Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Православная церковь о гражданском браке: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Во всем мире гражданский брак стал обычным явлением с точки зрения общества, но не церкви. Блуд, как его не маскируй, является грехом, отношение церкви к гражданскому браку было и остается негативным.

Счастье, построенное на грехе

Если полвека назад пару, живущую без регистрации брака, презрительно называли сожителями, то ныне некоторые люди гордятся своим положением, объясняя все взаимным доверием и свободой действий.

О каком доверии идет речь, если пара решила сначала попробовать стать семьей, чтобы в любой момент иметь возможность обрести волю? Те люди, которые кичатся своей свободой, скорее всего, перепутали это слово с вседозволенностью.

Гражданский брак

Нерасписанные пары изначально живут во лжи, недоверии и неуверенности в завтрашнем дне. Гражданский брак является иллюзией христианской семьи. Женщина хоть и называет себя женой, на самом деле не имеет никаких прав официальной супруги. Через призму блуда и обмана женщины приобретают фиктивную семью, мужчины — бесплатную любовницу, домработницу.

Семья, построенная на блуде, никогда не будет иметь покровительство церкви. Любой грех относится к беззаконию (Иоан. 3:4).

Нарушая законы духовной жизни, человек ведет себя к саморазрушению, у него нет никакой возможности попасть в Царство Божье. Об этом предупреждает апостол Павел в Своем послании Коринфянам. Глава 6 этого послания четко говорит о том, что блуд, прелюбодеяние — смертные грехи.

Важно! При этом Павел (1Кор. 6:9-20) предупреждает о том, что человеку позволительно многое, но никакие страсти не должны управлять верующим, ибо его тело — храм Божий. Здесь же апостол подчеркивает, что Господни двери всегда открыты для тех, кто поймет свой грех и раскается.

Каждая пара, живущая в гражданском браке, если супруги воспитывались в христианских семьях, прекрасно знает, что их связь — грех, который никогда не даст полноты счастья. Основное отличие гражданской семьи от законной лежит в недоверии, боязни ответственности, неуверенности в собственных чувствах.

Духовный аспект гражданского брака

Блуд, являясь грехом, вызывает духовные болезни, становится причиной многих телесных недомоганий, несчастий. За каждый грех человек даст ответ, есть не в этой жизни людям, то в будущем — Богу. Страшно представить, но две трети браков распадается по причине развода, и среди этих несчастных пар множество тех, кто начал строить свою семью блудом, интимными отношениями до законной регистрации.

Отношение церкви к гражданскому браку

Сожительство не несет никакой гражданской ответственности, многие отцы отказываются от детей, будучи не уверенными в своем отцовстве, а бывшие «жены» не имеют средств доказать свою правоту.

Гражданский брак в православии ставит лже-семью вне Таинств Церкви.

Внимание! Пары, живущие в свободных отношениях, не имеют права исповедоваться и причащаться. Это не касается христиан, которые узаконили семейные отношения в органах государственной власти. В этом случае духовный наставник каждый раз говорит супругам о важности венчания, но допускает их к Таинствам.

Жизнь сложна, бывают ситуации, когда люди не могут по каким-либо причинам оформить официальные документы, в этом случае в Церкви имеется перечень, когда венчание допустимо для нерасписанных пар.

От пробных браков появляются незаконнорожденные дети, которые уже от рождения несут вину за блуд родителей. Запутываясь в пробных блужданиях, люди меняют партнеров, разочаровываются, теряют почву под ногами. Они презираемы со временем в обществе и не приняты в церкви. Путь разочарованных некогда супругов часто оканчивается в наркомании, алкоголизме, поиске новых партнеров и других страстях.

Мнение церкви

Церковь ценит чистоту добрачных отношений, отрицая пробные связи, чтобы будущие супруги научились управлять своими гормонами, страстями, помня, что вседозволенность — не благо, а великий грех.

Грех ли жить в гражданском браке?

Сексуальное влечение не может быть основой семьи, этот дурман страсти скоро развеивается.

Совет! Православная церковь благословляет интимные отношения между мужчиной и женщиной, но только тех, кто соблюдает закон. Роспись в Загсе и венчание в церкви — единственный путь получить законное право на семейный союз, но это никогда не будет гражданский брак.

Люди отличаются от животных тем, что у них совокупление происходит с одним партнером, при этом растет ответственность между супругами и за детей. Церковь одобряет растущее влечение супругов, как стимул укрепления семьи. Человек, видящий рядом с собой не партнера по сексу, а будущего родителя своих детей, друга, которому можно все доверить, надежного товарища, не бросившего в трудную минуту, никогда не предложит пробный вариант семьи.

Некоторые «пробные» семьи через некоторое время решаются на подвиг, расписываются в Загсе и даже идут под венец, но возникает вопрос: «Почему это нельзя было сделать сразу?» Брачные договоры, разводы и даже возможность повторного венчания — разрешенные пути отступления от принятого решения создать законные отношения.

Праведность установлена не людьми, священниками, а Богом. Там, где нет Божьего благословения, будет царствовать дьявол, в этом вопросе середины нет.

Основой христианской семьи признается только любовь, о которой писал апостол Павел, оставив всем поколениям «Гимн любви» (1Кор. 13).

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине: Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает.

Гражданский брак придумали люди, далекие от Церкви, не боящиеся Бога, не чтущие заветы. Женщины, которые очень хотят замуж, вступают в блудную связь, чтобы любыми средствами удержать мужчину, часто оказываются одинокими и бесплодными. Не оформленные законным образом отношения редко предполагают рождение детей.

Церковь настаивает на долгом периоде узнавания друг друга молодыми людьми перед свадьбой, чтобы не ошибиться в выборе, но это не «пробная «семья.

Тем, кто говорит, что штамп в паспорте никого еще не удержал, каждый священник скажет, что статьи закона также не являются препятствием в совершении преступления. Творец есть Бог закона. Христиане обязаны чтить законы церкви и своей страны.

Важно! Христиане, принявшие решение жить гражданским браком, делают свой выбор в сторону блуда. Всевышний Бог, наш Господь Иисус Христос и Святой Дух не могут находиться рядом с грехом.
Православная церковь о гражданском браке
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях:
Комментарии
  • Катерина, 20 апреля 2019 в 08:20

    И с чего же автор этой статьи взял что гражданский брак = пробный брак? В основе всего этого текста лежит лишь одно это пред-по-ло-же-ние! А это не обязательно так! Гражданский брак, ну или сожительство, (мне, если честно, все равно как это называется) может иметь место быть по совсем другим причинам. Например, люди просто не видят смысла в штампе в паспорте как таковом. Они, при этом, вполне могут друг друга любить и хотеть прожить всю жизнь вместе, но не хотят того что с их точки зрения бессмысленно. И, кстати, про уважение к законам своей страны. У нас что, есть закон обязывающий кого-бы то ни было регистрировать свои отношения официально? Юристу об этом скажите.

    • Администратор Екатерина, 20 апреля 2019 в 13:55

      Добрый день. Безусловно, если смотреть на вопрос обычного сожительства очень поверхностно, не вникая в суть и глубину — жизнь как жизнь. Люди любят друг друга, люди хотят быть вместе. Берут вместе и живут. Без обязательств и отягощений в виде каких-то бессмысленных штампов, взваливания на себя ответственности, обещаний верности и прочего. Так жить очень удобно. Не понравилось — разбежались и забыли. И, конечно же, юридически нет никаких ограничений (кроме вопроса возраста), запрещающих людям просто съехаться и жить вместе.

      Вот только такой подход очень обесценивает понятие семьи, не говоря уже об истинном супружестве, которого тут нет и близко. Православие нас учит, что христианский брак, освященный благодатью Божией в Таинстве Венчания — это аналог отношений Христа и Церкви. Требования и планка отношений между православными супругами очень высоки, и современным людям зачастую невозможно до нее дотянутся. Основа христианского брака — это любовь и жертвенность. О том, что брак является жертвой, в современном обществе не только не принято говорить, но даже как-то неприлично. Зачем жертвовать собой ради кого-то, если можно жить в комфортных условиях, пока партнер тебя устраивает?

      Так жить, конечно, можно, но тут нет ничего общего с настоящим брачным союзом. Как результат, такие сожители не могут и близко вкусить той духовной радости и единства, которое есть в браке настоящем. То, что сейчас называется любовью, чаще всего, ею не является. Настоящая супружеская любовь рождается не сразу, а спустя годы и годы жизни в семье. И да, настоящая супружеская любовь невозможна без жертвы. Речь не идет о том, чтобы, к примеру, приносить в жертву свою жизнь ради прихоти мужа-тирана, или алкоголика, который бьет жену и детей. Таких жертв Христос не требует. Жертвенность в браке — это готовность и искреннее желание заботится, прежде всего, о другом и только после — о себе. Отказать в чем-либо себе, но дать это другому. И делать это не в пылу первых ярких чувств влюбленности, когда весь мир готов кинуть к ногам возлюбленного, а всю жизнь. И в рутине, и в бедности, и в болезни. Это тяжело, но это одновременно и великое счастье. Возможно ли построить подобные отношения, если изначально они базируются только на личном комфорте, на совместном проживании, пока хорошо и удобно? Очевидно, что нет.

      Ну и, конечно же, для любого верующего человека вполне закономерно и логично просить Божьего благословения на все важные этапы своей жизни. И создание семьи — один из них. Сложно себе представить человека, который считает себя православным, но создание семьи решил совершить без Божьей помощи. Именно поэтому верующие люди и приступают к Таинству Венчания. А оно предполагает создание семьи один раз и на всю жизнь. И никаких проб и неформального совместного проживания тут быть не может, просто в виду серьезности шага. К примеру, когда вы продаете квартиру, вы ведь оформляете все отношения с покупателем официально, даже если это ваш родственник, друг или человек, которому вы доверяете. Вы можете и близко не думать, что он вас обманет, и так оно может и быть. Но ответственность и серьезность заключаемой сделки накладывает на вас обязательства оформить ее официально. Так почему же, вступая в семейную жизнь, в важнейший этап всего нашего существования, мы относимся к нему более безответственно, чем к продаже квартиры? Вопрос остается открытым…

      • Мария, 1 октября 2019 в 17:28

        У меня был брак и венчание! При чём, до венчания мы даже не целовались! И что?! Потом развод и всё! Ни венчание,ни печать в паспорте-не дают гарантию! Брак заключается на Небесах,а вы автор- путаете понятия! Сначала появился брак, и Христос был на «свадьбе» в Кане Галилейской. А венчание появилось лишь спустя несколько веков! В церкви нет таинства венчания,а есть ТАИНСТВО БРАКА! Брак заключается на Небесах,и внешняя форма для этого неТак важна сначала.Пожив вместе,со временем,люди могут венчаться.

        • Администратор Екатерина, 3 октября 2019 в 11:38

          Добрый день. Вы совершенно запутали все понятия, которые касаются брака в православном понимании. Во-первых, православная вера вовсе не предполагает, что венчание и целомудрие до свадьбы является залогом крепкой семьи. Это неверно полагать, что раз мы повенчались, да еще и сохранили себя до самой свадьбы, то нам теперь ничего не страшно и мы никогда не разведемся. Венчание не является амулетом, защищающим брак от распада. Венчание дает новой семье Божью благодать, но далее нужно трудиться, чтобы эту благодать взрастить. Удается это далеко не всем, но тут не виновато венчание, которое якобы оказалось «слабым» или недейственным. Поэтому, конечно же, ни венчание, ни печать в паспорте не дают гарантии на долгую совместную жизнь — тут вы абсолютно правы. У этих действий совершенно другой смысл.

          Что касается понятий «брак» и «венчание», то это родственные слова. Таинство называется браком, а последствие священнодействий этого Таинства — венчанием. Относительно того, что брак возник раньше венчания — это не меняет сути. До оформления последовательности венчания была другая форма брака, но это был именно брак — когда люди так или иначе оформляли свои отношения. Да, в разные времена была разная процедура оформления брака, но она была. Обычное сожительство, о котором вы пишите, к браку не имеет никакого отношения и является грехом блуда. И Христос был именно на свадьбе в Канне, на празднике создания новой законной семьи, а не просто на пире двух сожителей. В этом принципиальная разница сожительства и брака.

          Безусловно, брак заключается на Небесах — для этого люди и приходят в храм, чтобы получить Божье благословение на семейную жизнь. Почему некоторые полагают, что просто начав жить вместе, вдруг на Небесах они стали супругами? Что люди для этого сделали? Какие духовные подвижки совершили? Как приблизились к Богу? Никак. А полагают, что абстрактные «небеса» должны почему-то почитать их якобы «брак».

          И, наконец, просто пожив какое-то время вместе, нельзя пойти и вдруг повенчаться. В сегодняшней Церкви венчают только официально зарегистрированные супружеские пары. И это совершенно логично — если пара созрела до такого уровня высоты отношений, что готова к венчанию, то почему она не готова к росписи в ЗАГСе? Поэтому, пожив вместе, придется сначала официально узаконить супружеские отношения, далее желательно принести покаяние и осознать пагубу блудных отношений, и только затем подходить к венчанию.

  • Людмила, 1 декабря 2019 в 21:36

    А вот я всё понимаю. И уже 18 лет живём в этом страшном грехе. Уговариваю на законный брак. А он никак. Двое детей.Не знаю как выйти из этого положения.

    • Администратор Екатерина, 5 декабря 2019 в 12:46

      Добрый день. Конечно, прожив полжизни вместе, вы не можете заставить вашего супруга оформить законный брак. Человек должен сам осознавать важность и необходимость этого. К сожалению, таких примеров очень много — люди начинают жить вместе, а потом просто не видят причин, по которым нужно было что-либо менять. Поэтому Церковь и призывает начинать супружескую жизнь с законных отношений, с полноценной семьи.

      В вашем случае все, что вы можете сделать — это мягко говорить с мужем, объяснять ему важность законного брака. Ни в коем случае нельзя наседать, давить, шантажировать детьми или использовать какие-то другие способы манипуляции. В лучшем случае вы добьетесь того, что муж просто согласится, лишь бы вы отстали. В худшем — серьезно поссоритесь. Вы должны понимать, что ответственность за такой длительный незаконный брак лежит и на вас, вы ведь тоже согласились так жить, рожать детей вне брака. Хорошо, что вы хотели бы поменять ситуацию, но ваш муж не пришел еще к такому осознанию. Говорите с ним, но не раздражайте этой темой. Ну и, конечно же, обязательно молитесь о муже, просите Господа вразумить вас и его, просите простить грех, привести вашу семью к покаянию и воссоединению.