Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Николо-Перервинский мужской монастырь в Москве

Есть предположение, что обитель была основана во время Куликовской битвы, в которой противостояли друг другу русские и татаро-монгольские армии.

Изначально Николо-Перервинский церковный комплекс располагался за пределами столицы, поэтому постоянно подвергался нападениям захватчиков, разрушался, оставаясь на низком уровне развития. Расцвет наступил во время царствования Алексея Михайловича. Сегодня эта малоизвестная обитель, сооружённая в неовизантийском стиле, находится в 11 км от Кремля и значительно выделяется среди новых построек, являясь настоящим украшением района Печатники.

История основания обители

Предание гласит, что обитель основали в 1380 г., однако, достоверная документация об истории церковного комплекса появилась только с начала XV столетия. В указе Михаила Федоровича упоминалось о небольшой деревянной церквушке, построенной в честь преподобного Николая Угодника, а также о находящихся в ней игумене и двух старцах. Вскоре этот небольшой монастырь стали называть Прервинским.

Николо-Перервинский монастырь в Москве

Есть предположение: в Смутное время обитель подвергалась набегам и разорениям польских захватчиков. Делом восстановления занимался благодетельный царь Михаил Федорович. При его сыне, Алексее Михайловиче, Николо-Перервинский монастырь входит в эпоху расцвета, благодаря богатым правительственным вкладам, пожертвованиям духовенства и прихожан.

До XVII века в «Перерву» привозят афонский список чудотворной Иверской иконы Пречистой Богородицы, высокочтимой в христианском мире, и отдают во владение часовню, располагавшуюся около Воскресенских ворот.

Основным строением на его территории стал Никольский собор, идея постройки возникла у патриарха Адриана, который сам же освятил его в 1700 г. Преподобный являлся последним представителем досинодального периода в истории Русской Церкви, он обладал консервативным видением и отрицал западное мировоззрение Петра I. Патриарх стремился сохранить традиции и чистоту православия, и, желая отстраниться от подобной полемики с государем, Адриан поселился в Перервинском монастыре и построил патриаршие палаты.

До создания собора здесь стояли три каменных храма, сооруженные в период с 1649 по 1674 г.. Патриарх Адриан объединил эти постройки, сделав их частью большого Никольского собора, на создание и украшение которого ушло четыре года.

  • Главное строение объединили с верхними покоями кельи патриарха при помощи деревянной галереи. Это сделалось для того, чтобы престарелый и больной Адриан мог легче добираться до самой церкви. После смерти патриарха в октябре 1700 г. галерея была разобрана.
  • В юго-западной части храма размещалось ризохранилище, а в северо-западной — особое помещение, находясь в котором Адриан мог слушать богослужения, проходящие в стенах Божьей обители. После кончины святителя окно, находящееся здесь, заложили кирпичом.
  • Стены верхней части Никольской церкви расписали живописью в 1727 г. Мастера использовали позлащенные клейма, на которых демонстрировались события из Священных Писаний. Десятью годами ранее с помощью библейских изображений декорировали святой алтарь. На поверхности купола расписали сюжет Вознесения Господня. Со временем эти изображения постоянно реставрировались.
  • В нижней части располагалась церковь, освященная в честь преподобного Сергия Радонежского. Она хорошо отапливалась в зимний период, состояла из трех больших архитектурных фрагментов: алтарной комнаты, обширной трапезной с мощным столпом посередине и центрального зала.
  • В 1750 г. на юге церковного комплекса построили корпус из камня, верхний этаж занимал настоятель, а нижний — несколько братьев. Через 17 лет здание объединили с патриаршими покоями при помощи деревянной галереи.
На заметку! Монастырь получил своё название от недалеко расположенной местности, которую именовали «Перерва».

Значение этого слова объяснялось изменением направления русла Москвы-реки, то есть «прерыванием» обыденного и традиционного течения. Река повернула здесь в правую сторону, к селу Коломенское, находящемуся прямо напротив монастыря, который стоит на другом берегу. Однако первоначально церковный комплекс называли «Никола Старый», историки не смогли обнаружить в архивах официальной даты переименования.

Облик монастыря в середине XVIII столетия

Знаменательная эпоха в истории обители началась с приходом митрополита Платона (Левшина), — человека великой души и благочестивых наклонностей. Этого замечательного проповедника современники называли «вторым Иоанном Златоустом», потому что святитель преподавал науку религии Павлу I и взрастил поколение мудрых иерархов и пастырей Церкви.

Интерьер собора Иконы Божией Матери Иверская в Николо-Перервинском монастыре

Митрополит Платон видел большой недостаток духовного образования и искал место, где люди смогут беспрепятственно обретать знание о Боге. Святитель выбрал для этой цели Николо-Перервинский церковный комплекс, зная о его удаленности от большого города и мирской суеты.

  • В 1775 г. в «Перерве» по авторитетному распоряжению преподобного Платона открывается духовная семинария. Между монастырской башней и храмом Толгского образа Божьей Матери начали создавать двухэтажный флигель для учеников.
  • В этом же году в монастыре поместили большую трапезную, где принимали пищу воспитанники духовной семинарии, основанной митрополитом Платоном.
  • Рядом с Никольским собором возвышалась пятиярусная колокольня, высота которой практически совместима с высотой самого храма. В 1767 г. мастера занимались росписью третьего этажа, используя серебряные и позлащенные клейма. Через 20 лет на четвертом ярусе поставили боевые часы.
  • В 1787 г. митрополит Платон распорядился восстановить Успенскую церковь, в работах использовались только серебро и золото. В последующие периоды постройка нуждалась в постоянной реконструкции. Богослужения здесь проводились только в престольные праздники, так как собор вмещал малое количество прихожан.
  • Надвратная церковь, построенная в 1733 г., при Платоне была оштукатурена и расписана. В 1778 г. на месте, где галерея объединяла настоятельный корпус с покоями патриарха, создали архиерейский двухэтажный дом. Снизу размещались семинаристы, ученики митрополита Платона. В 1784 г. к зданию пристроили флигель, где жили учителя-духовники.

История «Перервы» до 1917 г.

После митрополита Платона во главе Московской кафедры стояли архиереи Августин и Серафим. Они окончили Николо-Перервинскую духовную семинарию и чрезвычайно потрудились для благоустройства церковного комплекса. В 1821 г. кафедрой заведовал Филарет, который также чрезвычайно заботился о «Перерве», нередко посещал его, чтобы прочесть проповедь и провести литургию.

Богослужение в Николо-Перервинском монастыре

Преподобный желал придать внешнему облику монастыря религиозную монументальность и красоту. Филарет благословил возобновление и украшение внутреннего убранства и внешних стен главных строений обители. Училищный корпус обзавелся вторым этажом, рабочие соорудили многие подсобные строение и исправили уже существующие.

Денежные средства, поступающие от благотворителей, использовались Филаретом для нужд российских семинарий и училищ. Николо-Перервинская обитель на протяжении века пользовалась особенным расположением со стороны Московских владык, которые часто посещали её, проводя богослужения.

  • В 1834 г. училищный корпус на западной стороне обители, был перестроен. На востоке находился одноэтажный корпус, используемый в качестве кладовой и погреба. Когда рядом начали создавать Иверский собор (1904 г.), граница церковного комплекса несколько удалилась. В 1908 г. она преобразовалась в каменную стену, в центре которой поставили Святые врата.
  • По документации 80-х г. XIX столетия на востоке Перервинской обители находилось кладбище, огороженное решеткой из дерева. С трех сторон монастыря располагался палисадник, красующийся разнообразной растительностью.
  • На юге раскинулся роскошный плодовый сад, внутри которого посетители видели изящную беседку, огород, пчельник, пруд и двухэтажную баню. За Святыми вратами располагался скотный двор, а несколько дальше — больница, аптека и дом фельдшера. Рядом были квартиры учителей и смотрителей, здесь же могли ночевать посетители.
  • В начале осени 1890 г. произошло освящение нового Духовного училища. Это здание располагалось за пределами «Перервы», на севере, и вмещало до 200 учеников.
  • В 1904 г. в церковный комплекс прибыл митрополит Владимир, на следующий день сюда привезли Иверскую икону Богоматери. Духовенство возжелало возвести на территории величественный храм, освященный в честь этого чудотворного лика. Архитектором грандиозного строения на 3000 паломников назначили П. Виноградова, иконостас доверили И. Соколову, а создание икон — В. Гурьянову.

После революционного периода Николо-Перервинский монастырь понес тяжелые потери, как и Отечество, вовлеченное в суровые беды.

На заметку! Державная икона Богородицы чудесно явилась в Вознесенском храме в день, когда последний император Николай отрекся от престола. Небесная Царица лично пришла во сне к жительнице прихода Перервинской обители, и указала место, где она найдет святую реликвию.

После этого события в монастыре 15 марта традиционно поётся акафист перед Державным образом Божьей Матери и совершается крестный ход вокруг церковного комплекса.

Трудные времена

Молитвенную поддержку монастырю оказывал патриарх Тихон, который посещал его в 1921 г. Через три года здесь закрыли Толгскую церковь, помещение которой использовали в качестве столовой Детского дома. В 1928 г. обитель насчитывала только трех насельников, так как церковный комплекс практически закрыли. Через год советские власти распорядились снести Иверскую часовню, куда неоднократно проникали грабители.

  • В середине XX века богатый Иверский собор лишился глав, всех крестов и прочего церковного убранства. Цветные стекла поменяли на обыкновенные, вынесли бо́льшую часть крыши, заложили боковые проёмы. В 60-х годах закрашивали живопись в церквях, устанавливали перекрытия между этажами.
  • Здание Никольского собора выступало в роли обыкновенного склада, а через некоторое время здесь располагался завод. Церковь не ремонтировалась, поэтому возникла опасность разрушения. Никольский храм передали во владение РПЦ в январе 1991 г.
  • Учебный корпус использовали как жилищный, а в 70-х г. он стал помещением столовой. Без купола остались Толгская и величественная Иверская церкви. На их кровлях росли кустарники, а внутри помещений располагались станки.

    Историческое фото 1990-х годов Николо-Перервинского монастыря

Только в 1995 г. патриарх Алексий II учредил на территории «Перервы» патриаршее подворье. С этого момента начинается неспешное восстановление некогда величественного церковного комплекса. С 1996 г. в «Перерве» открыли пастырские курсы, вскоре переименованные в духовное училище. К 2000 г. в Никольском соборе восстановили роспись стен и создавали новый иконостас. В 2002 г. сюда поместили ковчег с останками святых людей. В 2008 г. реставрировали купол и внешний облик Никольского собора.

Как добраться

Николо-Перервинский церковный комплекс расположен в Москве по адресу: улица Шоссейная, д. 82.

Паломники добираются сюда как на личном автомобиле, так и на общественном транспорте. От метро «Текстильщики» до обители едут автобусы № 703 или № 161, а также маршрутка № 38М. Выходить необходимо на остановке, которая называется «Николо-Перервинский монастырь». От метро «Печатники» до места назначения везет автобус № 292.

Основным престольным праздником для обители считается день памяти Николая Угодника (19 декабря)

В настоящий момент богослужения проводятся только в Никольском соборе, который работает с 7:00 до 17:00.

На заметку! Полюбоваться архитектурным ансамблем разрешено во всякое время.

Несмотря на то, что монастырь не является действующим, жизнь здесь не прекращается. Сегодня в обители, которая переквалифицировалась в патриаршее подворье, живет братия, совершаются ежедневные богослужения.

Прихожане имеют возможность заказать здесь требы, ритуалы крещения или венчания. Николо-Перервинский монастырь занимается просветительством: управляет воскресной школой и гимназией, православным театром, а также дает бесплатное обучение в духовной семинарии. Паломники, приходящие в обитель, могут прикоснуться к Иверской и Державной иконе.

Николо-Перервинский монастырь