Действия и жизнь православной Церкви на Руси регламентировалась специальным документом практически с первых лет после крещения Руси — так называемым, Уставом. Сегодня Устав Русской православной церкви также существует, но в несколько исправленном виде, так как с течением времени возникала необходимость вносить изменения в соответствии с особенностями каждой новой эпохи.
Основные положения устава
Из последних принятых уставов Русская православная церковь руководствуется документом, принятым на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году. Редакция последнего устава претерпевала некоторые изменения и в последующие годы. Так, правки вносились в 2008, 2011, 2013, 2016, 2017 годах.
Положения устава регламентируют разные стороны деятельности Церкви:
- Как Автокефальная Поместная Церковь, Православная Русская Церковь поддерживает связь с другими Поместными Церквами той же конфессии и находится с ними в вероучительном единстве.
- Также устав определяет процедуру созыва Архиерейского и Поместного соборов, их полномочия и обязанности.
- Деятельность Патриарха — это предмет обсуждения в отдельной главе устава.
- Кроме того, документ включает информацию о деятельности Священного синода, синодальных учреждений и Московской патриархии, регламентирует работу церковного суда.
- Данное постановление утверждает порядок формирования и последующей деятельности новых самоуправляемых церквей, находящихся в ведении Московского Патриархата.
- В уставе перечисляются все существующие на данный момент церкви.
- Развернуто рассматриваются вопросы деятельности Экзархатов, Митрополичих округов, подчиняющихся Московскому Патриархату.
- В рамках устава закреплены положения, определяющие правила ведения деятельности епархиями, благочиниями, организациями РПЦ за границей.
- Устав выполняет регулирующую роль в вопросах создания и функционирования монастырей, просветительских учреждений церкви и прочих моментах, касающихся всех аспектов жизнедеятельности подобных организаций.
История принятия устава
В период непосредственного подчинения Константинопольскому Патриархату, до обретения автокефалии, Русская православная церковь руководствовалась в своей деятельности грамотами Вселенских Патриархов и посланиями князей с митрополитами. Однако русская церковь имела и собственные органы правотворческого характера, а именно, Соборы. Ввиду того что территория Руси географически находилась далеко от Константинополя, то большая часть уставных документов РПЦ того времени издавалась княжеской властью.
В годы порабощения Золотой Ордой жизнь церкви регламентировалась указами хана. Интересно то, что полномочия священнослужителей только расширялись — церковников избавляли от податей и вверяли им вести судебные дела в отношении мирян.
С той поры, когда Русская православная церковь обрела автокефалию, ее правовыми ориентирами оставались по-прежнему решения Вселенских соборов, княжеские грамоты, Номоканон, уставы Владимира и Ярослава Мудрого. В роли законодательного органа выступал Поместный собор.
В 1667 году состоялся Большой Поместетный собор. В это время правил царь Алексей Михайлович. В рамках этого собрания отменили многие постановления предыдущего собора. Произошел знаменитый Никоновский раскол. Взаимоотношения государственной и церковной власти истолковывались следующим образом: царь ведает делами государственными, а патриарх — церковными. Принятые постановления вошли в собрание законов Российской империи, как действующие законы в составе «Духовного регламента». Появление этого документа ознаменовало начало Синодального периода.
До наших дней дошли не только соборные постановления, но грамоты от архиереев, послания и поучения архипастырей. Частично эти документы были включены в «Полное собрание законов Российской Империи» 1830 года и не утрачивали свою силу вплоть до XIX века.
В начале XVIII столетия патриарший строй РПЦ сменился новым, синодальным. Император Петр І воспретил избирать нового патриарха после кончины Адриана. Вместо этого учредили Духовную Коллегию с императором во главе, а позже ее переименовали в Святейший Синод. Основой синодального церковного строя той эпохи стал «Духовный регламент», принятый и утвержденный царем в 1720 году. Этот правовой документ обосновывал преимущества новой формы церковного управления и описывал круг задач, который надлежит решать Синоду.
Впоследствии стала очевидна несостоятельность и неканоничность коллегиального устройства. Народные массы публично обсуждали этот вопрос и надеялись на созыв нового Поместного собора, который бы вернул патриаршество. Но по воле царя этот процесс затягивался и откладывался. В итоге Собор состоялся только после отречения монарха от престола, в преддверии самых сложных времен для православия.
В 1917-18 г. Были приняты новые постановления, вернувшие прежнюю форму правления во главе с Патриархом Всея Руси. В дальнейшем решениями еще двух Соборов менялся Устав, расширялись и сужались полномочия отдельных управляющих органов церковной власти. В 1988 году назрела необходимость нового пересмотра имеющегося регламента. Поместный собор, проведенный в тысячелетний юбилей крещения Руси, принял Устав Русской православной церкви, подробно излагающий порядок правления в епархиях и приходах, регламентирующий все стороны церковной жизни. Этот документ стал основой на последующие 12 лет.
Церковный устав князя Владимира
Составление устава, автором которого являлся князь Владимир, приходится на X — начало XII века. Это постановление внесло принципиальное разграничение в подведомственность дел, которыми должны были заниматься светские и церковные суды. Кроме того, уставом была закреплена повинность уплаты в пользу церкви десятой части от княжеских доходов.
Современные исследователи усомнились в подлинности авторства князя Владимира Святославича и высказали предположение, что устав не мог быть написан им из-за хронологических несовпадений. Однако позже ученый С. В. Юшков высказал мнение, которое стало общепризнанным в научном мире. По его словам, письменное изложение положений устава могло принадлежать другой руке. Но сформулировал их князь Владимир.
Такая особенность характерна для многих памятников древности, когда изреченные законодательным авторитетом мысли документировались письменно спустя некоторое время.
Состав устава
Структура устава выглядит так:
- вступление;
- уставная часть;
- заключение.
В первой части оговаривается тема принятия христианства, построения Владимиром церкви Пресвятой Богородицы, присутствия церковных судей на светских судебных процессах для надзора за правильностью отчислений десятинного сбора от дохода судов.
В установительном разделе рассматривается перечень дел, которые подлежат разбору в суде, а также перечисляются лица и учреждения, которые за любые противоправные дела подлежат суду.
Так, церковный суд имел право принимать на рассмотрение такие тяжбы:
- брачные дела, связанные с разводом, похищением невесты по языческому обряду, браками в недозволенных степенях родства;
- семейные и наследственные — обращения родственников о справедливом разделе наследства, дела о неподобающем поведении детей в отношении своих родителей, ссоры супругов из-за имущества;
- дела о преступных действиях касательно церкви и веры — чародейство, грабеж покойников, осквернение святынь и храмов;
- иски об оскорблениях;
- дела о прелюбодеянии и неприродном разврате.
Среди лиц, которых мог судить церковный суд в связи с любым проступком, были священнослужители и люди, не являющиеся церковниками, но причисленные к числу церковных людей, это:
- лекари;
- прощенные;
- задушные люди;
- странники;
- те, кто оставил иночество;
- прихожане, находящиеся под епитимьей.
В заключение князь Владимир обращается с заклятием к тем, кто нарушит правила Устава.
Таким образом, во все времена существования Православной Русской Церкви ее жизнь подстраивалась под строгие правила, прописанные в Уставе. С развитием общества его положения менялись и углублялись, отражая особенности определенного отрезка времени.