Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Церковь адвентистов седьмого дня

Среди множества религиозных течений можно найти как ортодоксальные церкви, так и околоцерковные секты. Очень часто учения разных ответвлений и церквей тесно переплетается, поэтому бывает сложно разобраться, в какое именно течение попал человек.

Сегодня познакомимся с так называемыми адвентистами седьмого дня. Являются ли они христианами? Их течение — это секта или нет? Опасно ли ходить на их встречи?

Как появились адвентисты

Данное течение появилось как ответвление от баптизма в Америке 19 века. Организовал его военный Уильям Миллер, который был баптистом. Как во многих протестантских конфессиях, в общине Миллера особое значение придавали скрупулезному изучению Священного Писания. В какой-то момент Миллер решил, что по пророческим книгам Ветхого Завета может самостоятельно вычислить время Второго Пришествия Христа на Землю.

Учение адвентистов основано на Библейских истинах

Основывался в своих вычислениях он, в основном, на двух книгах — Книга пророка Даниила и Откровение Иоанна Богослова. Опустим длительные и ошибочные вычисления Миллера, приведем только итог: он трижды заявлял о том, что знает точную дату Второго Пришествия (весна 1843, весна и осень 1844).

Анализируя Священное Писание, Миллер удивительным образом не предал значение словам из Евангелия от Матфея: «не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий». Если бы Господь желал открыть нам точную дату своего Втрого Пришествия, Он бы сделал это в понятной форме. Все же попытки самостоятельно вычислить на основе Библии какие-либо конкретные даты всегда заканчивались крахом.

Тем не менее, в Америке тех лет у Миллера оказалось немало последователей. Людей манила возможность при жизни застать приход Христа, поэтому многие поверили в теорию. Создалось даже движение «миллеритов», которые бросали работу, домашние дела, не занимались засевом полей каждый раз, когда Миллер объявлял об очередной точной дате Пришествия.

Когда же и в третью спрогнозированую дату ничего не произошло, в движении миллиоритов случилось серьезное разочарование. Сам Миллер исчез из общественной жизни, многие его адепты ушли в другие секты. Тем не менее, на этом движение полностью не исчезло.

Немногим позже писательница и проповедница Елена Уайт заявила, что Миллер вовсе не ошибся в своих библейских подсчетах, но просто неправильно указал то место, куда пришел Христос. По ее мнению, Господь должен был прийти не на Землю, а в «святая святых» на Небесах. Такое свое пророчество она подтверждала тем, что самолично побывала на Небесах, а также имела видения и пророчества от самого Бога.

Казалось бы, общество должно было ее воспринять не более чем очередную сумасшедшую, которая помутилась рассудком на почве апокалиптических идей. Но нет, многие с энтузиазмом восприняли ее объяснение.

Для людей, которые хотели верить в теорию скорого Пришествия Христа это стало желаемым доводом, тем более, что достоверно ни доказать его, ни опровергнуть нельзя. Даже сегодня эти ложные вычисления лежат в основе доктрины, которую используют адвентисты в своем учении.

С этого времени движение получает новый виток развития и оформляется как религиозная организация «адвентисты седьмого дня». Е. Уайт как духовный лидер рассказывает, что постоянно получает от Бога откровения относительно понимания Библии. В частности о том, что нужно особо чтить субботу и именно в этот день проводить богослужения и проповеди. А почитание воскресенья, которое принято у всех христиан — это отступление от Бога в угоду язычеству.

Эллен Уайт является основательницей движения адвентистов

Зародившись в Америке, адвентизм со временем распространился в другие страны. Так, в Россию он попал так же, как и баптизм — через Европу. Из всех стран бывшего Советского Союза почти половина всех адвентистов находится в Украине. А в России в Тульской области действует свой ВУЗ данной организации.

Интересно! До сих пор современные адвентисты верят, что Е. Уайт была богоизбранной пророчицей, чьими устами Бог вразумлял верующих. Она написала много книг, на основании которых и зиждется учение адвентистов.

О субботе

Пожалуй, самое основное, что пропагандируют адвентисты — это особое почитание субботы. Елена Уайт проповедовала, что ей было откровение: особое почитание субботы является той самой отличительной чертой верных христиан.

Нужно заметить тот факт, что многие протестанты ( в том числе и адвентисты) активно протестуют против множества католических догматов и правил, которые по какой-то причине приписываются и к православию. Важно понимать, что в Православной Церкви не было никакого переноса празднования субботы на воскресенье. В православии суббота почитается, а воскресный день — особо празднуется. Это совершенно разные дни, и это хорошо заметно по особенностям богослужения в эти дни.

Важно! Согласно Священному Писанию, субботний день почитается в память о том, что Господь есть Создатель всего сущего. Об этом нам говорит Книга Второзакония, глава 5, стих 15.

Но в Новом Завете мы читаем такие слова апостола Павла: «Кто во Христе, тот новая тварь (творение); древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5: 17). Нужно. учесть, что апостол Павел до своей встречи со Христом был правоверным иудеем, соответственно, он очень хорошо знал Закон.

«Новым творением» называет Господь тех, уверовал в Него и пошел за Ним. Как ветхозаветный Израиль жил и спасался по Закону, так и новозаветный Израиль через Христа обрел свое спасение в Воскресении Господа. Пролив Свою Кровь на Кресте, Господь дал нам особый день для радости — воскресенье.

Христос не отметил ветхозаветный Закон, но вместил его в Себе. Апостол так объясняет отношение к ветхозаветному Закону:

«закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя» (Гал. 3: 24–25).

Главное расхождение в учении адвентистов в том, что они не различают событий, описанных в Священном Писании до прихода Иисуса Христа и после этого. Действительно, до Воскресения Христа особо почитался субботний день и никакого смысла в праздновании дня воскресного не было, поскольку главное событие этого дня еще не свершилось.

Учение о субботе у адвентистов основано на Ветхозаветном законе

После же своего Воскрешения, в Евангелии говорится, что апостолы собираются в первый день недели — в воскресенье — чтобы преломить хлеб в память о своем учителе. Далее, также мы видим, что явления Христа женам-мироносицам, апостолам, также символично происходят в воскресный день.

Для чего нужна суббота

Уже во время земного проповедования Христа мы видим, что ветхозаветный Закон начинает меняться. Господь исцеляет в субботу, говорит, что суббота создана для человека, а не наоборот. Он уже показывает, что наполняет Истину новым смыслом.

Почему Он так делает? Это научение книжникам и фарисеям в том, что формальное, обрядовое и исключительно внешнее соблюдение субботы совершенно ничего не означает ни для Бога, ни для человека. Христос же проповедовал новый смысл субботы, который значительно отличался от ветхозаветного понимания, за что был постоянно обличаем иудеями.

Так, наглядно исцелив в субботу человека с сухой рукой, Христос показывает иудеям пример того, что добро нужно творить всегда, вне зависимости от дня недели. Также и женщина, много лет имевшая «дух немощи», была исцелена Христом в субботний день. При этом книжники и фарисеи негодуют, а простой народ — искренне радуется.

Таким образом, из Евангелия совершенно очевидно, что с приходом в мир Христа ветхозаветное ритуальное почитание субботнего дня, когда предписывалось совершенно не заниматься никакими делами, упраздняется и наполняется совершенно новым смыслом. Адвентисты же, в своем упорном стремлении строго и прямолинейно соблюдать заповедь о субботе, более похожи на книжников и фарисеев, нежели на христиан.

Адвентисты и Евхаристия

Для любого православного христианина жизнь по вере немыслима без Таинства Причастия. Когда мы причащаемся Святых Тела и Крови Христовой, мы соединяемся с Самим Господом посредством Им же установленного таинства. Именно в Евхаристии ничего не придумано человеком, эта практика идет с самого начала существования христианства — с Тайной Вечери.

Каждый раз, на каждой Божественной Литургии в алтаре происходит бескровная жертва. Можно сказать, что каждый раз, когда мы причащаемся, Христос Своей Кровью омывает наши грехи, как сделал это 2000 лет назад. Но мы грешим всю жизнь, поэтому постоянно нуждаемся в духовной пище. И как физическая еда питает наше тело, так Причастие питает душу. Ценность этого Таинства для верующего христианина переоценить невозможно.

Икона «Причастие апостолов»

Отличие адвентистов в том, что у них есть только некая традиционная имитация событий, произошедших на Тайной Вечери. Самопровозглашенные церкви, которые прерывают апостольскую преемственность, лишаются благодати и не могут совершать церковные Таинства. В таком случае, хлеб и вино будет оставаться просто хлебом и вином, некими символами, о Причастии тут и говорить не приходится.

В Православной Церкви те Хлеб и Вино, которые священник в алтаре погружает в специальную Чашу, являются не изображением, не символами, а самыми настоящими Телом и Кровью Христовыми. К сожалению, даже не все православные это осознают, что они во время Причастия потребляют настоящие Плоть и Кровь Христовы, просто под видом хлеба и вина.

Это великое Таинство установлено Самим Господом. И когда он объявил, что надлежит «есть Его Плоть и пить Его кровь», то смутил этим не только своих врагов и недоброжелателей, но даже и своих сторонников. Евангелие говорит нам, что многие ученики даже ушли от Христа после этих его слов. Очевидно, что эти слова Христа были не о символическом хлебе.

Адвентисты же считают, что Христовой Крови, пролитой 2000 лет назад ради спасения всего человечества, навсегда достаточно и что их грехи (даже будущие) уже омыты. Но Иоанн говорит:

«Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1: 7)

Его Кровь не очистила нас раз и навсегда, но очищает, если мы прибегаем к дарованному нам Таинству. Полагать же, что Господь пришел, один раз омыл человеческие грехи и больше можно ничего не делать — верх непонимания Священного Писания.

В чем опасность секты адвентистов

Несмотря на то, что адвентисты пытаются подавать свое учение, как христианское, они имеют многие признаки религиозной секты. Отступление от христианского вероучения заметно невооруженным глазом, не нужно даже быть опытным богословом, чтобы увидеть явные противоречия с Евангельскими понятиями.

Протестантская церковь внешне отличается от православных храмов

Что касается образа жизни адвентистов, он бывает разный в конкретных общинах, но в целом похож на все протестантские. Протестанты не ходят в церковь, а собираются в специальных домах. Они не признают иконы и святыни православия, не молятся церковными молитвами.

Отдельные общины могут носить даже носить признаки тоталитарной секты — это зависит от лидера. Если он слишком фанатичен, членам секты могут запрещаться внеобщинные связи, строго контролироваться и регламентироваться общение, контакты и даже внешний вид.

Важно! Православные христиане должны хорошо понимать опасность попадания в религиозные секты и уметь их определять. Для этого нужно, прежде всего, хорошо разбираться в собственной вере, понимать смысл богослужений, читать Священное Писание с православными толкованиями.

К сожалению, часто бывает, что обычный рядовой протестант знает Священное Писание гораздо лучше и глубже, чем православные люди. Это непростительный пробел в знаниях, который каждый из нас должен восполнять.

Кто такие адвентисты седьмого дня?
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: