Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Рукоположение в священники

В Православной Церкви существует 7 основных Таинств — это особые богослужения, на которых видимым образом на человека снисходит невидимая Божья благодать. Таинства очень важны для православных христиан, ведь именно через них исцеляется душа и соединяется с Богом. Одним из таких важнейших действ является Таинство Хиротонии или Священства.

Что такое хиротония

Во время Таинства Священства на человека снисходит Божья благодать, позволяющая ему совершать священнодействия и участвовать в богослужениях. Принять ее могут только мужчины, над женщинами это Таинство не совершается вовсе. Будущий священнослужитель должен быть верующим, исповедовать православную веру без искажений, состоять в первом браке, который был венчан, либо же быть монахом.

Хиротония – это рукоположение в одну из степеней священства

Рукополагают священнослужителей в такие степени исходя из церковной иерархии:

  • диакон;
  • священник;
  • епископ.

Рукоположение во священники происходит только на Божественной литургии, за исключением литургий Преждеосвященных Даров, которые служатся во святую Четыредесятницу. На последних литургиях не читается Евхаристический канон, в котором обязательно должен участвовать новый священник. А вот рукоположение во диаконы может быть совершенно на любой литургии.

Суть таинства

Хиротония имеет свои особенности в виде внутреннего и внешнего выражения священнодействия.

Внешне Таинство выражается в рукоположении архиереем, которое сопровождается чтением специальных молитвословий. Подобная практика, когда именно через рукоположение передается благодать Божья от одного человека к другому, идет еще со времен Ветхого Завета.

Христианская Церковь с самого своего основания благословляла новых людей на служение Христу именно путем возложения рук. Как апостолы получили свою благодать от Господа Иисуса Христа, так и передавали ее дальше своим ученикам и последователям, а тем, в свою очередь, велели поступать аналогично.

Важно! Именно через строгое следование принципу преемства благодати через Таинство Священства современная Церковь неразрывными духовными связями соединяется с апостолами и Самим Христом.

Внутренняя сторона представляет собой ту Божью благодать, которую Господь ниспосылает на своего служителя, дабы тот имел силы вступить на непростой путь служения. Упоминания о подобном можно найти в Библии, в Деяниях апостолов и в их святых Посланиях. Вера в то, что при совершении Таинства на нового священнослужителя снизойдет благодать, заложена в текстах молитв, читаемых при посвящении.

Интересно! Это Таинство не придумано самостоятельно человеком, а установлено Самим Господом Иисусом Христом. Именно Он впервые совершил хиротонию, когда благословил своих учеников на труды по распространению христианской веры.

Хиротония и хиротесия

Рукоположение в священный сан возможно только после того, как будущий священнослужитель пройдет низшие ступени служения — чтец, алтарник, иподиакон. Посвящение в чтецов и певцов является низшей степенью служения и называется хиротесией. Она выполняется по благословению правящего архиерея (епископа), происходит вне литургии (как правило, до ее начала) и не в алтаре, а в основной части храма.

Посвящение в священники происходит более торжественно, во время Божественной литургии и в алтаре. Совершается также епископом.

Как происходит рукоположение во священника

Исходя из слов Евангелия «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказал» (Титу, 1:5), «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах» (1 Тим, 5:22) видим, что традиция посвящения именно через рукоположение идет с самых ранних апостольских времен. Во все времена это было правом и обязанностью епископов, как главенствующих архиереев.

При рукоположении священник получает всю полноту апостольской власти

На практике посвящение в священники происходит во время Божественной литургии, в первой ее части, сразу после пения «Иже Херувимы…» и до освящения Тела и Крови Христовой в алтаре, чтобы новопосвященный священник также мог принять участие в этом священнодействии.

После того как будет выполнено все последование Таинства, сопровождаемое чтением специальных молитв, епископ отдает священнику его новое облачение — епитрахиль. Также вручается и Служебник, в котором детально расписано, как новоиспеченный батюшка должен совершать свое служение. Посвящаемый, принимая дары, целует сначала предметы, а затем и руку дающего архиерея.

После этого вручения наступает самый торжественный момент хиротонии — возглашение «Аксиос!», что в переводе означает «достоин». Этим возгласом Церковь свидетельствует духовное рождение своего нового служителя, который добровольно возложил на себя великое и почетное служение Господу, и отныне должен соответствовать своему высокому статусу.

Кто может стать священником православной церкви

Священнический чин — это почетное, высокое и очень ответственное духовное звание. Человек, принявший Таинство Хиротонии, отныне должен стать «добрым пастырем» для своей паствы. Исходя из значимости священнического служения, будущий батюшка должен обладать такими духовными и личностными качествами:

  • быть активным членом Православной Церкви, что означает регулярное участие в богослужениях, принятие причастия, исповеди;
  • иметь твердую и непоколебимую веру в Господа Иисуса Христа, исповедовать православный взгляд на христианство;
  • иметь высокие моральные, нравственные и духовные ориентиры, быть психически здоровым и уравновешенным человеком;
  • будущий священник должен быть на хорошем счету в обществе.
В православной церкви рукоположенными могут быть только мужчины

Для того чтобы к принятию Таинства не допускались люди недостойные и неготовые нести столь великое служение, Православной Церковью озвучены следующие канонические препятствия к рукоположению:

  • совершение каких-либо уголовно наказуемых деяний, преступлений (убийство, грабеж и т.д.). Даже если человек совершил убийство по неосторожности или защищая себя и это доказно соответствующими органами — он уже не может принять Таинство Хиротонии;
  • 61-м Апостольским правилом запрещено «входить в клир», т.е. принимать священство тем лицам, которые совершали смертные грехи — блуд, содомские грехи, любодейство и другие. Не отменяет это правило даже единоразовое совершение греха и принесенное покаяние;
  • не принимают рукоположения мужчины, которые повторно женаты, или женаты на разведенной женщине. Будущий священник должен быть «одной жены муж» согласно канонам православия;
  • жена православного священника также должна быть православной христианкой;
  • если человек повинен в грехе вероотступничества и отпадал от Церкви. В случае покаяния и возвращения в православие, такой человек становится частью Тела Церкви, но только как мирянин;
  • будущий священник не должен быть оскоплен.

Кроме того, существует ряд ограничений, связанных с физическим здоровьем будущего священника. Он не должен иметь каких-либо физических недугов и ограничений, которые могут воспрепятствовать совершению им священнослужения.

Каноны православия выдвигают довольно строгие требования к будущим батюшкам, но такая строгость оправдана. Священник, который не может или не хочет должным образом нести свое призвание — не только губит собственную душу, но и унижает достоинство всей Православной Церкви. Поэтому рукополагаться должны только те люди, которые уверены в своем призвании и готовы всю свою жизнь отдать на служение Богу и людям.

Что такое хиротония и как происходит обряд?
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: