Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Сон в православии

Сон предназначен всем живым существам для восстановления сил, потерянных в период бодрствования. Отдых этот устраивается Создателем так, что спящий теряет связь с настоящим и приходит к самозабвению. Во сне всякая трудовая деятельность, сопровождаемая сознательным движением тела и силой воли, прекращается. Остаются только процессы необходимые для поддержания жизни. Об этом понятии высказывались многие христианские богословы: кто-то усматривал в них символизм смерти и воскресения, другие — отражение прошлой жизни или того, что занимает разум повседневно, третьи же говорят о нем, как о метафоре призрачности и непостоянности.

Смысл сновидений

Преподобный Г. Нисский говорил, что сновидения являются «призраками ума», составляемыми неразумной душой в случайную последовательность действий. Это подтверждается тем, что пребывающий в глубоких мечтаниях человек представляет что-то совершенно неуместное и фантастическое для данного момента времени, но если душа управляет рассудком, ничего подобного не происходит.

Состояние сна упоминается в Библии как нечто естественное для человека
  • В период сновидений кровеносная система продолжает движение, работают легкие и органы пищеварения, кожа регулирует температуру. Мысли же, чувства и грезы плодятся в уме по принципу бессознательного естества. Миры снов составляются из подобных фантазий, трудноотличимых от восприятия предметов в период бодрствования. Картины в уме предстают часто как несвязные отпечатки индивидуальной памяти, а иногда создаются посредством нравственного настроя.
  • Святитель Августин отмечал, что душа, погруженная в снотворные мечтания, не теряет способности распознавания и понимания. Перед духовным взором возникают чувственные предметы. Преподобные Георгий говорил: характер сновидений зависим от телесного состояния и влияния, которое оно претерпевает. Испытывающий жажду увидит источник, перед юношей предстанет образ его страсти, а больной горячкой будет лицезреть странные и пугающие сюжеты.
  • Сновидение заслоняет телесные чувства, к которым мы привыкли в состоянии бодрствования. Душа не препятствует такому изменению и принимает сон с удовольствием, так как он возобновляет утерянную энергию после различных деяний. Сладкие и продолжительные мечтания успокаивают тело и укрепляют его для будущих трудов. Поэтому следует восхвалять Господа за возможность полноценно восстановить силы. Естество попеременно чувствует ослабление и напряжение в течение всей жизни, необходимо точно и благоразумно распределять время между этими состояниями.
  • Церковь предупреждает: некоторые сны посылаются слугами тьмы для введения православного человека в искушение. Демоны подвергают сознание и во время бодрствования и во снах, в которых примешивают соблазнительные или отталкивающие мечтания. Если дьявол замечает заинтересованность человека в сонных мирах, он делает их еще красочнее. Это осуществляется с целью отдаления от истинной религии. Поэтому святой И. Лествичник наставляет христиан не возобновлять после пробуждения представления, видимые во снах.
Важно! Несмотря на то что редкие сновидения приходят от Господа, несовершенные в духе люди не могут отличить их от наваждений дьявола. Поэтому святые отцы призывают обыкновенных мирян не принимать на веру увиденное в состоянии сна.

Серьезность этого подтверждается тем, что даже опытные подвижники, поддавшись иллюзии, претерпевали грандиозное нравственное падение. Неверие сновидениям блаженный Диадох именовал «великой добродетелью», ведь сонные мечтания — это игра фантазии, неуместные помыслы или же бесовские забавы.

Интересно! Святитель Диадох отмечал, что сновидение, посланное Господом, не изменяет образов, не наводит какого-либо страха, грусти или смеха. Оно подходит постепенно и умиротворенно, наполняя разум духовной радостью.

Бесовские мечтания сопровождаются постоянными видоизменениями, а истинный вид их скрывается под пеленой лжи. Демоны много говорят, обещают несметные богатства и неугасимые удовольствия, а нередко и пугают угрозами.

Метафоричность и литературное применение

Многие христианские мудрецы сравнивали мирскую жизнь со сном, ведь и то и другое прельщает видениями удовольствий. В ночных фантазия человек часто получает богатство, приобретает славу, но это все исчезает в момент пробуждения. В бодрствовании объекты также приходят и растворяются, оставляя после себя следы огорчения.

  • Блаженный Августин сравнивал хождение по праведному пути с процессом возвращения к бодрствованию. Господь оказывает легкое давление на тех, кто приходит к Нему, но возвращение к Истине сопровождается некоторой леностью и медлительностью, ведь не сразу человек просыпается. Материалистические желания многократно побеждают в сражениях, влекут душу обратно к иллюзорным развлечениям. Однако тот, кто освобождается от оков привязанности, пробуждается в Боге.
Бог иногда объявляет человеку через сон Свою волю или предупреждение о грядущих событиях
  • Состояние сновидения упоминается в Библии как что-то совершенно естественное для каждого существа. Первое упоминание находится в повествовании о грехопадении, когда Господь послал сон Адаму, чтобы после создать из его ребра женщину. В книге третьей Маккавейской говорится, что Всевышний Творец ниспосылает этот великий дар во все времена и кому хочет. Однако хороший отдых приходит лишь к тому, кто славно потрудился, а пресыщенный и богатый ворочается всю ночь. Множество сновидений бывают при большом количестве забот, Екклесиаст называл это суетой.
  • Часто Бог использует мечтательные образы для того, чтобы свершились предназначенные события. В Писаниях нередко встречаются фрагменты, где Господь объявляет Свою совершенную волю посредством сна. Иногда Его слова понимаются буквально, а в некоторых случаях необходимо истолкование. Господь приходит даже к самым ужасным грешникам и через Святого Духа отговаривает или наставляет в определенном деянии.
  • Вразумления Всевышним через грезы описываются в книге Нового Завета. Небесный ангел два раза посещает Иосифа и говорит прямым текстом о воли Господа. Подобное происходило и с волхвами в ночь рождения Христа, а также с женой Понтия Пилата. Однако в Писаниях часто описываются ложные сновидения, доверие к которым чревато отклонением от истинного пути. Манипуляции ложными грезами не приносят никакой пользы, но наполнены пустотой, поэтому слушать гадателей и лжепророков — значит, попасть в объятия обольщения.
На заметку! Души, не защищенные молитвами и памятью о вечном и милосердном Творце, часто подвергаются нападкам падших духов, получающих удовольствие от доставления мучений. Демоны используют иллюзии, чтобы смутить рассудок, навести страх и осквернить изначально чистую сущность.

В ночных кошмарах люди видят злобных созданий, нечестивцев, чувствуют преследование, падение в пустоту, стихийные бедствия и т.п. Падшие создания не упускают возможность мучить христианина, испытывающего тот или иной страх. Кошмары — это прообраз адских страданий.

Как ложиться спать православному

Сновидения делят на два вида: первый происходит после того, как тело отягощается чревоугодием, порождающим грех блуда; второй приходит, если человек теряет все силы и больше не в состоянии служить Господу бодрствуя.

Святые отцы советуют перед сном вспоминать хорошие дела и благодарить Господа

И. Кассиан также упоминает о двух родах вреда, какие инок или простой мирянин претерпевает от мечтательных грез.

  1. Дьявол входит в сознание монаха, пытаясь осквернить чистоту, ненавидимую всеми демонами. Темные энергии приносят на некоторое время отчаяние в те моменты, когда в уме возникают разнообразные фантазийные представления.
  2. Однако и чистый сон без всяких видений способен расслабить истинно верующего человека. Он привносит вялость, притупляет духовную зоркость и иссушает сердце, инок теряет осторожность и становится более восприимчивым к наветам врага.

Некоторые слабости подступают к кровати, когда человек уже проснулся, и подначивают снова улечься спать, — это приучает пропускать утреннюю молитву. Иные грехи погружают сознание в мечтания на богослужениях.

Многоспание имеет свои негативные стороны: оно делает душу жестокой, тогда как умеренное бодрствование чистит разум от нерадивых мыслей. Сонливый монах или мирянин пристрастен к греху блуда. Когда православный верующий бдит, это позволяет погасить плотское жжение и избавиться от грез наяву. Излишние сновидения порождают темное забвение, они, как злобные воры, похищают у ленивого человека половину жизни.

Советы священников

Святитель Паисий отмечал, что продолжительные сны взращивают лень, отчаяние и грусть. Они покрывают созерцательную способность ума, который затупляется и забывает путь к духовному добру.

Зная об опасностях многоспания, святые отцы уделяли большое внимание вопросу о борьбе с ним. Некоторые утверждали, что все зависит от привычки, поэтому тяжело справляться с давними навыками.

Чтобы сон приносил пользу, нужно соблюдать меру, читать молитву и вести праведный образ бытия
  • Если спать очень долго, природа сновидений также будет отбирать у человека соответствующие энергии, без которых практически не приходит духовная радость. Против многоспания непременно помогут четыре аскетических добродетели. К ним относят: воздержание, трезвый рассудок, ежедневную молитву и память о том, что тело смертно.
  • Садиться следует или с книгой, или с намерением заняться рукоделием. Эти практики противодействуют дремоте. Новообращенные монахи спят семь часов в сутки, а совершенные — только два.
  • Когда православный человек готовится к ночлегу, ему следует с великим благодарением вспомнить милосердие Господа и поблагодарить Его за дары. После подобной молитвы телесный отдых станет духовным отрезвением, смежение очей символично пребудет истинным видением Бога, а молчание, преисполненное чистотой, воздаст хвалу славе Его.
  • Верующие должны обращать внимание на положение тела во время сонного отдыха. Святитель Нил говорил, что следует расположить свои члены симметрично, с благочинием, благоговейно и собранно, так как сон — прообраз смерти, и лежание на кровати должно напоминать положение тела в гроб. Важно всегда держать в уме Бога и не позволять лихим сновидениям затенять совершенную чистоту блаженства.
  • Чтобы побороть излишнюю сонливость, нужно на каждый акафист произносить три псалма и делать глубокий поклон. Тому, кто хочет покаяться в грехах, необходимо прерывать наступающий сон легким стоном, а после сразу произносить молитвенное прошение.
Важно! В борьбе с чрезмерностью не следует забывать: отказ от сна приносит огромный вред. Некоторые монахи подходили к этой крайней черте, когда разучивались входить в состояние сновидений, это грозило большими бедами для здоровья.

Неумеренное воздержание губительнее пресыщения, так как от первого намного труднее прийти к правильному суждению. Длительность сна и строгость поста следует распределить по индивидуальным силам, не впав в глубокий фанатизм или леность.

Сон дан человеку Господом для восстановления сил после продолжительного и честного труда. Чаще всего мечтательные грезы посылаются темными энергиями с целью осквернения души, не следует всерьез воспринимать ночные видения. Чтобы сон приносил пользу, нужно соблюдать меру, читать молитву и вести праведный образ бытия. Христианские богословы в своих трактатах обращались к понятию «сновидение» и давали мудрые советы монахам и мирянам на этот счет.

Как относиться к сновидениям и снам? Протоиерей Андрей Ткачев