Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Сотворение мира в православии

В мире не утихают споры о происхождении Земли, Вселенной и человека. Однако для верующего христианина есть неоспоримый источник всех ответов — это Библия, в которой есть подтверждения всему и даже описываются многие законы физики и мироздания задолго до их научного обоснования. Дает Священное Писание ответ и на вопрос о сотворении мира.

Подходы и различные теории

Откуда взялся мир, кто его создал, зачем и как — эти вопросы мучили человечество с самого его появления и до сегодняшнего дня. Каждый народ пытался объяснить этот процесс по-своему, излагая самые невероятные теории, которые позже стали мифами и легендами и составили религию того или иного государства, а также стали неотъемлемой частью культурного наследия нации.

В Библии повествуется о том, как произошло зарождение жизни на Земле и первого человека

Так в Древней Греции были мифы о титанах, Гее-земле, Зевсе и множестве богов, которые были причиной различных природных явлений, в Римской империи эти мифы слегка изменили и появился Юпитер и его сонм божеств, похожие мифы и истории можно прочесть в любой исторической книге, которая изучает древние народы мира.

У каждого древнего толкования о происхождении Вселенной есть несколько похожих моментов:

  1. Изначально существующий хаос или тьма. Древний Китай верил в изначально существующие начала: мужское и женское.
  2. Некая сила извне, будь то божество или некий процесс, который стал первопричиной всего. В Древней Греции, Египте, Междуречье хаос породил первое божество.
  3. Соединение чего-то, что приводит к образованию всего. В Месопотамии это воды рек, которые породили жизнь, в Греции — земля с хаосом породила небо и море и т. д.
  4. Существование целого сонма божеств.

Таким образом, каждая нация стремилась объяснить происхождение сущего и приходила к выводу, что для этого требуется некая сила извне, которую породила Вселенная. Научный современный подход не особо отличается от них, поскольку считает, что Вселенная образовалась посредством взрыва, т.е. произошел выброс энергии в результате чего появились космические тела. Авраамические народы (евреи и арабы) опираются на свои священные книги, в которых указывается, что Вселенную сотворил Господь. Этой же теории придерживается и христианская религия сегодня.

На заметку! Католическая церковь в 1951 году сделала заявление, что современная теория о Большом взрыве (космологическая теория) не противоречит представления церкви о создании мира. Православная церковь также с одобрением относится к этой гипотезе, поскольку в Библии нет четкого противоречия ей и можно найти даже некоторые сходства.

Для подтверждения этого следует внимательно ознакомиться с первыми главами книги Бытия, где описывается сотворение мира.

Краткая история сотворение мира Богом в православии

Учение церкви о сотворении Вселенной называется Шестоднев — от шести день сотворения. Первые главы Бытия описывают 6 дней работы Бога по созданию Вселенной, но толкователи расходятся во мнении, какой временной промежуток имеется в виду под словом «день».

Книга Бытия начинается с описания величественных дел Божьих — создания мира в течение шести дней

Некоторые трактуют буквально с Синодального перевода и говорят, что это означает 24 часа, другие придерживаются толкования, которое говорит, что под ним подразумевается некий временной отрезок — эпоха или 1000 лет. В пользу этой теории говорит оригинальный текст — в нем использовано еврейское слово, которое означает «отрезок времени», которое было переведено на русский как «день».

Таким образом, можно сомневаться в буквальности определения времени, за которое Бог творил Землю. Эту гипотезу активно продвигал в 1823 году англиканский священник Джордж Фабер. Тем не менее эта теория спорна и не поддерживается Церковью.

Отцы Церкви рассматривают неделю творения буквально — создание мира произошло в течение 7 обычных дней. Это подтверждают рукописи святых:

  • Иринея Лионского;
  • Ефрема Сирина;
  • Василия Великого;
  • Иоанна Дамаскина.

В них Бог предстает самодостаточным и обладающий абсолютной силой, именно поэтому идея создания мира из ничего не кажется абсурдной.

Важно! Единственная причина создания мира — абсолютная любовь, которая нуждается в объекте. Мир был создан Всемогущим Богом по причине Его потребности любить.

Господь создает Вселенную в шесть этапов, каждый из которых приходится на один день недели. При этом наблюдается иерархичность творения — от простого к сложному, от общего к единственному. Господь не создает человека, который болтается в пустынном хаосе, но вначале создает все условия для его существования.

День первый

Несмотря на то что в первых стихах первой главы Бытия описывается создание неба и земли, толкователи и богословы предполагают, что задолго до этого Бог сотворил мир духов, поскольку они далее упоминаются как уже существующие. Понимание Господа как Творца всего сущего предполагает, что все существующее в мире было создано Им, соответственно и служебные духи — ангелы.

В первый день Бог отделил тьму от света, таким образом, Он создал день и ночь

Некоторые толкователи считают, что небо из первого стиха и есть небеса, на которых существуют все ангелы.

В первый день Бог создает Вселенную — небо, твердь, свет и тьму. При этом мир выглядел отлично от того, как человек его сегодня или ранее представлял, он не был обустроенным, не имел ничего, не был покрыт лесами и горами. Бог создает из хаоса нечто определенное и называет это землей. Но она пуста и находится во тьме — она и есть бездна. Поэтому Господь разделяет свет и тьму.

Во втором стихе указывается, что Дух Божий носился над водой. В первой главе Иоанна апостол пишет о Христе как о Слове, Которым все сотворено, учитывая это, можно сказать, что в процессе творения принимала участие вся Троица — Бог-Отец Сыном-Словом создал все и Дух Божий был там.

