Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Мытарства блаженной Феодоры

Приходит время, когда все люди начинают задумываться о смерти, том, что ждёт их за последней чертой. Христиане знают, что конец земного пути — это только начало жизни вечной. Но и их страшит этот непознанный потусторонний мир, который одним обещает счастье и блаженства Царства Небесного, а другим — вечные адские муки. О том, что ждёт душу после смерти и как подготовиться к этому моменту рассказывается в книге «Мытарства блаженной Феодоры».

О книге

Книга «Мытарства блаженной Феодоры» написана на основе жития святого преподобного Василия Нового, жившего в Константинополе в X в. Его подробное житие составил в XVIII в. русский святой Дмитрий Ростовский. Оно входит в состав четырехтомного труда «Четьи-Минеи», источником которых были древнейшие житийные тексты.

Книга «Мытарства блаженной Феодоры»

Не исключено, что русский автор знакомился с текстом первого жития Василия Константинопольского, составленного его учеником Григорием. Современные книги, выходящие под этим названием, представляют собой сборники, которые состоят из следующих частей:

  • учение церкви о мытарствах;
  • мытарства блаженной Феодоры;
  • свидетельства современников, прошедших мытарства.

Прочтение этих небольших изданий помогает христианам узнать, что ждёт их после смерти, задуматься о неизбежном конце земного существования и подготовиться к исповеди.

История блаженной Феодоры

Святая Феодора жила в византийской столице в X в. Простые христиане часто путают её с другой святой женой, носящей это же имя. Она жила в конце IX в. Будучи правительницей Византии при малолетнем сыне, она восстановила иконопочитание, за что и была прославлена Христианской Церковью. Блаженная Феодора скромно прожила свою земную жизнь, но посмертный дар — бесценен для христиан.

Житие

Феодора родилась в Константинополе. Она вышла замуж, но брак был бездетным. После смерти мужа она приняла монашеский постриг и стала послушницей Василия Константинопольского. Женщина вела тихую благочестивую жизнь, наполненную помощью нуждающимся и больным людям. Она с теплом принимала путников, добрым словом напутствуя их. Старицей умерла она в своей келье в 940 г., проведя большую часть своей жизни рядом со своим духовным отцом Василием.

Посмертное чудо

Почитание блаженной Феодоры основано на посмертном чуде — её явлении ученику святого Василия. Григорий, знавший благочестивую старицу Феодору, захотел узнать, куда попала её душа, ушедшая из земного мира.

Икона преподобной Феодоры Константинопольской

Он попросил своего учителя в молитве Господу, попросить открыть ему посмертную участь монахини. Господь откликнулся на молитву, и через некоторое время во сне молодой человек увидел женщину, которая находилась в светлых покоях.

Рассказ Феодоры

Светлая душа поддалась на уговоры Георгия и рассказала свой путь в Царство Божие.

Смертный час

Пребывая на смертном одре она увидела, что окружена бесами, похожими на людей с черной кожей, которые кричали и готовились забрать её. Женщина испугалась и старалась отвернуться от них. В этот момент появились два ангела, сияющих ярким светом.

При виде их бесы отступили, но продолжали кричать о грехах Феодоры. Стороны света и тьмы сражались за душу христианки, предъявляя её плохие и добрые дела. Их спор прервала Смерть, пришедшая освободить душу из бренного тела. Старица вновь ощутила сильный страх, но уже через некоторое время смотрела на себя со стороны, как на одежду.

Интересно! Её поддерживали пришедшие за ней ангелы, а бесы продолжали требовать отдать им. В этот момент появился святой Василий и протянул ангелам мешочек, наполненный сокровищами, которые он заработал упорным духовным трудом. Увидев преподобного мужа, бесы скрылись.

А духовный отец омыл душу Феодоры миром и елеем, которые преобразили и очистили её. Он попросил ангелов после прохождения всех испытаний, уготованных душе, отнести её в обитель, уготованную ему Отцом Небесным. После этих слов преподобный Василий исчез.

Воздушные мытарства

Ангелы подхватили светлую душу и понесли её по поднебесному миру на восток. На этом пути их уже ждали воздушные духи, в руках которых были свитки с описанием грехов, совершённых Феодорой при жизни. Всего на этом пути стоит 20 мытарей, обвиняющих душу в следующих грехах:

  1. Празднословие. Бесы обвиняют души в произнесении проклятий и ругательств, льстивых и бесполезных речей. Воздушные духи радовались, что Феодора в юности совершала подобные грехи и забыла о них. Но ангелы противопоставили этим грехам добрые дела и часть сокровищ преподобного Василия, и бесам пришлось пропустить их.
  2. Ложь. Мытари рассказывали о случаях произнесения лживых слов и утайке своих грехов в таинстве исповеди. Небесные защитники говорили о добрых поступках, и снова прибегли к помощи сокровищ отца Василия.
  3. Осуждение и клевета. Святая Феодора не осуждала и не порицала людей. Но бесы винили её в одобрении осуждающих речей других людей. Ангелы откупились от обвинителей сокровищами и продолжили путь.
  4. Чревоугодие. Духи обвиняют в участии в пирах, в чрезмерном употреблении пищи и питья, в трапезах, которые не начинались в молитвы. Откупиться от мытарей помогло сокровище.
  5. Лень. Бесы вспоминают случаи проявления лени, желания делать работу руками других людей, пропуски богослужений и ежедневных молитв. Долго обвинители в лени перечисляли грехи Феодоры, но сокровище преподобного Василия помогло пройти и эту ступень.
  6. Воровство. В этом грехе духи не смогли обвинить светлую душу.
  7. Любовь к деньгам и жадность. Старица никогда не копила деньги и щедро раздавала милостыню.
  8. Лихоимство. Здесь бесы обвиняют души в богатствах, добытых незаконным путём.

    Лихоимство — восьмое мытарство блаженной Феодоры
  9. Неправда. Здесь задерживают нечестных судей, нанимателей и торговцев, которые обманывают людей и встают на сторону нечестивцев.
  10. Зависть.
  11. Гордость. Бесы показывают записи о тщеславии и самомнении, которые скрываются в людях. Также они говорят о случаях уважения и непочтения к старикам и родителям.
  12. Гнев и ярость.
  13. Память о злобе, о которой люди помнят, или отвечают ей на злобу окружающих.
  14. Убийство. Духи вспоминают также о любой ране и ударах, нанесенных окружающим людям.
  15. Колдовство.
  16. Блуд. Духи воздуха на этой ступени имеют записи не только о явных случаях блуда, но и о мысли о нём, которые человек одобрил. Бесы рассказали о всех подобных грехах, которые женщина совершила в молодости. Множество добрых дел вспомнили ангелы и большое количество сокровищ оставили обвинителям.
  17. Прелюбодеяние. Здесь души обвиняют не только в супружеских изменах, но и в отступлении от обета, обещающего посвятить свою жизнь Господу. Мытари нашли множество подобных грехов Феодоры и практически вырвали её из рук ангелов. Но защитники противопоставили грехам все добрые дела женщины и прибавили к ним сокровища её духовного отца.
  18. Содомский грех, к которому относятся противоестественные интимные связи и кровосмешение.
  19. Ересь.
  20. Жестокосердие, которое свойственно людям, закрывшим своё сердце для чужих горестей и бед. В земной жизни Феодоры было мало подобных грехов. От этой малости ангелы откупились сокровищами отца Василия.
Интересно: на многих мытарствах свитки бесов очищались от записей. Ангелы объясняли это тем, что эти грехи Феодора пригнала на исповеди и покаялась в них.

Путешествие в рай и ад

Пройдя все испытания, ангелы принесли Феодору к воротам Царства Небесного. Здесь их встречали молодые ангелы, которые радовались удачному избавлению женщины от мытарств. Спутники проводили душу монахини к Престолу Господа, окруженного ангелами и небесными воинами. Услышав Глас Божий, она пала на колени. Господь повелел ангелам показать ей рай и ад, а после проводить в обитель, подготовленную для её духовного отца.

Икона Мытарства блаженной Феодоры

Путешествуя с ангелами по раю, святая жена видела прекрасные селения и обители, подготовленные для истинных христиан, стремящихся к единению с Господом. Жили в них радостные и счастливые души, искренне радующиеся избавлению Феодоры от испытаний.

После этого спутники спустились с ней в ад, где показали ей грешников, испытывающих муки и страдания. После этого они препроводили её в обитель преподобного Василия, где рассказали ей, что в этот момент духовный отец творит память по ней.

Утром, послушав рассказ старицы, Григорий пошёл к своему учителю и из его слов понял, что всё увиденное им было правдой.

Интересно: рассказ блаженной Феодоры — одно из оснований православного учения о загробной жизни и необходимости молитвенной помощи умершим со стороны их близких людей. Сокровища, лежащие в мешочке — это молитвы и добрые слова о Феодоре её духовного отца.

Идея и суть

Прочтение повествования о мытарствах Феодоры — повод задуматься о смертном часе, который рано или поздно ждёт любого человека. Оно призвано побудить человека не откладывать признания своих грехов и покаяния в них. Подробно описывая путь в Небесное Царство, автор напоминает, что после смерти христианин уже ничего не может исправить.

Поэтому при жизни он должен позаботиться об облегчении своего загробного пути. Для этого необходимо совершать добрые поступки и признавать все свои грехи, даже те, которые были допущены в мыслях. Священники рекомендуют на основе мытарств строить свои исповедь, честно признавая все нечестивые дела и помыслы.

Также в этом рассказе указывается на важность молитвенной помощи умершему человеку, которую должны оказывать оставшиеся на земле родственники, друзья и просто знакомые люди. Особыми датами считаются 3, 9, 20 и 40 день после кончины христианина. Именно в эти дни происходят важные события в загробном мире.

Православное учение о мытарствах

Отношение к «Мытарствам блаженной Феодоры» в Православной Церкви довольно неоднозначное. Некоторые священнослужители и специалисты в области православия говорят о том, что мытарства вводят людей в заблуждение. В этом повествовании не остаётся места для Божьего Суда.

Православная церковь неоднозначно относится к Мытарствам

При этом отмечается, что они написаны под влиянием католического учения о чистилище, которое повествует о возможности человека самостоятельно изменить свою участь после смерти, откупившись от бесов.

Другие православные священники говорят об ортодоксальности учения о мытарствах. В своих обоснованиях они ссылаются на следующих богословов:

  • Феофана Затворника;
  • Иоанна Златоуста;
  • Ефрема Сирина;
  • Макария Великого.

Сторонники учения о мытарствах говорят, что мытарства — неотъемлемая часть Божественного Суда. Во время мытарств не происходит откупа грехов. Мытарства обнажают страсти и грехи человеческие, помогая ему осознать себя при помощи духовных сил, которые накапливаются в процессе земной жизни и умножаются молитвами близких людей.

Отцы Церкви говорят, что не все люди проходят путь мытарств. Иноверцы и некрещеные люди сразу после смерти оказываются в руках бесов. Чистые же души, при жизни достигшие единения с Господом, минуют ступени испытаний и возносятся к Престолу Господа.

Современные люди часто забывают о том, что готовиться к входу в загробный мир необходимо задолго до смертного часа. «Мытарства блаженной Феодоры» призваны напомнить человеку о необходимости совершать добрые дела и благочестивые поступки. Совершив грех, христианин должен признать это деяние и раскаяться в нём. Это поможет избегать подобных действий в будущей жизни и вычеркнуть их из бесовских свитков мытарств.

Мытарства преподобной Феодоры
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: