно считать брюки исключительно мужской одеждой. Другое дело, что внешний вид православной женщины должен быть сдержан и скромен, но для этого не обязательно носить исключительно юбки.