Приходит время, когда все люди начинают задумываться о смерти, том, что ждёт их за последней чертой. Христиане знают, что конец земного пути — это только начало жизни вечной. Но и их страшит этот непознанный потусторонний мир, который одним обещает счастье и блаженства Царства Небесного, а другим — вечные адские муки. О том, что ждёт душу после смерти и как подготовиться к этому моменту рассказывается в книге «Мытарства блаженной Феодоры».
О книге
Книга «Мытарства блаженной Феодоры» написана на основе жития святого преподобного Василия Нового, жившего в Константинополе в X в. Его подробное житие составил в XVIII в. русский святой Дмитрий Ростовский. Оно входит в состав четырехтомного труда «Четьи-Минеи», источником которых были древнейшие житийные тексты.
Не исключено, что русский автор знакомился с текстом первого жития Василия Константинопольского, составленного его учеником Григорием. Современные книги, выходящие под этим названием, представляют собой сборники, которые состоят из следующих частей:
- учение церкви о мытарствах;
- мытарства блаженной Феодоры;
- свидетельства современников, прошедших мытарства.
Прочтение этих небольших изданий помогает христианам узнать, что ждёт их после смерти, задуматься о неизбежном конце земного существования и подготовиться к исповеди.
История блаженной Феодоры
Святая Феодора жила в византийской столице в X в. Простые христиане часто путают её с другой святой женой, носящей это же имя. Она жила в конце IX в. Будучи правительницей Византии при малолетнем сыне, она восстановила иконопочитание, за что и была прославлена Христианской Церковью. Блаженная Феодора скромно прожила свою земную жизнь, но посмертный дар — бесценен для христиан.
Житие
Феодора родилась в Константинополе. Она вышла замуж, но брак был бездетным. После смерти мужа она приняла монашеский постриг и стала послушницей Василия Константинопольского. Женщина вела тихую благочестивую жизнь, наполненную помощью нуждающимся и больным людям. Она с теплом принимала путников, добрым словом напутствуя их. Старицей умерла она в своей келье в 940 г., проведя большую часть своей жизни рядом со своим духовным отцом Василием.
Посмертное чудо
Почитание блаженной Феодоры основано на посмертном чуде — её явлении ученику святого Василия. Григорий, знавший благочестивую старицу Феодору, захотел узнать, куда попала её душа, ушедшая из земного мира.
Он попросил своего учителя в молитве Господу, попросить открыть ему посмертную участь монахини. Господь откликнулся на молитву, и через некоторое время во сне молодой человек увидел женщину, которая находилась в светлых покоях.
Рассказ Феодоры
Светлая душа поддалась на уговоры Георгия и рассказала свой путь в Царство Божие.
Смертный час
Пребывая на смертном одре она увидела, что окружена бесами, похожими на людей с черной кожей, которые кричали и готовились забрать её. Женщина испугалась и старалась отвернуться от них. В этот момент появились два ангела, сияющих ярким светом.
При виде их бесы отступили, но продолжали кричать о грехах Феодоры. Стороны света и тьмы сражались за душу христианки, предъявляя её плохие и добрые дела. Их спор прервала Смерть, пришедшая освободить душу из бренного тела. Старица вновь ощутила сильный страх, но уже через некоторое время смотрела на себя со стороны, как на одежду.
А духовный отец омыл душу Феодоры миром и елеем, которые преобразили и очистили её. Он попросил ангелов после прохождения всех испытаний, уготованных душе, отнести её в обитель, уготованную ему Отцом Небесным. После этих слов преподобный Василий исчез.
Воздушные мытарства
Ангелы подхватили светлую душу и понесли её по поднебесному миру на восток. На этом пути их уже ждали воздушные духи, в руках которых были свитки с описанием грехов, совершённых Феодорой при жизни. Всего на этом пути стоит 20 мытарей, обвиняющих душу в следующих грехах:
- Празднословие. Бесы обвиняют души в произнесении проклятий и ругательств, льстивых и бесполезных речей. Воздушные духи радовались, что Феодора в юности совершала подобные грехи и забыла о них. Но ангелы противопоставили этим грехам добрые дела и часть сокровищ преподобного Василия, и бесам пришлось пропустить их.
- Ложь. Мытари рассказывали о случаях произнесения лживых слов и утайке своих грехов в таинстве исповеди. Небесные защитники говорили о добрых поступках, и снова прибегли к помощи сокровищ отца Василия.
- Осуждение и клевета. Святая Феодора не осуждала и не порицала людей. Но бесы винили её в одобрении осуждающих речей других людей. Ангелы откупились от обвинителей сокровищами и продолжили путь.
- Чревоугодие. Духи обвиняют в участии в пирах, в чрезмерном употреблении пищи и питья, в трапезах, которые не начинались в молитвы. Откупиться от мытарей помогло сокровище.
- Лень. Бесы вспоминают случаи проявления лени, желания делать работу руками других людей, пропуски богослужений и ежедневных молитв. Долго обвинители в лени перечисляли грехи Феодоры, но сокровище преподобного Василия помогло пройти и эту ступень.
- Воровство. В этом грехе духи не смогли обвинить светлую душу.
- Любовь к деньгам и жадность. Старица никогда не копила деньги и щедро раздавала милостыню.
