Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Православная церковь о гомосексуализме: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

В наши дни, в западном обществе в корне поменялись представления о «нормальной» сексуальности, и однополая любовь признается и даже пропагандируется как здоровая и естественная. В противовес этому, отношение православия к гомосексуализму остается однозначно осуждающим. Большая часть католической церкви и часть протестантских церквей также расценивает его как грех.

Почему гомосексуализм является грехом

И во времена Ветхого Завета, и во все века христианства однополые отношения считались противоестественным развратом, «греховным повреждением человеческой природы», как сказано в социальной концепции РПЦ.

Важно! В христианском понимании, для человека есть только один правильный, чистый, не противоречащий воле Божией способ реализовать свою сексуальность — найти себе супруга противоположного пола, одного на всю жизнь, и создать с ним семью. 

В Библии есть несколько мест, где гомосексуализм осуждается прямым текстом. Например, в ветхозаветной книге Левит: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость»( Лев. 18, 22).

Гомосексуализм осуждает и апостол Павел: «…ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют»(1 Кор. 6, 9-10).

Наконец, есть слова самого Христа, которые, хоть сказаны и по другому поводу, ясно дают понять каковы нормальные, дозволенные Богом отношения: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (от Марка 6-8).

Отношение церкви к гомосексуализму

В наше время, на волне пропаганды однополой любви выдвигаются гипотезы, согласно которым, гомосексуализм — врожденная, физиологически обусловленная особенность человека. Правда это или нет, до конца не доказано, но для нравственной оценки явления, вопрос не так уж важен. У любого человека имеется предрасположенность к определенным видам грехов, с которыми ему и придется вести борьбу. Кто-то, например, по характеру склонен к лени, а кто-то к агрессии.

Природа человека, в целом, после грехопадения Адама и Евы исказилась. Даже если и такой серьезный порок, как противоестественный разврат имеет врожденные предпосылки, это не делает его «нормальным» и «естественным».

По мнению некоторых психологов, природная склонность может быть и к садизму, но изувером человек станет, только если позволит себе это.

Может ли гомосексуалист быть православным

Разумеется, однополые отношения не совместимы ни с христианской нравственностью, ни с церковной жизнью. Но следует понимать, что грехом являются именно отношения, а не наклонности.

Если человек, помимо своей воли, испытывает неестественные влечения, но не поддается им, не желая совершить грех, это будет ему только в заслугу. Для всех людей путь в Царство Небесное лежит через борьбу со страстями.

Что священники советуют гомосексуалистам

Конечно же, прийти в церковь и исповедоваться. Все подобные связи нужно разорвать и обратиться к Богу с покаянием. Молитва, участие в церковных таинствах духовно укрепляют человека, дают ему силы измениться, побороть страсти и грехи. По мнению многих священников, избавиться от этих наклонностей также помогут чистые, братские отношения с людьми, милосердие и добрые дела.

Как церковь относится к гомосексуализму

В противовес греховным страстям нужно поставить христианскую любовь. Разрыв гомосексуальных отношений — обязательное условие для тех, кто хочет стать прихожанином церкви. Также, например, не допустят к причастию того, кто имеет любовницу, пока связь не будет разорвана.

Такие грехи слишком серьезные, слишком оскверняют душу, чтобы совмещать с ними Святые Таинства. Тут нужно твердое решение измениться навсегда, и необходимо изо всех сил постараться его выполнить.

Что делать с предвзятым отношением в церкви

К сожалению, не всегда священники воспринимают людей с подобными грехами по-пасторски мудро. Известны случаи, когда человек, желающий освободится от своего порока, приходил в церковь с надеждой найти там помощь и поддержку, а встречал только агрессию и осуждение.

Это тем более печально, что людям исповедоваться в таких грехах обычно стоит очень больших усилий и преодоления стыда. А духовная борьба с такими искушениями очень тяжела и требует сугубой церковной поддержки.

Совет! Тем, кто столкнулся с подобной ситуацией, следует не отчаиваться, а постараться найти нормального священника.

В интернете существует специальный сайт «Преодоление-Х» http://www.overcoming-x.ru/, который создали люди, некогда бывшие гомосексуалистами, но сумевшие избавиться от этого греха. Там можно найти ответы на самые разные вопросы, в том числе и «Как найти хорошего духовника?», пообщаться и посоветоваться. На форуме есть два священника, которым можно задавать вопросы.

Что церковь говорит о правах секс-меньшинств

В «Основах социальной концепции РПЦ» есть речь и об этом. По мнению РПЦ, конституционные права открытых гомосексуалистов должны соблюдаться (право на уважение человеческого достоинства, общественную деятельность и др.).

Библия, Священное Писание

Но к работе с детьми и молодежью, к постам начальников в армии и тюрьме те, кто занимаются пропагандой гомосексуализма допускаться не должны (см. ОСК РПЦ 12.9).

Правы ли те, кто ненавидит гомосексуалистов

В последнее время появились некоторые внутриправославные группировки, лозунги которых весьма радикальны: «Голубые не люди!», «Таких нужно казнить!».

Важно! Это грубое извращение христианства. Во-первых, церковь не отождествляет человека и его грехи. Ненавидеть можно только грех, а не того, кто его совершает. Ненависть к людям — преступление против заповедей Христа. 

Во-вторых, приверженцам подобного мнения, стоит узнать, что есть еще один очень распространенный грех, который считается не менее тяжелым, чем гомосексуализм — супружеские измены. Об этом писали двое святых — Григорий Нисский и византийский патриарх Иоанн Постник.

Однополый разврат и прелюбодеяние они расценивали одинаково и назначали за эти грехи равный срок покаянной епитимии (см. «Об исповеди» св. патр. Иоанна и «Четвертое правило» св. Григория Нисского). Может быть тем, кто считает, что «геи — не люди», стоит заглянуть в свою собственную совесть? А вдруг окажешься ничем не лучше?

Что богословы пишут о гомосексуальности

В творениях отцов церкви этот грех осуждается, но не анализируетсяПопытки осмыслить подобное явление предпринимались только в XX веке двумя православными богословами — Антонием Сурожским и Александром Шмеманом.

Митрополит Антоний считал, что к гомосексуализму не может быть никаких природных наклонностей. По его мнению, это психологическое расстройство, которое развивается, обычно, в нездоровой, калечащей детскую душу атмосфере семьи. Владыка подчеркивал, что человек «осуждается не за влечение, а за действие». Грех будет, только если он позволит своим наклонностям реализоваться.

Отец Александр полагал, что подобные пороки порождены общей неправильностью, извращенностью человеческой природы, отношений между людьми и всего падшего мира, что, согласно христианскому учению, стало следствием отступления от Бога первых людей. Протоиерей считал, что гомосексуальность всегда сопровождается эгоцентризмом, повышенным вниманием к себе. Отсюда неспособность любить другого, непохожего на тебя.

Подытоживая, можно сказать:

  1. Православная Церковь строго осуждает однополые отношения.
  2. Борьба с противоестественными страстями, такая же духовная борьба, как с любым другим грехом. Каждому Бог посылает свои искушения. И, с помощью Божией, участвуя в Святых Таинствах, их можно и нужно преодолевать.
Протоиерей Андрей Ткачёв о гомосексуализме
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях:
Комментарии
  • Человек, 3 марта 2019 в 15:50

    Вот все равно не могу понять, что такого греховного в однополых отношениях! В христианстве говорится «плодитесь и размножайтесь», но ведь и у лесби и геев могут быть свои дети! Очень много лесби сейчас рожают! Единственный минус — отношение людей из общества к однополым союзам. Я имею в виду, что если бы общество у нас относилось хорошо к геям или лесби, то и детям в таких семьях было бы нормально, ведь всяко лучше, когда два родителя, пусть и однополых, чем один…Когда два родителя, больше помощи друг другу и внимания ребенку, любви…Скажите, что ребенок должен видеть тип поведения мамы и папы, чтобы потом перенять то, что навязывается людям по гендеру!? То есть мама обязана готовить, вести дела по дому, папа обязан уметь прибить гвоздь и принести денег…Мальчики «должны» любить машины, девочки — кукол, готовку…А что плохого, если девочка будет мужественной!? Пацанок тоже любят! И нежных мальчиков женщины готовы взять под крыло, особенно, если в них сильно развиты материнские инстинкты…Есть мужчины повара и женщины механики…Я против навязывания стереотипности и подгонки людей под их половые органы!

    • Администратор Екатерина, 3 марта 2019 в 16:16

      Добрый день. Православие учит нас тому, что, как существуют законы естественные, так существуют и законы духовные. И действуют эти законы вне зависимости от нашего желания или одобрения. Мы можем сколько угодно кричать, что мы против закона всемирного тяготения, но если нам на голову уронят кирпич — он нас ударит вне зависимости от нашего желания. Точно так же действуют и законы духовные — грех всегда будет оставаться грехом, что бы мы не думали по этому поводу, какие бы доводы не приводили. А человек, который осознанно грешит и, тем более, не хочет признавать свой грех и каяться в нем, неизменно отпадает от Господа.

      Об однополых союзах Библия говорит нам следующее: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Лев.18: 22),
      «Женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1: 26–27),
      «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9–10).

      «Не обманывайтесь» — призывает нас сам Христос. Какие же аргументы мы можем приводить в противовес слову самого Спасителя? Союз мужчины с мужчиной или женщины с женщиной всегда был и будет грехом в христианской системе ценностей, поскольку осужден самим Христом.

      Что касается второй части вашего вопроса о стереотипах в воспитании мальчиков и девочек, то современное общество, как никогда, толерантно к самым различным проявлениям индивидуальности. Современные женщины очень часто работают и «забивают гвозди» наравне с мужчинами, в то же время как и мужчины стали больше вникать в семейные дела, в воспитание детей. Сегодня традиционные стереотипы взаимодействия мужчин и женщин в обществе очень гибки, что дает возможность каждой паре выстроить наиболее приемлемые отношения друг с другом.

      Но удобство не может и не должно стоять выше благочестия. Брак между мужчиной и женщиной, освященный Церковью, является образом святости. Да, в этом браке вполне возможно, что деньги зарабатывает жена, а детьми больше занимается муж (на усмотрение пары). Это не будет грехом и нарушением святости брака. Но сожительство двух людей одного пола, независимо от того, какие кто функции исполняет — всегда было и будет грехом, осуждаемым Православной Церковью.

  • Анастасия, 11 июля 2019 в 00:11

    Бога нет. Хватит навязывать эти глупые псевдо законы. Люди просто любят и все, а вы врёте и навязывание свои глупости ради денег.

    • Администратор Екатерина, 11 июля 2019 в 19:44

      Добрый день. С чего вы взяли, что вам кто-то что-либо навязывает, да еще и ради денег? Вас силой никто не заставляет верить в Бога. Вы сделали ваш выбор, вы не верите. А другие люди сделали обратный выбор, и верят. Это всего лишь вопрос выбора каждого конкретного человека, не более. Тот факт, что гомосексуальные связи являются грехом, известен еще с Ветхозаветных времен. Это не мы придумали, забавы ради. Но, опять же, вы вполне в праве в это все не верить и жить той жизнью, которую вы выбираете. Навязывать веру — самое неблагодарное и бессмысленное занятие из всех. Человек только сам может и должен найти свой собственный путь к Богу, у каждого он разный. Мы можем рассказывать о своей вере, знакомить с ней тех, кто задумывается над этим вопросом. Но мы никак не можем никого заставить поверить в Бога. Человек — существо со свободной волей, поэтому он сам выбирает свой путь. И о тех, кто идет против Бога, отрицает Его существование, мы можем скорбеть, но не можем изменить их решения. Но то же самое справедливо и в обратную сторону — если вы не верите, и Бог не стал для вас частью вашей жизни, это вовсе не значит, что нет людей, которые сумели открыть Его для себя.

      Да, тут неизбежно будут конфликты ценностей и мировоззрения, потому что современный мир часто пропагандирует то, что самим Христом осуждено и названо мерзостью. Но каждый человек может сам задаться вопросом, что в этой жизни является важным, какой смысл существования. Есть множество примеров, как люди приходили к Богу после периода рьяного и враждебного отрицания. Яркий пример — апостол Павел, который был одним из самых горячих гонителей верующих людей. А впоследствии он стал одним из первых апостолов Христа. Пути Господни неисповедимы, но каждый человек в своей жизни делает выбор в ту или иную сторону.

  • Серьёзный, 16 июля 2019 в 23:30

    Доброго времени суток, администраторы. Постараюсь быть максимально толерантно к вашей вере, несмотря на причинённый вред большому количеству людей от влияния православия и отсутствие какого-либо критического мышления у его последователей.
    Прошу Ваше внимание обратить на календарь. Ныне 2019 год 21-ого века! Если Вам это ни о чём не говорит, то посмотрите на технологический прогресс нашего мира, изобретения которого вы активно используете. Перейдём к сути. Надеюсь, Вам известны такие понятия как биология и экология, которые подробно могут не только объяснить, но и показать причину данного явления. То что делает религия, давно устаревшая машина, не поддаётся логике (не говоря про появление данного явления и его законов). Поэтому прошу не засорять подобными статьями головы необразованных ни на йоту людей старой закалки, ведь их (и Ваши) действия приводят к большому количеству суицидов среди новых поколений, которые не виноваты в излишнем росте популяции Земли нашими сородичами. Пожалуйста, используйте методы манипуляции, такие как стыд, вину и прочие, в своих кругах, которым они более необходимо, чем бедным людям, сытым по горло вашими догмами. И без Вас радикально настроенных «умов» хватает. Спасибо за понимание.

    • Серьёзный, 16 июля 2019 в 23:33

      Извиняюсь за возможные ошибки в тексте и, скорее всего, за оскорбление Ваших нежных «чувств».

      • Администратор Екатерина, 23 июля 2019 в 18:18

        Ваша ирония совершенно неуместна. Вы задаете актуальные для многих вопросы, и мы стараемся на них отвечать так, чтобы они имели смысл и пользу как для вас, так и для других пользователей портала. К сожалению, вы видите в православных людях неких глупых, ограниченных существ, которые не способны свободно мыслить. Возможно вы удивитесь, но именно свобода является базовым качеством православного человека. Господь никого не заставляет верить в Него насильно, но лишь предлагает путь, который может привести к Нему. Поэтому действительно глубоко верующий христианин — это самый свободный в мире человек. Парадоксально, но это так.

    • Администратор Екатерина, 23 июля 2019 в 18:15

      Добрый день. Мы ценим ваше старание быть толерантным к православной вере. Однако вы, как и многие ваши единомышленники, совершенно не понимаете (даже близко) сути христианства. Технологический прогресс совершенно никак не противоречит ни одной догме православия, равно как и его использование. Интернет, современные гаджеты и прочие атрибуты технологического прогресса — это только инструменты, их можно использовать как в хороших, так и в плохих целях. Никакого противоречия с православием тут нет.

      Что же касается того факта, что гомосексуальная ориентация становится все более распространенным явлением — это действительно факт. Но если вы усматриваете причину в экологии, биологии и прочих естественных факторах, то православие смотрит несколько глубже. Человек стал настолько поврежден, что пытается выдать за естественное то, что как раз в самой природе является противоестественным. Это все следствие глубокого духовного падения человека.

      Далее, что касается чувства вины и манипуляций, приводящих к суициду. Православная Церковь не признает гомосексуальные связи вовсе не потому, что она «устаревшая машина», не хочет идти в ногу со временем и тому подобное. Есть вещи, которые не могут быть признаны по той причине, что были осуждены самим Господом. И гомосексуализм входит в их число. Да, существуют вопросы, в которых у Церкви нет единого мнения и могут быть разные трактовки у тех или иных священников, святых отцов. Но в вопросе гомосексуализма Церковь непреклонна по одной простой причине — это явление было осуждено самим Господом. В Священном Писании есть пример Содома и Гоморры, есть заповеди книги Левит, и Послания апостолов. Пожалуй, самая известная строка из Библии на этот счет — это 1 Послание к Коринфянам, глава 6 «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют».

      Библия прямым текстом, во многих местах, строго говорит нам, что гомосексуальные связи — это грех, противный Богу. И как в таком случае, вы полагаете, должна действовать Православная Церковь, чтобы идти «в ногу со временем»? Изменить Библию? Переписать ее? Решить, что Господь ошибался 2000 лет назад и не учел, что сегодня у нас случится технологический прогресс и все остальное?

      Грех как был, так и будет оставаться грехом. И из-за того, что греха в мире стало больше, он не перестанет быть таковым. Также следует заметить, что наша Церковь никогда не призывала манипулировать виной и стыдом, и всегда выступала против радикализма. Но назвать грех грехом — это вовсе не радикализм. Но в итоге каждый человек сам решает, куда ему идти. Собственно, православие — это один из путей. Стоять на нем или нет — решать каждому.

      • Роман, 12 августа 2019 в 19:55

        Администратор здравствуйте. Нам просто надо принять тот факт, что всегда будут люди, для которых христиане — фанатики. Пока человек не почувствует силу молитвы, помощь Господа ежедневную, он будет верить в свою правду и теорию относительности. Просто пугает та тенденция к духовному разврату, которая царит в современном мире. Будем молиться о своей крепкой христианской семье, детях и заблудших душах. Все что нам остаётся.

        • Администратор Екатерина, 12 августа 2019 в 20:09

          Добрый день. Да, тот факт, что христианство гонимо — не новость. Так или иначе, больше или меньше, но гонения на христианство были во все века его существования. И, действительно, человек сам волен выбирать, во что ему верить. Что могут сделать православные христиане, чтобы противостоять тому духовному разврату, о котором вы пишите? На наш взгляд, самое лучшее, что мы можем предложить — свой положительный пример. Как говорил преподобный Серафим Саровский — «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». О чем говорят эти слова? О том, что положительный образ действительно христианской жизни настолько притягателен, что рядом с таким человеком волей-неволей хочется становиться лучше. Конечно, будем молиться о вере и заблудших душах, но нужно постараться еще и сделать так, чтобы глядя на нас, людям хотелось быть православными христианами. Чтобы от нас исходило не презрительное осуждение за инакомыслие, не бесконечное обличение в грехах, а радость и любовь к каждому человеку. Чтобы те, кто еще не открыл для себя красоту православия, задумались — А почему мне с этим человеком так хорошо рядом? Почему у него столько тепла, радости? Где он это берет? Вот это и будет самой лучшей проповедью нашей веры.

          К сожалению, современный мир очень часто резко поляризован. Мы забываем, что призваны осуждать грех, но не осуждать ближнего. Особенно заметно это становится в интернете и социальных сетях. Когда нет живого контакта, гораздо проще высказать какие-то резкие слова и взгляды, которые лично никто бы не решился высказать. И начинаются споры, ссоры, обличения, осуждение… Верующие люди зачастую настолько активно несут в массы свою веру, что буквально топчут тех людей, которым пытаются донести Истину. Конечно, на такую проповедь мало кто откликнется, особенно из людей, которые живут в грехе.

  • Слава, 27 августа 2019 в 17:03

    В статье так и не дан ответ на главный вопрос «Почему гомосексуализм является грехом?», поэтому все остальные рассуждения просто бессмылены.
    Написано, что это мерзость ( это оценочное суждение, доводов не приведено), что правильный ( опять оценка без доводов) способ реализации сексуальности найти супруга противоположного пола. Вы можете в ответе мне подробно пояснить почему с точки зрения вашегопредставления о христианстве- это грех, но я сейчас анализирую текст самой статьи, а в нём нет ответа на вопрос, который поставлен самим автором! Далее. Это передёргиваниеи подмена понятий, когда рассуждая о, возможной, врождённости гомосексуальности её сопоставляют с агрессией и садизмом! Однополые отношения НИКОМУ не наносят (не причиняют) вред(боль), который всегда является результатом агрессии ( садизма). И сразу уточню. Речь идёт о доброволных гомосексуальных связых двух ( или более) взрослых, полностью дееспособных людей. Речь о гомосекуальности, А НЕ об изнасиловании или совращении.

    • Администратор Екатерина, 27 августа 2019 в 22:58

      Добрый день. О том, что гомосексуализм является мерзостью написано, прежде всего, не в статье, а в Священном Писании. В статье автор отсылает нас к Книге Левит, глава 18, стих 22: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость». Точно так же это имеет отношение и к женщине. Далее, в Послании к римлянам апостол Павел также выражает неприятие гомосексуальных связей: «Женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение».

      Также в Первом послании к Коринфянам поясняется, что гомосексуалисты самолично лишают свою душу спасения: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют». Обратите внимание, что мужеложничество (так называется в Библии гомосексуализм, поскольку рассматривался он на примере мужчин, но применим и к женщинам) находится среди других страстных состояний, порочность которых у нас не вызывает сомнений. Вряд-ли кому-то придет в голову оправдывать прелюбодеев, или говорить, что пьянство — это хорошо. Почему тогда гомосексуализм должен стать нормой, если стоит в одном перечне с другими тяжелыми грехами?

      Таким образом, применение слова «мерзость» к гомосексуализму — это не чье-либо оценочное суждение, а взгляд Священного Писания. Также мы знаем пример Содома и Гоморры — городов, которые были испепелены за царящие в нем противоестественные связи.

      С другой стороны, в Библии можно найти множество мест, где говорится о священном союзе мужчины и женщины в Таинстве брака. Пожалуй, самое яркое место — это Книга Бытия, где говорится, что муж и жена становятся одной плотью. Высота истинного христианского брака такова, что в нем живут не двое отдельных друг от друга людей, а единый цельный духовно-физический организм. И это не пафосные слова, это действительно та благодать, которую верующие супруги способны снискать в настоящем браке.

      Именно поэтому в православии отношение к гомосексуализму как к духовно-нравственному повреждению. И вы очень ошибаетесь, когда утверждаете, что однополые отношения никому не наносят вред. Прежде всего, они наносят огромный вред душам тех людей, кто вступает в эти связи (пусть и добровольно). Во-вторых, популяризация однополых связей, отношение к ним, как к норме приводит к духовно-нравственному падению общества в целом. Если наши дети будут рости с пониманием того, что однополые связи могут быть нормой, то о каком духовном воспитании может идти речь?

      Как бы нам ни хотелось, какие бы доводы «За» мы ни пытались найти, как бы с азартом ни обосновывали нормальность греха — он всегда останется грехом. И вот тут и начинается та свобода личности человека, на которую не посягает даже Господь Бог. Человек волен добровольно выбирать, по какому пути ему идти. И да, он может выбрать путь гомосексуальной жизни, это его личное право. И может так жить, хоть всю жизнь — даже Господь это право не отберет. Но не нужно врать, прежде всего, самому себе. Не получится примирить и соединить воедино православную веру и гомосексуализм. Тут уже придется выбирать — или одно, или другое.

      • Слава, 29 августа 2019 в 19:01

        Скажите с какой целью вы пишите такие статьи или отвечаете на комментарии про гомосексуальность? Чтобы просто обозначить позицию христанства по этой теме? Или вы хотите, чтобы многие люди приняли вашу точку зрения на это явление? Многие-это обычные граждане, которые крещены в Православии, но не являются истинно воцерковлёнными. Потому что среди последних, даже если и есть гомосексуалы, то они, скорее всего, не ведут этот образ жизни и для них достаточно положений Священного Писания. Они примут его утверждения на веру, не требую обоснований. Но для других этого не достаточно. Вы так и не привели НИ одного довода почему гомосекуальность- это плохо ( мерзость). Утверждение , что раз мужеложство упомянуто вместе с пьянством и прелюбодеянием как негативные явления- это не довод, а настоящая логическая ошибка. Подобно тому как если бы мы заявили, что совращение несовершеннолетних ( 14-15лет)-это и показ им откровенной порнографии ( это очевидно), и приобщение их, например, к джазу- «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст.» При этом анализировать сам джаз , его культуру и влияние не стали бы. Это НЕДОПУСТИМО. Каждое явление НЕОБХОДИМО анализировать и оценивать самостоятельно, не сопоставляя его с другим. Вы написали в ответе Человеку, что «Основной вред гомосексуальных отношений лежит не в физиологической, а в духовной плоскости.» Но потом зачем то стали рассуждать о грехе гордыни?!!! Укажите в чём вред ИМЕННО гомосексуальности.

        • Администратор Екатерина, 29 августа 2019 в 23:35

          Вред именно гомосексуальности в том, что этот грех губит человеческую душу и ведет ее к погибели. Да, об этом прямо говорится в Библии, но все христианство имеет ее, как основу. Так или иначе, но ВСЕ христианские Заповеди, каноны, правила и прочее имеют в своем основании Священное Писание. Поэтому требовать обосновать то или иное положение Библии (например,почему гомосексуализм — мерзость) без самой Библии — несколько странно. Да и не нужно это, поскольку для неверующего человека это будет бессмысленно, а верующий внемлет словам Священного Писания, как вы правильно заметили в самом начале. Действительно, для любого христианина будет достаточно слов Христа, иначе какой смысл исповедовать веру, если сомневаться в словах и мнении собственного Бога?

          Суть подобных постов и комментариев — очертить основные положения Православной Церкви, ее взгляд на те или иные общественные явления. И, судя по активности комментариев, такая работа востребована и имеет смысл.

          Что же касается тех, кому недостаточно аргументов, основанных на Священном Писании — это их право верить в то, во что верят. Собственно, почему мы должны кого-либо переубеждать, да еще и в таком однозначном вопросе, как отношение христианства к гомосексуализму? Открывайте Священное Писание, в нем есть прямые ответы на этот вопрос. А если человек не считает его авторитетом — так ему невозможно ничего доказать. Да и смысла нет. Каждый ведь волен выбирать тот путь, который хочет. Только не надо пытаться обелить грех. Тот факт, что кому-то нравится жить определенным образом вовсе не означает, что это есть нормой.

          • Слава, 30 августа 2019 в 00:25

            Я правильно вас понял, почемму церковь негативно относится к гомосексуальным отношениям? В ответе мне не стали об этом говорить, но в ответе Человеку ясно написали. Такого рода отношения прямо противоречат Замыслу БОГА о назначении секса-зачатие, хотя бы потенциальное, потомства. Тут важно следующее- главное рождение детей, а отношение между мужчиной и женщиной вторичное. Означает ли это, что христианство так же негативно относится к близости между людьми, которые страдают бесплодием? У них есть интимная жизнь ( они не хотят отказываться от секса). Возможно они хотели бы ( может и нет) иметь потомство, но не могут, но и чужих ( усыновлять) не хотят. Речь только о таких парах, я не говорю ни о чайлдфри ( сознательно не хотят иметь детей), ни о тех , кто добровольно прошёл стерилизацию. Речь только о бесплодных физически.

          • Администратор Екатерина, 30 августа 2019 в 14:47

            Вы затронули очень важную и интересную тему. Рождение детей всегда считалось важной и благословенной частью христианского брака. Сразу нужно отметить, что в христианском понимании интимные отношения между мужчиной и женщиной допускаются только в браке. Поэтому рассуждать о близости между людьми, не вступившими в брак, с точки зрения православия не имеет смысла. Вне зависимости от отношения к зачатию и рождению детей такие отношения считаются блудом.

            Что же касается брака, то деторождение приветствуется и благословляется, но не является первой и важнейшей основой христианского брака. Основа брака — единство мужа и жены, общее спасение, создание семьи как Малой Церкви. В этой связи интимные отношения являются важной частью, но никак не основной. Конечно, супруги, которые по каким-то причинам не способны иметь детей, не должны уклоняться от супружеских отношений. Более того, в Социальной концепции РПЦ рассматриваются допустимые меры контрацепции в христианском браке. Уже по этому одному документу становится понятно, что интимные отношения не рассматриваются исключительно как способ зачатия детей, но являются важной частью единства супругов.

            К сожалению, даже в православной среде часто бытует какое-то негативное отношение к интиму в браке. Часто задают вопросы, можно ли вешать иконы в спальне, где спять супруги и тому подобное. Но супружеские отношения в браке не есть скверной. Напротив, апостол Павел предупреждает, чтобы супруги не избегали друг друга: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.» А в Послании к евреям сказано, что «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно»
            (Послание к Евреям 13:4)

          • Слава, 30 августа 2019 в 19:27

            Если «деторождение приветствуется и благословляется, но не является первой и важнейшей основой христианского брака» то возникает вопрос- почему церковь относится негативно к браку между двумя мужчинами (женщинами)? Их союз точно так же основан на любви и верности. Да в результате их интимной жизни деторождение невозможно . Речь о том, что двое мужчин ( женщин) НИКОГДА без помощи третьего лица противоположного пола не смогут зачать ребёнка. Но вы сказали, что это и не обязательно для христианского понимания значимости брака. Если вы мне снова скажите, что такие отношения » мерзость»,так написано в Библии, мы опять вернёмся к вопросу -почему мерзость? Хорошо. Гомосексуалы выступают против замысла Бога о том, что брак допустим ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО между мужчиной и женщиной. Тогда следующий вопрос. Почему ТОЛЬКО между мужчиной и женщиной? И тут есть только ОДИН ответ. Потому что только в ТАКОМ союзе возможно деторождение.Если же этот критерий не является, по вашим словам, необходимым тогда Церковь не должна препятствовать однополым бракам. Двое мужчин( женщин), которые хотят его заключить, самим этим фактом ( и всей жизнью) говорят, что для них важны ценности:ЛЮБОВЬ, ВЕРНОСТЬ. Они хотят связать свою жизнь с единственным человеком, а это означает, в том числе, что они не приемлют то явление, которое церковь определяет как блуд. Однополые пары ничем не отличаются от разнополых. Они не зациклены исключительно на сексе. У них есть множество других интересов. Точно также ,как и у гетеро, эти союзы могут быть длительными ,а могут закончиться разводом.

          • Администратор Екатерина, 31 августа 2019 в 14:40

            Если бы нормой было бы создание однополых пар — Господь бы так и создал людей, мужчина+мужчина, женщина+женщина. Но изначальный замысел Господа был о мужчине, в помощь которому Он и дал женщину. И дал им обет плодиться и размножаться, населять Землю. Поэтому вопрос деторождения,несомненно, важен. Да, многие гетеросексуальные пары не могут иметь детей, и это не обесценивает их брак. Но, например, если обычная пара сознательно не хочет иметь детей и исповедует модную нынче философию «чайлдфри» — то с христианской точки зрения они обесценивают свои брачные отношения. Таким образом, в вопросе деторождения существует очень тонкая грань. Да, интимные отношения нельзя рассматривать ТОЛЬКО ЛИШЬ как способ зачатия. Но и рассматривать их ТОЛЬКО ЛИШЬ как способ получения удовольствия в семье — тоже неверно. Тут нельзя вывести строгого закономерного правила, нельзя подчинить все логике, как вы пытаетесь добиться. В вопросах веры нормально полагаться именно на веру, а не с математической точностью выводить закономерности доказывать факты.

            Повторюсь, Церковь препятствует однополым бракам не потому что Церковь такая вот вредная, несовременная и упрямая. Церковь в своем учении имеет твердую основу — Святое Писание. И все пояснения, толкования, поучения и прочее базируются на этой основе. Можно с уверенностью сказать, что если вы встречаете любого человека, который называет себя православным, но при этом в чем-либо противоречит Святому Писанию — он православным не является. Так как же мы можем ожидать от Церкви признания однополых браков, когда в Библии черным по белому написано, что это мерзость? Ваш повторяющийся вопрос «почему» уходит, опять же, в плоскость веры. Если для вас Христос не является авторитетом, а христианство не является истиной — действительно, не смысла доказывать какие-то христианские нормы. В том-то и дело, что человек может САМ выбирать в жизни, каким путем может идти. Бог никого не призывает следовать за Ним силой. Но он показывает путь, и он описан в Библии и опыте Церкви. А дальше уже вступает в действие свободная воля человека. Если вы в это все не верите — никто не найдет вам доводов объяснить, почему Бог назвал гомосексуализм мерзостью.

          • Слава, 31 августа 2019 в 22:01

            Вы меня не так поняли. Мой вопрос почему церковь не хочет признавать однополые браки был адресован , прежде всего, вам. И его я задал ,исходя не из общего взгляда на ситуацию ( типа- » Почему церков не хочет признавать однополые браки?»). Он напрямую увязан с вашим прежним утверждением, что деторождение не является обязательной основой супружества. Вы этом было логическое противоречие. Теперь, когда вы более подробно пояснили ( про чайлдфри, про то, что взгляд на брачные отношения ТОЛЬКО ЛИШЬ как способ получения удовольствия в семье- всё это оценивается негативно с православной точки зрения), эти противоречия, в моём понимании, сняты. Ещё уточнение. Я не считаю , что »
            Церковь такая вот вредная, несовременная и упрямая». С моей точки зрения любой человек, группа людей, определённая структура имеют полное право выражать свои взгляды ( даже такие категоричные, как например » мерзость») на любые явления жизни людей, их взаимоотношения. Должны быть запрещены под угрозой наказания только:прямые призывы к убийству людей, которые не нарушают законы или требования их дискриминации. И Церковь естественно может выражать свои воззрения, исходя из своих ценностных представлений, в том числе и на однополые браки.гомосексуальные отношения. Но точно так же и другие люди ( группы) имеют это право. В том числе относительно самой Церкви ( орг.структура), христианского учения и т.п. Если Церковь, кого то «поучает» ( в широком смысле, говорит, например, какие человеческие отношения правильные, а какие «мерзость»), она должна быть готова, что и её тоже будут «поучать»и не стремится «заткнуть рты своим оппонентам». Что касается создания семьи. С моей точки зрения(в принципе я уже частично уже об этом говорил), она создаётся на основе ЛЮБВИ и ВЕРНОСТИ, прежде всего, двух взрослых людей. И пол тут не важен. Любовь может быть между мужчиной и женщиной. Любить друг друга могут двое мужчин. Или две женщины. Конечно интимная близость важна для этого ( речь не о платонической любви), но она не является единственно главной. Есть очень хорошее выражение ( оно конечно тоже субъективное, кто то может считать иначе): «Лучший секс с тем, с кем хорошо и без секса». Это в равной степени относится и к геторо,-и к гомо,и к бисексуалам.

          • Администратор Екатерина, 31 августа 2019 в 23:41

            Вы, безусловно, правы в том, что любая группа людей может выражать свои взгляды на те или иные стороны жизни. Но, во-первых, не стоит ожидать согласия от оппонента в виду явного несоответствия базового мировоззрения, а во-вторых, нельзя не учитывать влияния такого самовыражения на формирование общества в целом. К примеру, так популярные в мире гей-парады неприемлемы еще и с той позиции, что они формируют социальную норму таких отношений для подрастающего поколения, что будет выражаться в увеличении количества гомо- и бисексуалов, потере традиционных семейных ценностей, нравственном упадке общества в целом. Извечное неприятие Церкви гомосексуализма как раз и базируется на принципиальном несоответствии основополагающих принципов, к одним из которых относится и вера. Поэтому тут нет особого смысла доказывать что-либо друг другу. В таком диалоге поиск истины невозможен, поскольку истина каждой из сторон стоит совершенно на разных основах.

            Еще один важный момент — Церковь осуждает не самих людей, живущих гомосексуальной парой, но только лишь явление. В каждом человеке есть образ Божий, даже в самом последнем грешнике. Собственно, Господь и пришел на эту землю не ради праведников, а ради обычных грешных людей. И в рай первым вошел не апостол, не какой-то святой человек, искренне шедший за Христом, но обычный разбойник, который наверняка за свою жизнь натворил множество плохих дел. Поэтому не очень хорошо, когда от православных людей исходят полные ненависти и злобы комментарии в сторону тех, кто выбрал иной (пусть и ошибочный по христианскому пониманию) жизненный путь. Умножая злобу, мы становимся ничем не лучше тех, кто сознательно грешит и не хочет каяться.
            Умудри нас всех, Господь!

    • Человек, 28 августа 2019 в 05:54

      Поддерживаю Вас! Вот вот, тяга к своему полу «плохо», «мерзость», «бяка» по мнению христианства, да только объяснений этому нет! Ответ у христианства один — «Иисус сказал, что это мерзость, плохо», ну, как-то так. Но вникать в суть некоторые люди не хотят! Зачем думать, когда можно тупо следовать фразе и при этом осуждать счастье многих геев и лесби!? А причина такого плохого мнения Иисуса о гомосексуальности в том (я думаю), что просто он боялся, что человеческий род вымрет, да только сейчас это поменялось — очень многие лесби рожают, а уж о би и говорить не приходится. Кто-то ради ребенка спит с мужиком, кто-то предпочитает оплодотворение ЭКО…И если бы всё общество хорошо относилось к однополым союзам, то проблем (у тех же детей в таких союзах) не было бы. Да и вообще! Можно поблизости жить с отцом ребенка, вместе воспитывать малыша. Знаю гетеро людей, которые вместе не живут, но воспитывают своего сына. Можно даже с подругой жить, просто не надо при ребенке заниматься развратом (да и с отцом ребенка при малыше не стоит это делать, я считаю). А христиане если хотят, то пусть слепо следуют словам Христа. И да, наверняка, закидают меня тапками за то, что я смела разбирать слова Христа и не следовать им. Кстати, в однополых союзах много плюсов, например, в них не бывает нежелательных беременностей, что бывает в разнополых союзах даже при предохранении.

      • Администратор Екатерина, 29 августа 2019 в 23:25

        Добрый день. Да, для любого православного человека, как и для всей Церкви, достаточно слов Христа. Иначе какой смысл исповедовать христианство, если слова Самого Господа подвергать сомнению? Но это совершенно не означает, что верующий человек может не думать своей головой. Даже, напротив, очень многие догматы нашей веры, глубокое богословие доступны для понимания очень умным и образованным людям. Вера в слова Христа лежит не в плоскости глупости, а в плоскости самой веры.

        В христианстве гомосексуализм осуждается не из-за того, что Бог боялся, что человечество вымрет, а из-за того, что такие отношения противоречат изначальному замыслу Бога о человеке. Еще из самого начала Библии, из Книги Бытия мы видим, что Господь создал мужчину и в помощницы ей дал женщину, и именно им дал благословение плодиться и населять землю. Далее, уже в Новом Завете мы видим прямое осуждение этого явления. Вот вы все время задаете вопрос «почему». Если цитаты из Библии не являются авторитетом, то можно сказать, что такое отношение к гомосексуализму именно из-за его противоестественности созданному Богом человека. Если бы такие отношения были нормой, Господь бы их благословил.

        Впрочем, вполне логично, что для неправославного человека слова Христа не имеют особого авторитета. Православная Церковь никого силой к себе не тянет, не заставляет соблюдать Заповеди и чтить Священное Писание. Напротив, вся наша вера основана на том, что свобода человеческой воли непопираема, ее не оспаривает даже Господь. Поэтому вы можете сами выбирать, как вам жить.

        Вы что пытаетесь доказать? Что гомосексуализм — это норма, потому что некоторые люди так живут и им нормально? Так ВСЕ люди живут в грехах (тех или иных), многим из нас нормально. Но это совершенно не означает, что грех перестал быть таковым. И христиане тем и отличаются, что они осознают свою греховность, пытаются ее исправить, пытаются хоть немного дотянуться до Христа. На вопрос «почему это мерзость»,помимо прямых цитат из Библии (хотя и их уже достаточно) можно ответить — потому что в таких связях человек теряет свою целостность, соединяющую его с Богом. Когда мы не просто грешим, а еще и оправдываем свой грех, еще и навязываем его, как общественную и нравственную норму — мы сами отказываемся от того духовного зерна, данного нам Господом.

        То, что вы пишите в конце своего комментария о воспитании детей в разных семьях — также совершенно не вяжется даже с самим понятием семьи с православной точки зрения. В рамках комментария сложно объяснить все несоответствие, но можно сказать, что в христианстве семья — это очень серьезная духовная высота, это гораздо больше, нежели «не заниматься развратом» при детях. То, что вы описываете — это даже близко не стоит рядом с нормальной семьей и теми ценностями, которые она дарит детям.

      • Слава, 30 августа 2019 в 00:35

        Человек, извините, не знаю вашего имени. Хочу уточнить. Все мысли и мнения ИИСУСА записаны исключительно в Евангелие (каноноческих 4). Ни в одном из них нет рассуждений Спасителя о гомосексуальности( ни негативных, ни позитивных). Оценка однополых отношений в НЗ есть только у апостола Петраи чуть больше у апостола Павла. Можно конечно сказать, что то, что говорила они полностью выражает взгляд Христа на это явление. Можно. Но надо быть точным. Это всё таки мысли и слова Петра и Павла, а не самого Иисуса.

        • Администратор Екатерина, 30 августа 2019 в 14:54

          Да, прямой речи Христа о гомосексуальных связях нет. Но не нужно забывать, что Православная Церковь не живет по принципу «сола скриптура», что переводится как «только Писание». По этому принципу живут многие протестантские церкви. Православие же, имея в своей основе безусловный авторитет Писания и ни в чем ему не противореча, имеет также большой опыт святоотеческого церковного Предания. И тот факт, что лично Сам Христос не высказывался против гомосексуализма совершенно не меняет положение вещей и отношение православия к данному явлению. Совершенно очевидно, что те духовные высоты и заповеди, оставленные нам Христом, никак не вмещают данное явление. Апостолы же имели власть проповедовать от имени Господа, поэтому их слова имеют высочайший авторитет для всей Церкви.

    • Человек, 28 августа 2019 в 06:06

      И я читала ответы администратора, да только если вкратце, то «в священном писании сказано, что однополое — мерзость, значит, надо этому следовать (не впадать в «мерзость»), про однополое написали в одной строке с другими грехами, так что всё, это грех, не попадешь в рай, если будешь лесби/геем/би», вот и всё. Конкретного ответа о «»»вреде»»» однополого нет. Вред убийства или воровства, пьянства можно объяснить с научной точки зрения, а якобы вред гомосексуальности — нельзя. Ну, анальный интим у геев (и у гетеро) может быть вреден…но можно не брать его в расчет. А уж в отношениях лесби вообще нет ничего вредного для организма, главное, чтобы заразных не было, но это касается и гетеро союзов.

      • Администратор Екатерина, 29 августа 2019 в 12:25

        Добрый день. Основной вред гомосексуальных отношений лежит не в физиологической, а в духовной плоскости. Как, например, грех гордыни. Гордыня может никак не проявляться физически у человека, тем не менее, этот грех тянет душу в погибель. И да, для православных христиан и всей Церкви в целом Священное Писание является авторитетом и основой. Собственно, все вероучение основывается на Библии, а дальше уже наслаиваются советы и разъяснения святых отцов, деятелей церкви и так далее. Но в православном вероучении нет и не может быть ничего, что противоречило бы Священному Писанию. Поэтому и не может быть приравнен к норме гомосексуализм. Повторюсь, речь идет именно о понятии. Человек волен сам выбирать, как ему жить. Просто не надо себя обманывать и на черное говорить белое.