Православные христиане, ежедневно читающие Евангелие, находят для себя все новые и новые смыслы в этой Книге. Как известно, всего канонических Евангелий, вошедших в Новый Завет, четыре — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Каждая из этих Книг имеет свои особенности.
Для того, чтобы правильно понимать смысл написанного, можно пользоваться специальными толкованиями или пояснениями (только из проверенных авторитетных источников), поскольку неподкованному в теме человеку может быть неясно, о чем идет речь. Сегодня познакомимся с Евангелием от Марка, разберем его особенности и отличия.
О чем говорит Евангелие от Марка
В переводе на русский язык само слово «евангелие» означает «благая весть». Поэтому смело можно утверждать, что весь Новый Завет — это Благая Весть о Христе. Все четыре евангелиста имели перед собой одну цель — поведать миру о своем Учителе.
Некоторые повествования у них повторяются, некоторые являются уникальными только у одного автора — это вполне понятно, ведь события, происходившие 2000 лет назад, были очень необычными. Этим событиям давались самые разные трактовки и в те времена, и сегодня. И для того, чтобы христиане понимали суть произошедшего, у нас и есть Новый Завет.
Помимо многочисленных наставлений, пояснений и напутствий, как наследовать вечную жизнь, в Евангелии мы видим еще одну важнейшую часть — это образ самого Христа. Именно из этих Книг мы черпаем знания о том, каким был Сын Божий на Земле, как проходила Его жизнь. Проникшись этой книгой, мы можем выстроить свой путь для встречи с Христом.
По содержанию Благая Весть от Марка является самым коротким и емким текстом со всех четырех. Святой Марк ведет повествование, в чем-то схожее на Матфея, но некоторые события изложены в другом порядке, а сами описания более краткие.
Адресует свой текст евангелист Марк тем христианам, которые пришли к Истине из язычества. Об этом свидетельствуют ссылки на различные иудейские обряды, незначительные ссылки на Ветхий Завет.
Согласно церковному преданию считается, что свою Благую Весть Марк записал со слов апостола Петра. Достоверно установить данный факт не представляется возможным, но передача информации и глубина написанного позволили включить творение Марка в Новый Завет.
Также именно предание говорит о еще одном интересном факте: в тексте от Марка есть место, где повествуется о некоем юноше, который был вынужден убежать нагим от воинов, которые пришли за Христом перед арестом. Считается, что этим юношей и был сам евангелист Марк.
Общая характеристика всего Евангелия от Марка
По структуре текста и самого повествования можно сказать, что данное Евангелие в смысловом плане делится на две части. Первая половина начинается с проповеди Иоанна Крестителя, который был послан Господом для предуготовления народа Израиля к приходу Христа.
Далее повествуется о крещении Самого Спасителя, Его первых проповедях и чудесах. И в Евангелии от Марка первое чудо, совершенное Господом — это изгнание злого духа. Одно из самых жестокий проявлений зла в жизни человека — явная одержимость. Она страшна не только тем, что человек теряет власть над собой, но и внешним выражением.
Глядя на бесноватого, нельзя не понимать очевидную реальность зла, существования бесов. Именно поэтому чудо изгнания повергает людей в шок, они изначально не знают, как на такое реагировать — вот они видят явное беснование, явную победу зла над природой человека. И вот, через мгновение, они уже видят силу, значительно превосходящую силу этого зла. И людям страшно, они не понимают еще, что это за сила. Поэтому отношение к изгнанию бесов такое неоднозначное.
Далее следуют описания большого количества чудес, совершенных Христом. Часть из них пересекаются с другими Евангелиями, но некоторые описаны только лишь у Марка. Такие расхождения возникли из-за того, что чудес было такое великое множество, что их нельзя было все упомнить, записать, рассказать о них.
Часто евангелистов упрекают в том, что их повествования разнятся в деталях, и сомневающиеся люди видят в этом какую-то ложь или подлог фактов. Но в том и дело, что евангелисты не ставили перед собой задачу описать Христа одинаково. Каждый из них повествовал по своему, через призму своих переживаний. Поэтому детали и разнятся.
Следующей особенностью, которую раскрывает нам Евангелие от Марка, является тот факт, что Христос не просто совершает огромное количество чудес, но Он запрещает о них говорит, запрещает Себя прославлять. Почему так? Все дело в том, что не пришел еще час славы Сына Человеческого, а земная слава Ему совершенно не нужна и не интересна.
Большое внимание в повествовании уделяется теме смерти и несению своего креста. Евангелист Марк рассказывает, как апостол Петр стал спорить со Христом, не веря в Его пророчество о Своей скорой смерти и крестных страданиях. Тогда Господь отгоняет от себя апостола со словами: «Отойди от меня, сатана» (Мк. 8, 34–35).
Эти слова говорят о том, что Христос не только Бог, но Он еще и человек. И как любой человек, он испытывает искушения, страх и боль. И зная о своей участи, Он невыразимо скорбит. Но, несмотря на это, Господь укрепляет в вере своих учеников, преображаясь перед ними. Видя Христа во всей Небесной славе, ученикам будет проще перенести все грядущие страшные события.
И вот подходят те самые дни, ради которых Христос и пришел в этот мир. В Иерусалиме Он продолжает наставлять своих учеников, говоря, что тот, кто хочет быть первым в Царствии Божием, да будет последним (Мк: 10, 43-45).
После того, как Христос умирает на Кресте, евангелист Марк рассказывает нам о сотнике, который, уверовав, воскликнул — «Поистине этот Человек был Сын Божий» (Мк: 15, 39). Так и каждый из нас должен открыть для себя Христа — возможно, через отрицание, через тернии греха, через неверие.
Но если сотник, принимавший участие в казни Спасителя, смог уверовать, то как можем не верить мы? Господь пришел в этот мир ради спасения каждого из нас, и большая глупость с нашей стороны отвергать этот бесценный дар.
С чего начинается Евангелия от Марка
Для того, чтобы более глубоко понять суть Благой вести, разберем некоторые места из написанного. Так, начинается первая глава с пророчества о Иоанне Крестителе, который нес важную предуготовительную миссию. Он назван «гласом вопиющего в пустыне», который говорит о самом важном для каждого человека.
Задача Иоанна Крестителя — пробудить голос совести в человеке. Именно она является той почвой, на которую может ложится вера. Предтеча Господен Иоанн — большой аскет, живший в пустыне. С началом его проповедей и первых водных крещений в Иордане многие люди видели Мессию именно в нем. Но Иоанн Креститель промыслительно говорил, что настоящий Мессия придет следом, и что сам Иоанн будет недостоин расстегнуть ремень его обуви (Мк., 1, 7-8).
И вот к Иоанну Крестителю к реке Иордан приходит Сам Господь. Узнает Его Иоанн, и тут же происходит событие, которое с тех пор мы вспоминаем в праздник Богоявления — на Христа, стоящего в водах Иордана, сходит Дух Святый в виде голубя, а с Небес раздается глас: «Се Сын мой возлюбленный» (Мк., 1, 11).
Значимость этого события в том, что именно тут мы впервые видим Бога, как Святую Троицу. Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой дух были явлены целостно и едино, что и является основой нашей веры.
Примечательным является то, как Христос призывал к себе первых учеников. Евангелист Марк повествует об этом так:
«кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34).
И люди настолько доверяли Спасителю, чувствуя в Нем свое призвание, что бросали все, всю свою прежнюю жизнь и действительно следовали за Ним! В первой же главе мы видим и первое чудо, совершенное Христом — изгнание бесноватого.
Евангелист Марк очень быстро начинает повествовать о чудесах, чтобы укрепить в вере тех, кто сомневается еще в Истине. Изгнание бесноватого можно рассматривать еще и в символическом ключе — Господь пришел, чтобы изгнать из людей грехи и страсти. И как бесы повиновались Христу и покинули тело одержимого, так же и наши греховные наклонности могут быть искоренены на пути христианской жизни.
Об исцелениях и чудесах
Большое внимание евангелист Марк уделяет теме чудес и исцелений, совершаемых Христом. Закономерно, что после того, как Спаситель начинает являть свои первые чудеса, к Нему большим потоком устремляется народ. Тут важно разделить две вещи, за которыми идут люди — это исцеление и выздоровление.
На первый взгляд может показаться, что это одно и тоже, но это не так. Под выздоровлением следует понимать только лишь исцеление тела от физических болезней. Конечно, многие люди шли ко Христу только лишь за этим, совершенно не вникая и не видя в нем Истинного Спасителя.
Говоря же об исцелении, подразумевается целостный подход к человеку. Именно этого состояния мы можем достичь, идя за Христом — исцеления души и тела, которые неразрывно связаны в каждом человеке. И Господь делал именно это — он исцелял, очищал людей от скверны, наполнял светом их души.
И одним из наиболее удивительных исцелений, описанных евангелистом Марком, является исцеление расслабленного, которого на носилках принесли друзья. Христос в этот момент находился в доме одного человека, который пригласил Его для уединенной беседы.
Вокруг дома тут же собралась толпа людей, и создала плотное кольцо, через которое никто не мог пройти. И вот Евангелие повествует, что некоторые люди принесли с собой так называемого «расслабленного» — человека, который не мог самостоятельно ходить, а только лежал. В физическом смысле слова это состояние было сродни паралича, но толкователи говорят еще и о духовном расслаблении — унынии, печали.
И вот друзья больного, увидя плотную толпу людей, не развернулись, не отступили от своего плана по спасению друга. Они забрались на крышу, разобрали ее и спустили болящего через потолок.
«Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:5).
Удивительно в этом примере то, что исцеление случилось даже не по вере самого болящего (об этом Евангелие умалчивает), а по большой любви и вере тех, кто его принес на носилках. Христос исцеляет расслабленного именно по вере его друзей.
Но не все восприняли явное исцеление праведно. Некоторые из книжников и фарисеев увидели в словах Христа богохульство, поскольку Он простил грехи недужнему человеку. Сердца этих мнимых праведников были настолько ожесточены, что они просто не способны были разглядеть в Иисусе Того Самого Мессию, Которого все ждали.
В Евангелии сказано, что фарисеи возмущались не вслух, а «в седрцах своих» (Мк. 2:7). Но Господь слышал движение их сердец, и открыто ответил всем сомневающимся:
«чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи… тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк. 2:10–11).
Очевидно, что такое явное чудо было совершено при большом количестве людей для того, чтобы явить Силу Божию. Тут Христос действует как Сын Божий, оставаясь при этом в соединении со своей земной человеческой природой.
Поскольку фарисеи никак не могли разглядеть в Христе Мессию, они пытались постоянно обличить Его в нарушении ветхзаветного Закона. Так, третья глава Евангелия от Марка повествует нам об исцелении человека, имеющего сухую руку. На этот раз книжники и фарисеи обвинили Христа в нарушении заповеди о субботе. Спаситель, видя страдающего человека, исцеляет его несмотря на запрет что-либо делать в субботний день.
Христос же поясняет, что добрые дела необходимо делать в любые дни, даже и в субботние. При этом Он глубоко скорбит о жестокости сердец этих людей, которые внешне выглядят как самые большие праведники. (Мк., 3: 6).
О крестных страданиях и Воскресении
Конечно, каждое из Евангелий особое внимание уделяет смерти Иисуса Христа и последующему Его воскрешению. Это самые важные события во всей христианской истории, без которых бы не существовало нашей веры.
Так, евангелист Марк в 14 главе говорит о том, что с приближением дня празднования иудейской Пасхи старейшины искали способы и пути, чтобы обманным путем взять Христа под стражу. Его проповеди и обличения ставили под сомнение весь комфортный уклад жизни фарисеев, от которого они так не хотели отказываться.
В это время Христос находился в Вифании, а именно гостил в доме некоего Симона прокаженного. В этот дом пришла падшая женщина, блудница. Она принесла с собой большой сосуд драгоценного мира, и со слезами возливала его на Христа, отирая своими волосами.
Этот эпизод может показаться незначительным, но именно с него начинается путь Христа на Голгофу. Миром помазывали тела именитых и знатных покойников перед похоронами. Господь так и ответил этой женщине, то она готовит Его тело к погребению. (Мк., 14:8).
Далее повествование приводит нас к событиям Тайной Вечери. Промыслительным образом Господь знал о грядущем предательстве Иуды, и даже сказал ученикам, что один из сидящих сейчас со всеми за столом предаст его (Мк. 14:18).
Тогда же, на Тайной Вечере, было положено начало великому Таинству, которое будет в нашей Церкви до конца дней и которое мы можем по великой милости Господней принимать. Речь идет о Евахаристии. Совершенно прямо и однозначно Христос оставляет завет есть Его Плоть и пить Его Кровь, что необходимо для наследования жизни вечной.
Это один из важнейших моментов всего Нового Завета, который описывают все четыре евангелиста. Можно сказать, что Евхаристия — краеугольный камень всего христианства.
После Тайной Вечери начинается череда трагических событий, которые необратимо должны были случится. Предательство Иуды, арест Иисуса Христа, допрос Его у Понтия Пилата — все эти звенья, ведущие к казни, евангелист Марк описывает емко, стремительно, трагически.
Сама казнь и смерть Христа описаны в 15 главе. Большое внимание евангелист Марк уделяет женщинам, которые стоят подле Креста. После субботы, которая следовала за погребением Христа, Мария Магдалина и еще несколько женщин ранним утром пошли проведать пещеру, где было положено тело Иисуса.
Именно эти несколько женщин и сподобились самыми первыми узнать о том, что Господь воскрес. Именно они принесли эту весть ученикам и апостолам, после чего начался новый этап в христианстве — проповедование учения Христового.
Заканчивается Евангелие от Марка описанием Вознесения Господнего, которое по сей день чтится в церковном богослужебном круге как большой праздник. А последователи и ученики Христа были призваны проповедовать Слово Божие по всей Земле.