Ростов Великий — один из красивейших городов России. Много в нем знаковых для города мест, так любимых туристами, одно из них — Спасо- Яковлевский монастырь, ставший известным еще с XIV века.
История обители
Место, где находится в Ростове Спасо-Яковлевская обитель, знает каждый в этом городе — располагается она в одном из живописнейших мест города. Окруженный каменными стенами, монастырь представляет собой богатый архитектурный ансамбль с несколькими церквями, колокольней и святым источником, вода которого, по словам служителей, исцеляет от многих недугов.
Спасо-Яковлевский монастырь — первая обитель, которая после трудного периода, связанного с закрытием церквей и преследованием священников советской властью, была отреставрирована и возвращена Ростовской епархии. Издревле на месте, где вот уже шесть столетий устремляется своими куполами в самое небо Спасо-Яковлевская обитель, располагались несколько храмов, принадлежащих женскому монастырю, относящемуся по времени к XIII веку.
Известно, что в качестве посвящения Марии эту женскую обитель, зная историю жизни этой княгини, довольно часто именовали Княгининой. В наше время о тех временах напоминает лишь небольшая, чудом сохранившаяся, церковь Спаса на Песках.
Возведение монастыря
Через 150 лет, в 1389 году, неподалеку от Спасо-Песоцкой обители начали возводить мужской монастырь. Изначально было принято решение именовать мужскую обитель Зачатьевской, но после смерти святителя Иакова, погребенного на территории монастыря, монастырю было присвоено имя Спасо-Яковлевской обители. К началу XVIII века многие храмы мужской обители пришли в негодность, равно как и храмы обители женской. По той причине, что содержать и проводить ремонтные работы сразу в двух монастырях стоило больших финансовых вложений, Екатерина Великая издала указ, в соответствии с которым все строения, а также земли женского монастыря были переданы в собственность обители мужской.
Другие православные храмы в Ростове:
Произведенное объединение двух православных святынь ростовской земли позволило в этот же временной период обновить монастырские постройки, провести ряд реставрационных работ, а также построить небольшую кирпичную церковь в том месте, где был погребен святитель Иаков и некогда был выстроен Зачатьевский храм, не сохранившийся до XVIII века.
Интересен тот факт, что в этот временной период Спасо-Яковлевскую обитель прикрепили к Архиерейскому дому, находящемуся в Ростове, спасая тем самым монастырь от гибели. Говоря в целом о том, насколько важным для истории мужской Спасо-Яковлевской обители стал XVIII век, можно заметить, что уже к 1850-м годам территория монастыря разрослась несколькими постройками из камня, заменившими старые деревянные, также появилась новая ограда, с башнями на углах (одна из которых смотровая), храм и колокольня и множество помещений, предназначенных для хозяйственных нужд. Ближе к концу века на территории мужского монастыря появился большой храм, который был освящен в память о Дмитрии Ростовском.
К середине XIX века монастырь стал таким, каким знают его сегодня многие. Именно в это время был возведен храм Иакова, находящийся и сегодня на территории обители. Все те изменения, которые происходили со Спасо-Яковлевским мужским монастырем на протяжении века, превратили некогда разрушающиеся мужскую и женскую обитель в законченный архитектурный ансамбль, демонстрирующий величие русского православия.
Период разрушений
В годы правления советской власти, Спасо-Яковлевская мужская обитель, как и многие храмы и монастыри России, была закрыта. В некоторых храмах, правда, продолжались еще некоторое время богослужения, однако в 1938 году прозвучал последний для горожан колокольный звон, призывающих к заутрене. Строения, где были размещены кельи монахов, довольно быстро занял детский сад, некоторые из них были отданы под квартиры и даже склады и военную базу. Но самым жутким для наставников теперь уже бывшего монастыря был не этот факт — была разграблена и уничтожена вся церковная утварь.
Лишь к 1991 году Спасо-Яковлевскую Димитриевскую обитель удалось вернуть ростовской епархии. А дальше монастырь ждал длительный период реставрационных и восстановительных работ.
Современное состояние
Сегодня традиционно служители занимаются не только духовным направлением, но и социальным, помогая тем, кто нуждается в материальной помощи либо наставничестве.
Прекрасным образом устроено монастырское хозяйство, необходимое для существования монастыря: в пекарне, бане, прачечной и просфорной — везде кипит работа, освященная божией милостью. В весенне-летний сезон ведутся активные работы на нескольких монастырских огородах, сенокосе и скотном дворе, благодаря чему любой приехавший в обитель человек может приобрести настоящий хлеб, по виду напоминающий куличи, которые многие хозяйки выпекают перед Пасхой, и другие натуральные продукты.
Архитектурные памятники
Как уже говорилось, изначально все постройки Спасо-Яковлевского монастыря были выполненными из дерева, большинство из них со временем было разрушено и на их месте поставили строения уже из камня.
Самый первый собор — Церковь Зачатия Святой праведницы Анны, была возведена в XVII веке. Отличает этот храм от других то, что церковь выстроена без подклета, который обычно в храмах выполнял роль склада. Кровля собора сначала была выполнена подзакомарно, то есть свод собора был выполнен в виде полукруга, но при этом не повторял внутреннюю часть свода стены, а имел лишь декоративное значение. Со временем кровля собора была перестроена, и храм обрел четырехскатную форму крыши.
Читайте также:
Зачатьевский храм исполнен в соответствии с традиционной христианской символикой — венчают его пять куполов, окрашенных в синий и золотые цвета. Главный купол — золотой, четыре остальных — синие и увенчаны звездами, такое изображение в традициях христианства символизирует Пресвятую Богоматерь. Одной из главных ценностей храма является уникальная, сохранившаяся с первых веков существования храма, роспись стен. Искусствоведами установлено, что такой вид росписи относится к ярославской изографической школе.
Кроме уже сказанного известно, что в середине XVIII века осташкинскиными мастерами был изготовлен из дерева иконостас, украшенный позолотой. В конце XVIII столетия иконы для этого иконостаса написал известный художник — Венедикт Вендерский, прославившийся тем, что работал при царском дворе.
В начале XIX века граф Николай Петрович Шереметьев выделил средства на постройку Дмитриевского собора, соответствующего такому стилю, как классицизм. Венчает храм небольшая главка, расположенная на большом куполе, а вокруг собора выстроены многочисленные портики с колоннами, украшенные барельефами. Росписью стен занимался известный ярославский изограф — Порфирий Рябов.
Яковлевская церковь — чуть меньшая в сравнении с Дмитриевским собором, несколько раз был подвержена полной перестройке, последняя из которых датируется XIX веком, когда храм был возведен заново с самого основания. Задачей архитекторов было сделать Яковлевскую церковь похожей по стилю и убранству на Дмитриевский собор, однако, эту церковь нельзя назвать его точной копией.
Неподалеку от монастырских храмов находится колокольня, выстроенная в три яруса, она была построена уже ближе к концу XVIII века. Колокольня всегда была самой высокой постройкой монастыря, ее внешний декор хорошо вписывается в архитектурный ансамбль Спасо-Яковлевского монастыря.
Стоит упомянуть и надкладезную часовню, которая обустроена на территории монастыря над святым источником, связанным с именем Иакова.
На территории обители также устроены братские корпуса, также возведенные в традициях классицизма.
Режим посещения
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь открыт для посещения ежедневно, богослужения по будням проходят в 7.30 утра и вечером в 17.30. В воскресный день и праздничные дни утренние богослужения начинаются в 9.00.
Описание
Территория монастыря ежедневно открыта для посещений, кроме того, для любителей привозить из путешествий фотографии и видеофрагменты есть возможность проводить в Спасо-Яковлевском монастыре бесплатную фото и видеосъемку.
Не лишним будет сказать, что территория обители прекрасно благоустроена — прогуливаясь по вымощенным дорожкам, можно посетить монастырский яблоневый сад, а многочисленные клумбы и цветники создадут приятную атмосферу прогулки.
Деятельность прихода
Монастырь сегодня живет насыщенной жизнью, братия в 15 человек много занимается, помимо духовной работы, научными исследованиями и издательством книг не только касающихся истории православной веры в Ростове, истории монастыря, но и краеведческих книг, касающихся истории возникновения города Ростов.
Ещё интересные статьи:
При монастыре открыта библиотека, соответствующая современным требованиям, также работают иконописная, ризничная и производственная мастерские.
Святыни
На сегодняшний день в монастыре находятся такие иконы, как:
- келейная святого Дмитрия Ростовского;
- икона Ватопедской Богоматери.
Также в обители находятся святые мощи Димитрия и Авраамия Ростовских.
Удивительно, но спустя многие века существования монастыря, до сегодняшних дней сохранился некрополь.
Престольные праздники
В Спасо-Яковлевском Димитриевском мужском монастыре отмечается много престольных праздников, основные, даты которых, прежде всего важны для паломников, представлены ниже:
- 3 февраля — почитание иконы Ватопедской Божией Матери «Отрада»;
- 5 июня — собор Ростовских и Ярославских святых;
- 25 августа — день возвращения в обитель иконы Ватопедской Божией матери;
- 4 октября — возвращение святых мощей митрополита Димитрия Ростовского;
- 22 декабря — день зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы.
Как добраться
Спасо-Яковлевский мужской монастырь находится в Ростове Великом, на берегу красивейшего озера — Неро, по адресу: улица Энгельса, д.44.
На автобусе или поезде до мужской обители можно доехать из Москвы на экспрессе, который отправляется ежедневно в 8.20 и в 16.20. Спустя три часа поезд прибывает в Ростов. По городу Ростову до монастыря существуют автобусные маршруты.