Сон предназначен всем живым существам для восстановления сил, потерянных в период бодрствования. Отдых этот устраивается Создателем так, что спящий теряет связь с настоящим и приходит к самозабвению. Во сне всякая трудовая деятельность, сопровождаемая сознательным движением тела и силой воли, прекращается. Остаются только процессы необходимые для поддержания жизни. Об этом понятии высказывались многие христианские богословы: кто-то усматривал в них символизм смерти и воскресения, другие — отражение прошлой жизни или того, что занимает разум повседневно, третьи же говорят о нем, как о метафоре призрачности и непостоянности.
Смысл сновидений
Преподобный Г. Нисский говорил, что сновидения являются «призраками ума», составляемыми неразумной душой в случайную последовательность действий. Это подтверждается тем, что пребывающий в глубоких мечтаниях человек представляет что-то совершенно неуместное и фантастическое для данного момента времени, но если душа управляет рассудком, ничего подобного не происходит.
- В период сновидений кровеносная система продолжает движение, работают легкие и органы пищеварения, кожа регулирует температуру. Мысли же, чувства и грезы плодятся в уме по принципу бессознательного естества. Миры снов составляются из подобных фантазий, трудноотличимых от восприятия предметов в период бодрствования. Картины в уме предстают часто как несвязные отпечатки индивидуальной памяти, а иногда создаются посредством нравственного настроя.
- Святитель Августин отмечал, что душа, погруженная в снотворные мечтания, не теряет способности распознавания и понимания. Перед духовным взором возникают чувственные предметы. Преподобные Георгий говорил: характер сновидений зависим от телесного состояния и влияния, которое оно претерпевает. Испытывающий жажду увидит источник, перед юношей предстанет образ его страсти, а больной горячкой будет лицезреть странные и пугающие сюжеты.
- Сновидение заслоняет телесные чувства, к которым мы привыкли в состоянии бодрствования. Душа не препятствует такому изменению и принимает сон с удовольствием, так как он возобновляет утерянную энергию после различных деяний. Сладкие и продолжительные мечтания успокаивают тело и укрепляют его для будущих трудов. Поэтому следует восхвалять Господа за возможность полноценно восстановить силы. Естество попеременно чувствует ослабление и напряжение в течение всей жизни, необходимо точно и благоразумно распределять время между этими состояниями.
- Церковь предупреждает: некоторые сны посылаются слугами тьмы для введения православного человека в искушение. Демоны подвергают сознание и во время бодрствования и во снах, в которых примешивают соблазнительные или отталкивающие мечтания. Если дьявол замечает заинтересованность человека в сонных мирах, он делает их еще красочнее. Это осуществляется с целью отдаления от истинной религии. Поэтому святой И. Лествичник наставляет христиан не возобновлять после пробуждения представления, видимые во снах.
Серьезность этого подтверждается тем, что даже опытные подвижники, поддавшись иллюзии, претерпевали грандиозное нравственное падение. Неверие сновидениям блаженный Диадох именовал «великой добродетелью», ведь сонные мечтания — это игра фантазии, неуместные помыслы или же бесовские забавы.
Бесовские мечтания сопровождаются постоянными видоизменениями, а истинный вид их скрывается под пеленой лжи. Демоны много говорят, обещают несметные богатства и неугасимые удовольствия, а нередко и пугают угрозами.
Интересно о православии:
Метафоричность и литературное применение
Многие христианские мудрецы сравнивали мирскую жизнь со сном, ведь и то и другое прельщает видениями удовольствий. В ночных фантазия человек часто получает богатство, приобретает славу, но это все исчезает в момент пробуждения. В бодрствовании объекты также приходят и растворяются, оставляя после себя следы огорчения.
- Блаженный Августин сравнивал хождение по праведному пути с процессом возвращения к бодрствованию. Господь оказывает легкое давление на тех, кто приходит к Нему, но возвращение к Истине сопровождается некоторой леностью и медлительностью, ведь не сразу человек просыпается. Материалистические желания многократно побеждают в сражениях, влекут душу обратно к иллюзорным развлечениям. Однако тот, кто освобождается от оков привязанности, пробуждается в Боге.
- Состояние сновидения упоминается в Библии как что-то совершенно естественное для каждого существа. Первое упоминание находится в повествовании о грехопадении, когда Господь послал сон Адаму, чтобы после создать из его ребра женщину. В книге третьей Маккавейской говорится, что Всевышний Творец ниспосылает этот великий дар во все времена и кому хочет. Однако хороший отдых приходит лишь к тому, кто славно потрудился, а пресыщенный и богатый ворочается всю ночь. Множество сновидений бывают при большом количестве забот, Екклесиаст называл это суетой.
- Часто Бог использует мечтательные образы для того, чтобы свершились предназначенные события. В Писаниях нередко встречаются фрагменты, где Господь объявляет Свою совершенную волю посредством сна. Иногда Его слова понимаются буквально, а в некоторых случаях необходимо истолкование. Господь приходит даже к самым ужасным грешникам и через Святого Духа отговаривает или наставляет в определенном деянии.
- Вразумления Всевышним через грезы описываются в книгах Нового Завета. Небесный ангел два раза посещает Иосифа и говорит прямым текстом о воли Господа. Подобное происходило и с волхвами в ночь рождения Христа, а также с женой Понтия Пилата. Однако в Писаниях часто описываются ложные сновидения, доверие к которым чревато отклонением от истинного пути. Манипуляции ложными грезами не приносят никакой пользы, но наполнены пустотой, поэтому слушать гадателей и лжепророков — значит, попасть в объятия обольщения.
В ночных кошмарах люди видят злобных созданий, нечестивцев, чувствуют преследование, падение в пустоту, стихийные бедствия и т.п. Падшие создания не упускают возможность мучить христианина, испытывающего тот или иной страх. Кошмары — это прообраз адских страданий.
Как ложиться спать православному
Сновидения делят на два вида: первый происходит после того, как тело отягощается чревоугодием, порождающим грех блуда; второй приходит, если человек теряет все силы и больше не в состоянии служить Господу бодрствуя.
И. Кассиан также упоминает о двух родах вреда, какие инок или простой мирянин претерпевает от мечтательных грез.
- Дьявол входит в сознание монаха, пытаясь осквернить чистоту, ненавидимую всеми демонами. Темные энергии приносят на некоторое время отчаяние в те моменты, когда в уме возникают разнообразные фантазийные представления.
- Однако и чистый сон без всяких видений способен расслабить истинно верующего человека. Он привносит вялость, притупляет духовную зоркость и иссушает сердце, инок теряет осторожность и становится более восприимчивым к наветам врага.
Некоторые слабости подступают к кровати, когда человек уже проснулся, и подначивают снова улечься спать, — это приучает пропускать утреннюю молитву. Иные грехи погружают сознание в мечтания на богослужениях.
Многоспание имеет свои негативные стороны: оно делает душу жестокой, тогда как умеренное бодрствование чистит разум от нерадивых мыслей. Сонливый монах или мирянин пристрастен к греху блуда. Когда православный верующий бдит, это позволяет погасить плотское жжение и избавиться от грез наяву. Излишние сновидения порождают темное забвение, они, как злобные воры, похищают у ленивого человека половину жизни.
Советы священников
Святитель Паисий отмечал, что продолжительные сны взращивают лень, отчаяние и грусть. Они покрывают созерцательную способность ума, который затупляется и забывает путь к духовному добру.
Зная об опасностях многоспания, святые отцы уделяли большое внимание вопросу о борьбе с ним. Некоторые утверждали, что все зависит от привычки, поэтому тяжело справляться с давними навыками.
- Если спать очень долго, природа сновидений также будет отбирать у человека соответствующие энергии, без которых практически не приходит духовная радость. Против многоспания непременно помогут четыре аскетических добродетели. К ним относят: воздержание, трезвый рассудок, ежедневную молитву и память о том, что тело смертно.
- Садиться следует или с книгой, или с намерением заняться рукоделием. Эти практики противодействуют дремоте. Новообращенные монахи спят семь часов в сутки, а совершенные — только два.
- Когда православный человек готовится к ночлегу, ему следует с великим благодарением вспомнить милосердие Господа и поблагодарить Его за дары. После подобной молитвы телесный отдых станет духовным отрезвением, смежение очей символично пребудет истинным видением Бога, а молчание, преисполненное чистотой, воздаст хвалу славе Его.
- Верующие должны обращать внимание на положение тела во время сонного отдыха. Святитель Нил говорил, что следует расположить свои члены симметрично, с благочинием, благоговейно и собранно, так как сон — прообраз смерти, и лежание на кровати должно напоминать положение тела в гроб. Важно всегда держать в уме Бога и не позволять лихим сновидениям затенять совершенную чистоту блаженства.
- Чтобы побороть излишнюю сонливость, нужно на каждый акафист произносить три псалма и делать глубокий поклон. Тому, кто хочет покаяться в грехах, необходимо прерывать наступающий сон легким стоном, а после сразу произносить молитвенное прошение.
Неумеренное воздержание губительнее пресыщения, так как от первого намного труднее прийти к правильному суждению. Длительность сна и строгость поста следует распределить по индивидуальным силам, не впав в глубокий фанатизм или леность.
Сон дан человеку Господом для восстановления сил после продолжительного и честного труда. Чаще всего мечтательные грезы посылаются темными энергиями с целью осквернения души, не следует всерьез воспринимать ночные видения. Чтобы сон приносил пользу, нужно соблюдать меру, читать молитву и вести праведный образ бытия. Христианские богословы в своих трактатах обращались к понятию «сновидение» и давали мудрые советы монахам и мирянам на этот счет.