Вселенская Церковь — это весьма сложный организм, который за века своего существования приобрел различные правила, которые способствуют его гармоничному существованию и развитию. Любая организация должна подчиняться определенным законам и правилам, в противном случае все погружается в хаос и Церковь перестает быть Божественной.
Почему Украина хочет автокефалию и чем это грозит закончиться?
Что такое автокефалия
Для начала следует понять, что автокефалия — это независимость административная поместной общины. Понятие пришло с греческого языка, который дословно означает «сама» и «голова», т.е. самовозглавление.
Православная церковь — это ряд поместных общин, которые имеют административную независимость. В чем она выражается? Прежде всего, в возможности самостоятельно назначать епископов и предстоятеля поместными архиереями, т.е. другие автокефалии в этом процессе не участвуют. Кроме этого, церковные руководители также могут:
- Издавать свои законы и правила, т.е. Уставы.
- Определять свое устройство и управление.
- Иметь самостоятельную цепь апостольского преемства.
- Канонизировать святых.
- Составлять и вводить новые чинопоследования и песнопения.
- Принимать независимые административные решения и проводить церковный суд.
- Созывать Поместные Соборы и инициировать созыв Вселенского Собора.
Во главе управления стоит патриарх или митрополит, но она может иметь и коллегиальное управление, т.е. синод. При этом есть и ограничения, которые касаются:
- догматов — право хранить и толковать, а также выражать Божью истину имеет лишь Вселенская Церковь;
- канонов — важнейшие вопросы, касающиеся канонов, ведет Вселенская Церковь, а Поместные лишь применяют имеющиеся каноны к местным условиям;
- богослужения — все литургия в каждой общине должна соответствовать единому учению.
Для всех независимых общин присуще совместное служение, запись предстоятелей в диптихи и совершение истинной Евхаристии.
История появления
Вселенская Церковь признает право на независимость для каждого православного народа, который способен к самоуправлению. Впервые независимая РПЦ была создана в 1448 году, когда по благословению патриарха Григория III Константинопольского был избран митрополит Руси Иона. А самостоятельность РПЦ была подтверждена в 1589 году с утверждением патриаршества.
Изначально, подобная независимость была у каждой поместной общины, которые были основаны апостолами. Они были независимы по причине отдаленности друг от друга, а сосредоточием церковной деятельности и жизни были знаковые города в Римской империи. Отдаленные собрания чтили общины в городах и признавали их авторитет над собой по той причине, что апостолы там бывали чаще (или вовсе постоянно пребывали) и такие общины были сосредоточием христианской мудрости, поскольку ими управляли апостолы и первые епископы позже.
По существу, большинство древних митрополий были автокефалиями.
Как только христианство стало официальной религией в Римской империи, начало формироваться церковное управление, чтобы упорядочить все учения внутри христианства и создать взаимосвязь поместных общин. На Втором Соборе было принято правило, по которому епископам из областных собраний было запрещено вмешиваться в дела мелких самостоятельных общин. Чуть позже произошла консолидация поместных собраний вокруг областных городов, архиереи в областных общинах получили название патриархов. И уже в VI веке была определена формула пятивластия, т.е. власть была в руках 5 патриархов.
Термин автокефалия, несмотря на его древнейшее использование, стал употребляться официально относительно самостоятельной административной организации только в VI веке. К XII веку сформировалось современное понимание данного термина — независимость церковной области. Впервые такими были названы общины Болгарии и Кипра.
На сегодняшний день в мире имеется 15 официальных автокефалий.
Правила предоставления
Подробных правил, на основании которых предоставляется автокефалия, в Предании нет. Каждая автокефалия присуждалась в индивидуальном порядке, учитывая какие-то исторические события и особенные обстоятельства, поэтому общих правил присуждения самостоятельности нет.
Сегодня этот вопрос решается путем дискуссии внутри Вселенского Совета. Неудавшийся Всеправославный собор предполагал поднятие данного вопроса, однако, решение не было найдено, и вопрос остался незакрытым. Дарование автокефалии остается решением Вселенского Патриарха.
Тем не менее для получения самостоятельности, сообщество должна соответствовать некоторым критериям:
- политически независимая страна, которая имеет этническое различие с народностями материнской церкви;
- территориальная отдаленность;
- развитая система образования;
- достаточное количество храмов и монастырей, а также прихожан;
- запрос должен быть поднят большей частью канонического духовенства и мирян;
- согласие поместной общины на отделение.
Кроме того, важно также обосновать цели и причины такого желания самостоятельности.
Ситуация в Украине
Президент Украины 18.04.2018 года отправил запрос Патриарху Варфоломею в Константинополь на предоставление независимости УПЦ. При этом он заверил граждан, что каждый сможет самостоятельно выбирать юрисдикцию и храм. Верховная Рада Украины одобрила такое решение президента.
Сегодня в Украине существуют 3 церкви, которые именуются православными:
- УПЦ от РПЦ (митрополит Онуфрий) — единственная, которая признана официальным православным миром;
- Киевский патриархат (патриарх Филарет) — раскольнический с 1992 года;
- Украинская автокефалия (митрополит Макарий) с 1917 года.
Петр Порошенко просит автокефалию о единой структуре, которой в принципе не существует.
Мировая реакция и возможный исход событий
Вселенский Патриархат обсуждал запрос Петра Порошенко 19-20 апреля, а Священный Синод сделал заявления, что он крайне заинтересован во всем, что подразумевает единство православия и особенно печется об украинской нации. Но также было сказано, что данный вопрос будет обсуждаться с другими Поместными Православными собраниями.
Кроме того, она отметила, что необходимо вначале преодолеть раскол среди православных на территории Украины и присуждение самостоятельности одной из разрозненных структур приведет лишь к большому расколу. Организации, поддержавшие президента, не являются официально признанными и не имеют права голоса в решении данных вопросов.
Митрополит Русской православной церкви также выступил против предоставления независимости, указав на то, что единая признанная община (Константинополем в том числе) УПЦ не имеет намерения разрывать связей с РПЦ.
Церковный историк Владислав Петрушко, комментируя данную ситуацию, говорит, что внушает оптимизм заверение Константинополя рассматривать данный вопрос вместе с другими поместными собраниями, т.е. и РПЦ в том числе. Данный эпизод показывает, что Константинополь вполне понимает, чем грозит предоставление в одностороннем порядке независимости. Это расколет православный мир внутри.
Кроме этого, скорее всего, произойдет и разрыв Москвы с Константинополем, а также настоящая религиозная война на Украине.