Стоит заметить, что указания на создание воды нет, соответственно, можно предположить, что первоначально вода скрывается под указанной «землей».

День второй

После создания мира Господь разделил воду на две части — на моря и на воду, которая была сверху неба. Толкователи имеют две версии относительно последнего утверждения:

  1. Имеется в виду вода, которая находится в атмосфере.
  2. Подразумевается купол из воды, который, по утверждению многих, покрывал планету до всемирного потопа. Этому есть подтверждения в тексте псалмов и есть научные подтверждения. Водяной купол создавал парниковый эффект и обеспечивал доказанный учеными ранний тропический климат в Арктике и Антарктиде, а также наступление после потопа ледникового периода.

Вторая версия находит себе подтверждение в тексте псалмов, а также при описании потопа (Бытие 7-я глава).

Во второй день Бог создал физическое небо — твердь

Противники данной гипотезы приводят в пример особенности еврейского языка, в котором слово «твердь» означало распростертое, т. е. что-то огромное, раскинувшееся. Таким образом, они утверждают, что слово твердь лишь выступало описательным синонимом неба.

День третий

После создания Вселенной, дня и ночи, Творец приступает к облагораживанию мира, поскольку Он планирует поместить человека в уже готовую для него среду. Поэтому в третий день Он создает сушу в нашем понимании, отдельный материк, существование которого не противоречит в целом научной гипотезе о происхождении мира.

Ученые считают, что изначально на планете был лишь один материк — Пангея, который впоследствии раскололся на 6 частей. Слова «да будет твердь посреди воды» (Быт. 1:6) подтверждают наличие только одного большого участка суши.

В псалме 32 Давид восхищается мудростью Иеговы, который сотворил все условия для человека и сделал мир невероятно красивым.

В третий день были созданы океаны, моря, озера и реки, а также материки и острова

Кроме создания суши, Господь также обустраивает ее, создавая растительный мир, деревья, цветы, плоды, делая землю удобной к заселению. Отцы церкви также обращают внимание на слова «по роду их» (Быт. 1:11-12), которые подразумевают, что это было не просто единичное произрастание растений, но указание на то, что Яхве сразу же установил и закон, по которому трава и деревья воспроизводили сами себя посредством семян.

День четвертый

Четвертый день посвящен обустройству космической Вселенной. Если ранее мы находим лишь указание отделиться свету от тьмы, то в этот день Господь создает целую систему управления временем на планете — создает Солнце и звезды, который призваны освещать мир в свое время. Таким образом, у светил небесных есть три задачи:

  1. Освещать Землю днем и ночью.
  2. Помогать при исчислении времени.
  3. Различать и формировать теплые и холодные сезоны на Земле.
В четвертый день Бог сотворил небесные светила — солнце, луну и звезды

Некоторые ученые стремятся обесценить слова Писания, говоря, что научные обоснования подтверждают создания Земли позже Солнечной системы. Но на самом деле, это лишь теория, поскольку человек не имеет достоверных материалов, которые бы называли точное время создания Земли и прочих планет Солнечной системы.

Важно также понимать, что светила были созданы позже света и по той причине, чтобы человек не мог сделать из них божества, как это делали язычники в Древнем мире. Источник света лишь один — это Господь Бог и Ему одному надо поклоняться и служить.

День пятый

С этого момента на планете появляется первая жизнь — Бог повелевает Земле произвести пресмыкающихся, птиц, рыб и животных. Библия в этом месте не противоречит науке, поскольку животные были созданы в мир, который уже наполнился кислородом за счет ранее созданных растений.

В пятый день Господь сотворил первых живых существ, живущих в воде и летающих в воздухе

Кроме этого, жизнь зарождается в воде, что тоже подтверждает научную теорию происхождения Вселенной. Стоит обратить внимание на то, что Творец вновь делает законом размножение животных по роду их, чтобы они наполняли мир. И при этом благословляет их.

День шестой

Завершающий творение и создание этап — это сотворение Богом человека. При этом вначале Моисей пишет, как бы продолжение пятого дня «и создал Бог скот и всяких гадов», что указывает на животное происхождение человека, но после пишется, что Творец вдохнул в человека Дух Свой и сделал его по образу и подобию Своему. То есть человек отличается от животного лишь наличием Духа Божьего и становится через Него сопричастным Богу, сочетая в себе духовное и животное начало.

На заметку! Стоит отметить, что Иегова творит все от меньшего к большему, от простого к сложному и тем самым подтверждает, что все было сотворено ради человека, который стал венцом творения.

Также немаловажно отметить, что изначально женское и мужское начало было в одном — лишь в конце второй главы Бытия Яхве принимает решение разделить человека на мужчину и женщину. Это заключающий этап сотворения мира.

Бог создал первых людей, Адама и Еву, по собственному образу и подобию

Христианская православная гипотеза о сотворении мира, опирающаяся на Священное Писание и труды отцов церкви, не противоречит научной теории, которая включает в себя Большой взрыв и теорию эволюции. Она лишь указывает на источник всякой жизни — на Господа, говоря, что Он начало всему и от Него источники всякой жизни.

Многие законы и научные обоснования были описаны задолго до их открытия в Священном Писании, что говорит о правдивости этого документа.

Важно! Вера в Бога не является противоречием современной науки, наоборот, она во многом подтверждает и поддерживает научные факты и открытия.
Сотворение мира. Азбука православия
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: