Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Обязательно ли православным семьям рожать и иметь много детей?

Вопрос о количестве детей в христианской семье часто становится мерилом веры в Бога. Бытует мнение, что православным прямо таки положено быть многодетными, и если семья родила одного-двух чад, это воспринимается как признак недостаточности православия. С другой стороны, современное общество часто негативно относится к многодетным семьям, вешая на них ярлык маргинальности только из-за количества родов. Попробуем разобраться, является ли количество детей в семье показателем особой «православности».

Многодетная семья

Позиция Церкви в отношении семьи и детей

Одним из самых значимых документов, регламентирующих отношение к деторождению в православной семье, можно назвать «Основы социальной концепции Русской православной церкви» (далее — «Основы»). Это официальный документ, в котором ясно изложен взгляд Церкви на многие стороны повседневной жизни человека.

Пожалуй, наиболее обсуждаемым и насущным оказался ХІІ раздел, посвященный вопросам биоэтики. В православной среде всегда вопросы интимных супружеских отношений были покрыты тайной, и существует очень мало достоверных источников, где можно найти ответы на подобные вопросы.

Первое, на что обращает внимание документ — полное отрицание абортов. Православный христианин ни под каким предлогом не может пойти на прерывание беременности, не существует достаточных уважительных причин для этого.

Важно! Жизнь ребенка начинается с момента его зачатия и аборт на любом сроке — это полноценное убийство, смертный грех.

Та же позиция выражается и в отношении противозачаточных средств, обладающих абортивным действием. Многие современные контрацептивы показывают высокую эффективность, но на самом деле могут прерывать беременность в самом ее начале, буквально сразу же, после оплодотворения. К примеру, таким эффектом обладает большинство оральных гормональных контрацептивов. Использование таких способов предохранения также осуждается у православных супругов.

Допустимым считается воздержание от близости в наиболее вероятные для зачатия дни и использование неабортивных методов контрацепции.

Совет! Допуская некоторые виды контрацепции, Церковь все же говорит, что отказ от рождения детей из эгоистических побуждений является грехом и сильно обесценивает брак.

Как и ко всему в православии, к «Основам» нельзя подходить чисто с формальной стороны. Все же деторождение — хоть и не единственная, но очень значимая цель христианского брака, о чем документ напоминает нам в разделе Х. Во время Таинства венчания испрашивается благодать на супругов и благословение на рождение детей. Странным после этого будет отказываться от плодов этого испрошения.

Супруги должны со всей ответственностью подойти к вопросу количества детей в семье, чтобы не впасть ни в одну крайность. Многие сейчас совершенно не хотят рожать или же рожают одного-двух детей, желая жить «для себя» и не утруждать себя излишними хлопотами. Это первая крайность, которой не должно быть в христианском браке.

Но и очень верующие супруги должны взвешивать свои силы и здраво размышлять о том, как они будут воспитывать большое количество детей. Важно ведь не просто родить, сколько Бог даст, но и воспитать их достойными людьми в православной вере. Конечно, сам человек не может понести такую ношу и во многом надо полагаться на Бога. Но православие совершенно не подразумевает отсутствие здравого ума и рассуждения у человека.

Подведя итог, можно сказать, что наша Церковь всегда с большим расположением и благодушием относилась к многодетным семьям, благословляя рождение большого количества детей. Но, в то же время, неверным будет считать малодетные семьи недостаточно верующими. Кроме того, супружеские отношения и тема деторождения — особая сфера духовной жизни, требующая деликатности как от православных собратьев, так и от духовников.

Православная церковь благословляет деторождение

Многодетность и общество

Если Церковь приветствует деторождение и благословляет его, то современное общество, к сожалению, очень часто относится к большому количеству детей если не негативно, то подозрительно. Практически все родители, которые воспитывают большое количество малышей, рано или поздно сталкиваются с неприятием и негативом в обществе. И к этому надо быть готовым заранее.

Такое положение вещей вполне объяснимо — общество часто воспринимает враждебно тех, кто выделяется. Кроме того, многодетные могут быть немым укором остальным, которые, возможно, хотели, но так и не решились завести большую семью.

Модель малодетной семьи была очень сильно насажена нашим людям в советское время. Аборт тогда не то что убийством не считался, а расценивался как незначительное вмешательство в женский организм. Статистика говорит, что большинство женщин, чья молодость и репродуктивный возраст припали на годы советской идеологии, как минимум раз в жизни делали аборты.

Сейчас ситуация меняется и общество становится полярным — с одной стороны мы видим рьяных сторонников традиционного многодетного патриархата, в то время как их оппоненты вообще отказываются рожать (движение чайлдфри). Тем не менее, бо́льшая часть семей находится по середине, воспитывая одного-двух детей.

Верующие православные люди, даже не имеющие детей, всегда более благожелательно относятся к многодетным, помогают им. По Библейским словам, женщина спасается чадородием, т.е. рождением чад. Опираясь на эти слова, многие верующие семьи готовы рожать много. Негатив, с которым часто приходится сталкиваться таким семьям, не должен отворачивать их от богоугодного дела.

Многодетная семья православного священника

Почему в обществе часто не любят многодетных? Современный внецерковный мир существует по принципу получения максимального комфорта от жизни. А большое количество детей — это всегда труд, этого комфорта лишающий. Конечно, радости и счастья дети дают в разы больше, но родителям приходится жертвовать своим сном, временем, личным пространством.

Важно! Для тех, кто вкусил радость многодетного родительства, эта жертва кажется вполне естественной и необходимой, даже приятной. Те же, кто во главу угла ставит собственные интересы и желания, никогда не сможет понять, зачем так много рожать.

Тем не менее, не стоит думать, что многодетная семья всегда будет выглядеть как белая ворона. Слава Богу, сейчас количество таких семей растет, и общество в целом начинает более благожелательно относиться к ним, ставить в пример, помогать. Кроме того, обзаведясь похожим кругом общения, можно совершенно не замечать постороннего недоумения. Да и оценка окружающих ничего не значит, если семья выбрала для себя благодатный путь служения Богу через чадородие.

Многодетные в современном мире. Протоиерей Димитрий Смирнов
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях:
Комментарии
  • василь, 19 марта 2019 в 12:20

    Странно, ВЫ ДОЛЖНЫ ТРЕЗВО ВЗВЕСИТЬ СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ перед тем как, заводить побольше детей….  Господа. Бог лучше вас знает сколько вам детей иметь—поэтому НЕ препятствуйте умыслу Божьему в супружестве. Не считайте себя умнее Бога и не планируйте за Него. В конце концов, откуда вам знать. Может, на вас завтра кирпич упадет и все? Как вы сами можете планировать что-то???????????? На этот счет Бог многое в Писании поведал. На счет того когда люди за Него что-то там планируют и домысливают. Бог всем дает разную фертильность, то есть у Него разные планы на каждого из вас в качестве проводника новых душ, число которых Он умысливает через вас провести в земную жизнь. Не будьте умнее Бога . НЕ мешайте Его воле и умыслу исполняться в супружестве. Акт зачатия для зачатия новых душ, а когда зачаться именно пусть Бог решает, а не вы своими календарными и презервативными ухищрениями!

    • Администратор Екатерина, 19 марта 2019 в 13:47

      Добрый день. Возможность использования естественных неабортивных методов контрацепции описана в Социальной концепции Русской Православной Церкви, как допустимая к использованию. Именно допустимая, поскольку, конечно же, деторождение является важной составляющей христианского брака (хотя и не определяющей). Тем парам, которые могут вместить полное следование Промыслу Божиему и никак не регулировать вопрос деторождения — честь и хвала. Но, к сожалению, современные семьи крайне слабы во всех смыслах — и в духовном, и в физическом, и в финансовом. И рождение большого количества детей может стать непосильным испытанием для такой семьи. Именно поэтому, трезво взвесив все свои силы и возможности, такие пары могут уклоняться от зачатия использованием естественных методов.

      Еще раз подчеркну — православная Церковь только приветствует полное принятие того количества детей, которое будет даровано Господом. Но и однозначно говорить, что какая-либо контрацепция греховна, как таковая, будет неверно. Цель христианского брака далеко не только в деторождении. И если семья, имея уже нескольких детей, принимает решение воздержаться от нового зачатия неабортивными методами — это не станет грехом. Конечно, такая пара должна внимательно подумать, по какой причине они не хотят очередной беременности. К примеру, разве можно сравнить две такие ситуации: 1. Обеспеченная семья родила одного ребенка и решила больше не рожать, чтобы «дать одному все», чтобы тратить деньги не на детей, а на путешествия, на собственный комфорт и т.д. 2. Многодетная семья, где уже растут 3-4-5 детей, достаток скромный, здоровье слабое, еще одна беременность окончательно подорвет и без того слабые силы семьи. Очевидно, что ситуации диаметрально противоположные.

      Социальная концепция РПЦ разрешает использование неабортивной контрацепции, именно снисходя к немощи современных семей. Если кто может вместить рождение очень большого количества детей — это прекрасно и похвально. Но нельзя и «кидать камни» в другие семьи, которые по объективным причинам, а не по собственному эгоизму, воздерживаются от очередной беременности.