Вопрос о количестве детей в христианской семье часто становится мерилом веры в Бога. Бытует мнение, что православным прямо таки положено быть многодетными, и если семья родила одного-двух чад, это воспринимается как признак недостаточности православия. С другой стороны, современное общество часто негативно относится к многодетным семьям, вешая на них ярлык маргинальности только из-за количества родов. Попробуем разобраться, является ли количество детей в семье показателем особой «православности».
Позиция Церкви в отношении семьи и детей
Одним из самых значимых документов, регламентирующих отношение к деторождению в православной семье, можно назвать «Основы социальной концепции Русской православной церкви» (далее — «Основы»). Это официальный документ, в котором ясно изложен взгляд Церкви на многие стороны повседневной жизни человека.
Пожалуй, наиболее обсуждаемым и насущным оказался ХІІ раздел, посвященный вопросам биоэтики. В православной среде всегда вопросы интимных супружеских отношений были покрыты тайной, и существует очень мало достоверных источников, где можно найти ответы на подобные вопросы.
Первое, на что обращает внимание документ — полное отрицание абортов. Православный христианин ни под каким предлогом не может пойти на прерывание беременности, не существует достаточных уважительных причин для этого.
Та же позиция выражается и в отношении противозачаточных средств, обладающих абортивным действием. Многие современные контрацептивы показывают высокую эффективность, но на самом деле могут прерывать беременность в самом ее начале, буквально сразу же, после оплодотворения. К примеру, таким эффектом обладает большинство оральных гормональных контрацептивов. Использование таких способов предохранения также осуждается у православных супругов.
Допустимым считается воздержание от близости в наиболее вероятные для зачатия дни и использование неабортивных методов контрацепции.
Как и ко всему в православии, к «Основам» нельзя подходить чисто с формальной стороны. Все же деторождение — хоть и не единственная, но очень значимая цель христианского брака, о чем документ напоминает нам в разделе Х. Во время Таинства венчания испрашивается благодать на супругов и благословение на рождение детей. Странным после этого будет отказываться от плодов этого испрошения.
Супруги должны со всей ответственностью подойти к вопросу количества детей в семье, чтобы не впасть ни в одну крайность. Многие сейчас совершенно не хотят рожать или же рожают одного-двух детей, желая жить «для себя» и не утруждать себя излишними хлопотами. Это первая крайность, которой не должно быть в христианском браке.
Но и очень верующие супруги должны взвешивать свои силы и здраво размышлять о том, как они будут воспитывать большое количество детей. Важно ведь не просто родить, сколько Бог даст, но и воспитать их достойными людьми в православной вере. Конечно, сам человек не может понести такую ношу и во многом надо полагаться на Бога. Но православие совершенно не подразумевает отсутствие здравого ума и рассуждения у человека.
Подведя итог, можно сказать, что наша Церковь всегда с большим расположением и благодушием относилась к многодетным семьям, благословляя рождение большого количества детей. Но, в то же время, неверным будет считать малодетные семьи недостаточно верующими. Кроме того, супружеские отношения и тема деторождения — особая сфера духовной жизни, требующая деликатности как от православных собратьев, так и от духовников.
Многодетность и общество
Если Церковь приветствует деторождение и благословляет его, то современное общество, к сожалению, очень часто относится к большому количеству детей если не негативно, то подозрительно. Практически все родители, которые воспитывают большое количество малышей, рано или поздно сталкиваются с неприятием и негативом в обществе. И к этому надо быть готовым заранее.
Такое положение вещей вполне объяснимо — общество часто воспринимает враждебно тех, кто выделяется. Кроме того, многодетные могут быть немым укором остальным, которые, возможно, хотели, но так и не решились завести большую семью.
Модель малодетной семьи была очень сильно насажена нашим людям в советское время. Аборт тогда не то что убийством не считался, а расценивался как незначительное вмешательство в женский организм. Статистика говорит, что большинство женщин, чья молодость и репродуктивный возраст припали на годы советской идеологии, как минимум раз в жизни делали аборты.
Сейчас ситуация меняется и общество становится полярным — с одной стороны мы видим рьяных сторонников традиционного многодетного патриархата, в то время как их оппоненты вообще отказываются рожать (движение чайлдфри). Тем не менее, бо́льшая часть семей находится по середине, воспитывая одного-двух детей.
Верующие православные люди, даже не имеющие детей, всегда более благожелательно относятся к многодетным, помогают им. По Библейским словам, женщина спасается чадородием, т.е. рождением чад. Опираясь на эти слова, многие верующие семьи готовы рожать много. Негатив, с которым часто приходится сталкиваться таким семьям, не должен отворачивать их от богоугодного дела.
Почему в обществе часто не любят многодетных? Современный внецерковный мир существует по принципу получения максимального комфорта от жизни. А большое количество детей — это всегда труд, этого комфорта лишающий. Конечно, радости и счастья дети дают в разы больше, но родителям приходится жертвовать своим сном, временем, личным пространством.
Тем не менее, не стоит думать, что многодетная семья всегда будет выглядеть как белая ворона. Слава Богу, сейчас количество таких семей растет, и общество в целом начинает более благожелательно относиться к ним, ставить в пример, помогать. Кроме того, обзаведясь похожим кругом общения, можно совершенно не замечать постороннего недоумения. Да и оценка окружающих ничего не значит, если семья выбрала для себя благодатный путь служения Богу через чадородие.
Странно, ВЫ ДОЛЖНЫ ТРЕЗВО ВЗВЕСИТЬ СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ перед тем как, заводить побольше детей…. Господа. Бог лучше вас знает сколько вам детей иметь—поэтому НЕ препятствуйте умыслу Божьему в супружестве. Не считайте себя умнее Бога и не планируйте за Него. В конце концов, откуда вам знать. Может, на вас завтра кирпич упадет и все? Как вы сами можете планировать что-то???????????? На этот счет Бог многое в Писании поведал. На счет того когда люди за Него что-то там планируют и домысливают. Бог всем дает разную фертильность, то есть у Него разные планы на каждого из вас в качестве проводника новых душ, число которых Он умысливает через вас провести в земную жизнь. Не будьте умнее Бога . НЕ мешайте Его воле и умыслу исполняться в супружестве. Акт зачатия для зачатия новых душ, а когда зачаться именно пусть Бог решает, а не вы своими календарными и презервативными ухищрениями!
Добрый день. Возможность использования естественных неабортивных методов контрацепции описана в Социальной концепции Русской Православной Церкви, как допустимая к использованию. Именно допустимая, поскольку, конечно же, деторождение является важной составляющей христианского брака (хотя и не определяющей). Тем парам, которые могут вместить полное следование Промыслу Божиему и никак не регулировать вопрос деторождения — честь и хвала. Но, к сожалению, современные семьи крайне слабы во всех смыслах — и в духовном, и в физическом, и в финансовом. И рождение большого количества детей может стать непосильным испытанием для такой семьи. Именно поэтому, трезво взвесив все свои силы и возможности, такие пары могут уклоняться от зачатия использованием естественных методов.
Еще раз подчеркну — православная Церковь только приветствует полное принятие того количества детей, которое будет даровано Господом. Но и однозначно говорить, что какая-либо контрацепция греховна, как таковая, будет неверно. Цель христианского брака далеко не только в деторождении. И если семья, имея уже нескольких детей, принимает решение воздержаться от нового зачатия неабортивными методами — это не станет грехом. Конечно, такая пара должна внимательно подумать, по какой причине они не хотят очередной беременности. К примеру, разве можно сравнить две такие ситуации: 1. Обеспеченная семья родила одного ребенка и решила больше не рожать, чтобы «дать одному все», чтобы тратить деньги не на детей, а на путешествия, на собственный комфорт и т.д. 2. Многодетная семья, где уже растут 3-4-5 детей, достаток скромный, здоровье слабое, еще одна беременность окончательно подорвет и без того слабые силы семьи. Очевидно, что ситуации диаметрально противоположные.
Социальная концепция РПЦ разрешает использование неабортивной контрацепции, именно снисходя к немощи современных семей. Если кто может вместить рождение очень большого количества детей — это прекрасно и похвально. Но нельзя и «кидать камни» в другие семьи, которые по объективным причинам, а не по собственному эгоизму, воздерживаются от очередной беременности.