Серафим Вырицкий — прозорливец, иеросхимонах РПЦ, святой, преподобный из Собора новомучеников и исповедников Российских, память о которых отмечается 21 марта. Подобно Николаю Угоднику святой Серафим помогал людям как духовно, как и физически, раздавая свои средства нуждающимся.
Семья и детство
31 марта 1866 года в семье Николая и Хиротонии Муравьевых родился сын, крещенный на следующий день Василием в честь преподобного исповедника Василия Нового. Семья на то время проживала в Ярославской губернии, селе Вахромеево, и славилась глубоким благочестием среди крестьян. Добродетель являлась основным законом семьи, ее семена были посеяны в сердце мальчика с самого рождения, проросли и заколосились в зрелом возрасте.
Мальчик отличался от сверстников особой сообразительностью, необыкновенным усердием, терпением и настойчивостью, имея необыкновенную память. По книгам Святого Писания, Новому Завету, Псалтырю Вася выучился грамоте, к 10 годам зачитываясь «Житием святых». Особенно поразили подростка подвиги отшельников:
- Павла Фивейского;
- Антония;
- Макария и Пархомия;
- Марии Египетской.
Принятие монашество стало детской мечтой подростка, в которую до времени никто не был посвящен. Двери дома рачительных хозяев Муравьевых всегда были открыты для странников. Пост и молитва в этом семействе соблюдались со всей строгостью.
Большим праздником для семейства были паломнические путешествия, особо любимой была Троице-Сергиева Лавра, где Василий впервые встретился со знаменитым старцем Варнавой (Меркуловым). Слова великого молитвенника о том, что без Бога нельзя ни шагу шагнуть, запали в сердце подростка.
Внезапная смерть отца, которому еще и сорока не исполнилось, оборвала детство Василия. В 10 лет он стал старшим добытчиком в доме, в котором и мать слегла от болезни.
Трудное отрочество в Петербурге
Односельчане с любовью относились к благочестивой семье, помогали, чем могли и по предложению одного из них Василий отправился на заработки в Санкт-Петербург. Мать иконой Богородицы со слезами на глазах благословила десятилетнего сына в дальнюю дорогу.
Водоворот столичной жизни оглушил парня, привыкшего к размеренному крестьянскому быту, но благодаря врожденным способностям он быстро освоился в городе. Своей исполнительностью, старательностью и усердием Василий завоевал хозяйское доверие, который стал привлекать парня к делам приказчика. Все заработанные средства парень посылал домой, оставляя себе копейки на самое необходимое.
Через 4 года в нем вновь вспыхнуло желание стать монахом, и парень стал постоянным посетителем Александро-Невской Лавры. В беседе со старцем Варнавой Василий получил наставление до времени оставаться в миру, чтобы познать его тернии, жениться и вырастить детей.
В свободное от работы время отрок читал духовную и историческую литературу, к которой почувствовал особый интерес. Удивительная память способствовала освоению математических наук и коммерческих дисциплин, применяемых ним в практической деятельности.
Как только выпадала возможность, любящий сын спешил в отчий дом, чтобы помочь матери поддерживать строение в хорошем состоянии. Богоугодническая жизнь парня, обладающего высокими нравственными и деловыми качествами, была по достоинству оценена хозяином Василия, отличавшегося благочестием.
По достижении 16 лет Муравьев назначается приказчиком, а через год — старшим приказчиком, что было редчайшим случаем в коммерческой практике. Служебные дела требовали частого выезда молодого приказчика в разные города, среди них чаще всего была Москва и Нижний Новгород, где, по разрешению хозяина, он посещает святые места, встречается со своим духовником Варнавой (Меркуловым), посещает обитель Сергия Радонежского.
Преподобный Варнава при посещении Санкт-Петербурга часто встречается с молодым коммерсантом, благословляя и наставляя того в чтении Иисусовой молитвы.
Вступление в брак и строительство семейной жизни
По достижении 24 лет, в 1890 году Василий женится на Ольге Ивановне, в 1892 открывает собственное дело по продаже пушных изделий, сотрудничая при этом с заграницей. Растущий капитал не был средством обогащения, а уникальной возможностью помочь Церкви и нуждающимся людям.
Несмотря на проживание в Санкт-Петербурге на протяжении более двадцати лет, Василий Муравьев с семьей числился приписанным на родине в качестве крестьян, что не мешало им быть принятыми во многих купеческих дворах благодаря духу Христовой любви, живущем в семейной паре.
В 1895 году увидел свет их первый первенец, после него родилась девочка, но вскоре после рождения была забрана на Небеса. После чего чета принимает решение прекратить близкие интимные отношения.
Благотворительность
Многие люди в округе, особенно нищие и малоимущие, знали об обычае четы Муравьевых по великим праздникам накрывать столы с обильными кушаньями для всех желающих.
В начале праздника читалась молитва «Отче наш», звучала маленькая проповедь про историю праздника, после обеда все прибывшие одарялись деньгами, яствами и подарками. Любимой фразой Муравьева Василия в то время были слова о том, что зло всегда покрывается любовью.
Благочестивая семья основную часть своих капиталов вкладывала в благотворительность, помогая:
- Воскресенскому Новодевичьему монастырю;
- домам призрения;
- детским приютам;
- казенным больницам;
- одиноким и беспомощным.
Поездка в 1903 году в Саровскую обитель стала настоящим подарком для четы, почитавшей святого Серафима.
В 1906 году уходит в вечность духовный наставник семьи Муравьевых о. Варнава (Меркулов), подаривший Меркулову года искренней дружбы. После его ухода душепопечитель четы становится Феофан (Быстров), бывший в то время духовным наставником в императорской семье.
Крупнейшее в России Ярославское благотворительное общество, среди членов которого выделялся Иоанн Кронштадтский, Тихон, будущий Патриарх Московский и всея Руси, в 1905 году приняло в свои ряды боголюбца Василия Муравьева. Богатый коммерсант вносил свои лепты, держа в тайны суммы пожертвований, делая это анонимно.
В 1906 году семья приобрела маленькое поместье за городом Тяплево, которое вскоре стало местом их убежища.
Революция и мятежное время
Как только совершилась революция, богатые люди России покинули ее навсегда, переведя капиталы за границу, но это никак не коснулось Василия Николаевича и Ольги Ивановны. Они не мыслили жизни без своего народа, да и время гонений было предсказано святыми угодниками.
В 1920 году Муравьевы покидают столицу и переезжают жить на дачу, потеряв свое торговое дело. Не привыкший бездействовать, Василий Николаевич погружается в изучение богословских посланий, часто пребывая в уединенной молитве.
Уход в монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра манила Василия, он мечтал служить у святых останков духовного наставника Варнавы, однако, митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин пригласил Муравьева принять постриг в Александро-Невской Лавре, в ней он вскоре стал пономарем. Ольга Ивановна ушла в послушницы в Воскресенскую Новодевичью обитель.
Все свое состояние в размере сорока тысяч золотом чета передала Церкви. В октябре 1920 года Василий принял постриг с именем духовного наставника Варнава, а Ольге при принятии пострига нарекли имя Христина.
Вскоре рукоположенный в иеродиакона, о. Муравьев стал заведовать кладбищем, что в пору массовых убийств было очень хлопотным делом. Отпевания, панихиды звучали с утра до вечера во многих храмах России. Дружба с иеромонахами Гурием и Львом, братьями Егоровыми, давала силы выстоять в круговерти революционного времени.
Александро-Невская Лавра испытывала постоянные атаки богоборцев, но это только укрепляло молитвенную жизнь монахов, которые приняли активное участие в помощи инвалидам войны, голодающим. При храмах организовывались пункты бесплатных обедов, активным участников помощи был о. Варнава.
Лаврский иеродиакон Варнава имел теплые отношения с митрополитом Вениамином, с которым часто проводил беседы, совершая прогулки по аллеям Никольского кладбища.
В середине сентября 1921 года отец Варнава рукополагается митрополитом Вениамином в иеромонахи, ставший главным свечником Лавры. При этом он часто читал проповеди, отличавшиеся доступностью и наполняющие радостью. На его богослужения собирались тысячи прихожан. Пройдя путь от простого крестьянина до большого коммерсанта, отец Варнава (Муравьев) не утратил способности общения с простым людом.
У его кельи всегда толпился народ, приходящий за советом, молитвой или просто утешением. Глубокой болью в сердце отца Варнавы отозвались гонения и аресты священнослужителей. Владыка Петроградский Вениамин, епископ Ладожский Иннокентий, епископ Ямбургский Алексий (Симанский), архимандриты Гурий и Лев и множество других насельников находились под арестами, началась обновленческая смута.
«Красные двадцатки» захватывали лаврские храмы, пытаясь взять власть в свои руки, архимандрит Иосафат идет на компромисс, формально признает обновленцев, сохраняя братию от арестов, а строения от разрушения. Среди братства возникает конфликт, при этом отец Варнава (Муравьев) вместе с архимандритом Сергием (Бирюковым) и иеромонахом Варлаамом (Соцердотский) остаются послушными руководству Лавры.