- Лихоимство. Здесь бесы обвиняют души в богатствах, добытых незаконным путём.
- Неправда. Здесь задерживают нечестных судей, нанимателей и торговцев, которые обманывают людей и встают на сторону нечестивцев.
- Зависть.
- Гордость. Бесы показывают записи о тщеславии и самомнении, которые скрываются в людях. Также они говорят о случаях уважения и непочтения к старикам и родителям.
- Гнев и ярость.
- Память о злобе, о которой люди помнят, или отвечают ей на злобу окружающих.
- Убийство. Духи вспоминают также о любой ране и ударах, нанесенных окружающим людям.
- Колдовство.
- Блуд. Духи воздуха на этой ступени имеют записи не только о явных случаях блуда, но и о мысли о нём, которые человек одобрил. Бесы рассказали о всех подобных грехах, которые женщина совершила в молодости. Множество добрых дел вспомнили ангелы и большое количество сокровищ оставили обвинителям.
- Прелюбодеяние. Здесь души обвиняют не только в супружеских изменах, но и в отступлении от обета, обещающего посвятить свою жизнь Господу. Мытари нашли множество подобных грехов Феодоры и практически вырвали её из рук ангелов. Но защитники противопоставили грехам все добрые дела женщины и прибавили к ним сокровища её духовного отца.
- Содомский грех, к которому относятся противоестественные интимные связи и кровосмешение.
- Ересь.
- Жестокосердие, которое свойственно людям, закрывшим своё сердце для чужих горестей и бед. В земной жизни Феодоры было мало подобных грехов. От этой малости ангелы откупились сокровищами отца Василия.
Путешествие в рай и ад
Пройдя все испытания, ангелы принесли Феодору к воротам Царства Небесного. Здесь их встречали молодые ангелы, которые радовались удачному избавлению женщины от мытарств. Спутники проводили душу монахини к Престолу Господа, окруженного ангелами и небесными воинами. Услышав Глас Божий, она пала на колени. Господь повелел ангелам показать ей рай и ад, а после проводить в обитель, подготовленную для её духовного отца.
Путешествуя с ангелами по раю, святая жена видела прекрасные селения и обители, подготовленные для истинных христиан, стремящихся к единению с Господом. Жили в них радостные и счастливые души, искренне радующиеся избавлению Феодоры от испытаний.
После этого спутники спустились с ней в ад, где показали ей грешников, испытывающих муки и страдания. После этого они препроводили её в обитель преподобного Василия, где рассказали ей, что в этот момент духовный отец творит память по ней.
Утром, послушав рассказ старицы, Григорий пошёл к своему учителю и из его слов понял, что всё увиденное им было правдой.
Идея и суть
Прочтение повествования о мытарствах Феодоры — повод задуматься о смертном часе, который рано или поздно ждёт любого человека. Оно призвано побудить человека не откладывать признания своих грехов и покаяния в них. Подробно описывая путь в Небесное Царство, автор напоминает, что после смерти христианин уже ничего не может исправить.
Поэтому при жизни он должен позаботиться об облегчении своего загробного пути. Для этого необходимо совершать добрые поступки и признавать все свои грехи, даже те, которые были допущены в мыслях. Священники рекомендуют на основе мытарств строить свои исповедь, честно признавая все нечестивые дела и помыслы.
Также в этом рассказе указывается на важность молитвенной помощи умершему человеку, которую должны оказывать оставшиеся на земле родственники, друзья и просто знакомые люди. Особыми датами считаются 3, 9, 20 и 40 день после кончины христианина. Именно в эти дни происходят важные события в загробном мире.
Православное учение о мытарствах
Отношение к «Мытарствам блаженной Феодоры» в Православной Церкви довольно неоднозначное. Некоторые священнослужители и специалисты в области православия говорят о том, что мытарства вводят людей в заблуждение. В этом повествовании не остаётся места для Божьего Суда.
При этом отмечается, что они написаны под влиянием католического учения о чистилище, которое повествует о возможности человека самостоятельно изменить свою участь после смерти, откупившись от бесов.
Другие православные священники говорят об ортодоксальности учения о мытарствах. В своих обоснованиях они ссылаются на следующих богословов:
Сторонники учения о мытарствах говорят, что мытарства — неотъемлемая часть Божественного Суда. Во время мытарств не происходит откупа грехов. Мытарства обнажают страсти и грехи человеческие, помогая ему осознать себя при помощи духовных сил, которые накапливаются в процессе земной жизни и умножаются молитвами близких людей.
Отцы Церкви говорят, что не все люди проходят путь мытарств. Иноверцы и некрещеные люди сразу после смерти оказываются в руках бесов. Чистые же души, при жизни достигшие единения с Господом, минуют ступени испытаний и возносятся к Престолу Господа.
Современные люди часто забывают о том, что готовиться к входу в загробный мир необходимо задолго до смертного часа. «Мытарства блаженной Феодоры» призваны напомнить человеку о необходимости совершать добрые дела и благочестивые поступки. Совершив грех, христианин должен признать это деяние и раскаяться в нём. Это поможет избегать подобных действий в будущей жизни и вычеркнуть их из бесовских свитков мытарств.