Новообращенные христиане, да и многие невоцерковленные православные, постоянно слыша слова «акафист», «кондак», «тропарь», принимают их просто на слух, не задумываясь о значении и порядке чтения каждого из них.
В этой статье мы познакомимся с жанром церковного песнопения – тропарем. Тропарь в православии – песнопение, совершаемое в начале и конце богослужения, раскрывающее смысл и цель служения этого дня.
Церковные тропари, история появления и посвящения
В ранней Церкви тропари, а это были музыкальные комментарии к происходящему богослужению, писались не стихами, а прозой в определенном ритме. Стихотворная форма этого вида песнопения появилась в конце четвертого века.
Со временем церковная гимнография наполнилась несколькими видами тропарей, посвященных определенному дню, празднику, святому. Руководит церковными песнопениями глас. В словах тропаря раскрывается сущность богослужения или славословится имя какого-то святого.
Кондак – это расширенный тропарь, в котором основная тема раскрыта более полно. Тропарь звучит в песнях, а кондак исполняется в стихотворной форме. Слыша церковные песнопения, по их смыслу можно определить, какому событию или святому посвящено богослужение.
Читайте о богослужениях:
Роман Сладкопевец приобрел право считаться первым автором церковных песнопений, пройдя через унизительные испытания. Будучи диаконом церкви в Греции, лишенный слуха и голоса, благочестивый юноша находился под постоянными насмешками собратьев, они не раз выталкивали его вести песнопения, и это был позор и новые издевательства.
Свои обиды Роман высказывал в ночных молитвах Матери Божьей, и однажды Богородица явилась к нему в келью со свитком. Она велела диакону съесть свиток, после этой ночи юноша стал не только лучшим церковным певцом, обладающим уникальным голосом, но и получил дар сочинительства гимнов.
Устав Константинопольской церкви содержит первые тропари, написанные Романом Сладкопевцем.
Тропарь и кондак исполняется по одному разу на каждом престольном празднике, только на Пасху трижды повторяется «Христос Воскрес».
Виды тропарей
Отпустительные песнопения – заключительные песни, посвященные празднику дня.
Праздничные тропари и кондаки исполняются по великим двенадцати праздникам, среди которых Рождество и Богоявление, Сретение и Вербное воскресенье, заканчивает год праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы.
Все песнопения, кроме Литургии, можно исполнять дома, их еще называют словесной школой.
Они поются по дням недели:
- Понедельник посвящен прославлению первых ангелов, архистратигов, которые являются небесными чинами.
- Вторник поминает пророков из Библии.
- Среда, пятница посвящены Страстям Христовым, Его распятию и смерти на кресте.
- Четверг — воздается слава апостолам и Николаю Угоднику.
- Суббота — чтение заупокойных молитв.
Тропарь раскрывает смысл церковного праздника или прославляет святого, в честь которого он написан
Ноты и слова всех церковных песнопения собраны в Тропарионе. Святой Церковью четко расписано песнопение и порядок каждого богослужения.
Тропарь различают по разным тематикам, это может быть:
- стихира – повторение текста;
- кафизма — вставка между песнопениями в храме;
- ирмос – общее пение, его поют все присутствующие в храме.
В будние дни исполняют храмовые песнопения, которые поются и во время воскресных богослужений, если этот день не является днем памяти кого-либо святого.
Заупокойные субботние песнопения исполняются тогда, когда нет восславления памяти святого.