Их решение диктовалось одним условием — сохранением жизни братии и избежанием закрытия святыни. Жизнь показала верность их выбора. Патриарх Тихон был освобожден из-под ареста, и в 1923 году Лавра была под его омофором.
Мечтая об уединении и отрешении от дел мира, отец Варнава в послушании принимает пост казначея Лавры, понимая всю ответственность и тяжесть этого положения в советское тревожное время. Несмотря на казначейскую занятость, работу в Духовном соборе, прозорливец всегда находил время для непрестанной молитвы и пастырской деятельности.
Духовный отец
В начале 1927 года отец Варнава принимает великую схиму с наречением именем Серафима, в честь глубоко почитаемого ним старца Саровского, после чего иеросхимонах Серафим избирается духовником Лавры. К новоизбранному духовному отцу ехали за советом как священники, так и простой люд, никто не получил отказа.
Смутное время объединило людей под покров мудрого наставника, который предвидел страдания и горести русского народа, принимал это, как урок терпения и великого упования на Бога, он призывал людей постоянно пребывать в молитвах и прошениях к Творцу, каяться и надеяться.
Болезнь и кончина
Не умея отказывать людям в духовной помощи на протяжении трех лет, в жару и холод, старец Серафим принимал исповеди, стоя на холодном полу, несмотря на то, что храм редко отапливался в целях экономии. Видя на лице наставника светлую радость, братия даже не догадывалась, какую мучительную боль терпит старец в результате приобретенной невралгии, ревматизма и закупорки вен на ногах.
Однако в один день прозорливец просто не вышел из кельи, сваленный болезнью. По рекомендации врачей иеросхимонах Серафим отправляется на постоянное место жительства в Вырицу по благословению митрополита Серафима (Чичагова).
В конце 1930 года старец Серафим (Муравьев) в сопровождении схимонахини Серафимы (Ольги Ивановны Муравьевой) и юной послушницы Новодевичьей обители, в миру внучки святителя, переехал в курортную зону.
Поистине, этот человек был посланцем Божьим, ибо по приезде он не стал принимать лечение, а продолжил служение духовника, принимая паломников с утра до вечера. Люди ехали за совет и наставлением со всей страны, порой группами. На тревожные требования родных поберечь себя, старец отвечал, что здоровым ему уже не быть, а Богу служить он обязан до последнего дыхания.
Все пожертвования, оставленные благодарными посетителями, тут же шли в помощь нуждающимся. Серафим Вырицкий, как и ранее был строг в постах, практически ничего не ел по понедельникам, средам и пятницам, много времени проводил в Иисусовой молитве, ежедневно принимал Причастие, появляясь на людях в бодрости и радости.
Подобно Серафиму Саровскому старец молился на камне перед иконой духовного учителя.
Во время гонений на Церковь с 1935 года отец Серафим Вырицкий принимал академиков, выдающихся русских ученых, а с начала Второй мировой войны ежедневно проводил на камне молитвенные бдения, предсказывая, что Вырица не пострадает от военных действий. Так и случилось, хотя Вырица переходила от немцев к русским и обратно, но ни один дом или храм не были разрушены, мало того, во время немецкой оккупации храм начал свои богослужения в 1941 году.
Пережив войну, победу русского народа, простившись с митрополитом Алексием (Симанским), предсказал избрание того Патриархом Московским и всея Руси, что и произошло в 1945 году.
В этот же год уходит в Царство Небесное схимонахиня Серафима, верная помощница старца на протяжении 60 лет. Часто болеющий отец Серафим продолжает принимать паломников, как только болезнь отпускает его.
Господь открыл святому время его кончины, в этот день старец никого не принимал, попросил читать молитвы, принял Причастие, исповедался и все посматривал на часы. Когда время стало приближаться к двум часам ночи, попросил читать молитву на исход души, вздохнул, перекрестившись, со словами «Господи, Спаси и помилуй» покинул этот мир.
Вырицкие старожилы передавали из поколения в поколение похороны святого, к которому для прощания три дня на протяжении суток стояли люди, они отмечали удивительное тепло, исходящее от рук почившего.
Похороны отличались особой торжественностью. Митрополиты, архимандриты считали за честь встать в похоронный караул около гроба. С 2000 года Серафим Вырицкий причислен к лику святых, его мощи хранятся в часовне преподобного Серафима, расположенной рядом с храмом иконы Богородицы «Казанская».
Читая пророчества прозорливца, понимаешь, что часть уже совершилась, а Россию ждут большие испытания, и только Бог поможет выстоять русскому народу.