Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Псалом Давида 67: «Да воскреснет Бог…»

Псалом 67 очень известен среди православных христиан, поскольку он используется при изгнании бесов и для защиты от темных сил. Его часто читают народные лекари и целители, но для христианина в нем прежде всего скрыт глубокий смысл Божьей силы и любви.

Это псалом-песнь, которая прославляет Бога и воздает Ему Единому славу.

История написания

Надписание песни «псалом песни Давида», как и в предыдущем тексте, говорит о том, что автор псалма — царь Давид. Характерной особенностью этого текста является тот факт, что изначально он задумывался как песня, т.е. большая роль в его исполнении отводится музыкальной составляющей. При этом каждая строфа начинается музыкальным сопровождением и хоровым пением.

Псалом 67 описывает процесс перенесения Ковчега Завета на гору Сион

Исторический контекст написания псалма заключался в перенесении ковчега Завета еврейского народа в Иерусалим. Ковчег долго хранился в доме Аведдара, но пришло время перенести его на храмовую гору — Сион, и именно в процессе перемещения и пели данную песнь. Но существуют мнения, что перенос ковчега на гору мог состояться и при других обстоятельствах — после его укрытия во время военных действий для сохранения.

В любом случае песню пели во время возвращения ковчега в Иерусалим, этот факт точен.

Толкование псалма

В тексте обозначены все великие дела, которые Господь совершал для Израиля, о Его заботе и милости поет царь. Упомянуты победы над врагами, получение обетованной земли и заключение Моисеем заповедей с Господом. Наравне с историческими событиями встречаются и пророческие слова про Иисуса Христа.

Делится текст содержательно на несколько частей:

  • восхваление Творца;
  • описание процессии по пустыне;
  • покорение чужих земель;
  • завоевание Иерусалима;
  • слава Богу за победу, которые Он даровал своему народу;
  • перемещение реликвии в Иерусалим;
  • пророчества о победе добра над злом (об Иисусе Христе).

Подробное толкование по стихам позволит лучше понять текст:

  1. Первые стихи являются повторение слов Моисея при поднятии реликвии по время путешествия по пустыне. Повторение слов Моисей Давидом как бы являются просьбой, чтобы Бог и дальше хранил свой народ. Слова эти были произнесены при поднятии ковчега для предварения его на гору. Под врагами тут подразумеваются противники Церкви.
  2. Стихи 3–4: враги Бога и их погибель сравнивается с дымом, который быстро исчезает. Для Давида характерно использование ярких образов и сравнений, которые помогают лучше понять его мысль. К приближению к огню, т.е. к Господу, воск и дым, т.е. враги быстрее исчезают. Также эти стихи отдаленно упоминают про воскресение Христа — поэтому псалом читается обязательно во время Пасхальных богослужений.
  3. Стихи 8–11: прославление Божьих чудес во время египетского плена евреев и чудесное их освобождение. Идет прославление Господа за дарование евреям их собственной земли — Палестины, и за нескончаемые благословения в виде дождя, который был послан во время засухи и пр..
  4. Стихи 12–13 посвящены победе евреев над врагами;
  5. Стихи 14–15: слово «поспати» тут значит успокойтесь, насладитесь отдыхом и миром. Бог дает мир своему народу после войны. Сравнение с голубицей дает толкователям возможность понять, что евреи к моменту написания текста стали богатым народом.
  6. Стихи 20–21: говорит о том, что Бог прибегает на помощь человеку каждый день, можно не бояться, ведь Всевышний рядом.
  7. Стих 22 упоминает «верх влас преходящих в прегрешениях своих» — это говорится о грешниках, которые закостенели в своих грехах.
  8. Стихи 33–34: царства земные тут — это народы вокруг Израиля, которым Давид рассказывает о величие Своего Бога. Описание сильного и всемогущего Господа должно заставить все народы поклонится Ему.

    Давид в 67 псалме восхваляет Бога, даровавшего победу своему народу
  9. Стихи 35–36: слово «велелепота» тут означает величие или великолепие, которое по мнению автора достоин Бог и Иисус Христос. Человек ослеплен своими грехами, но Бог избрал Израиль и позволил ему видеть Себя.
На заметку! Данный псалом интересен в оригинал тем, что Давид использует в нем сразу семь различных имен Господа, т.е. он пытается показать Его с совершенно различных сторон: Элохим, Адонай, Господь, Господь Элохим, Эль Шаддай, Иегова, Господь.

Правила чтения

Псалом читается на церковнославянском языке во время пасхальных богослужений в храмах:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Еro, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом, да насладятся в веселии. Воспойте Богу, пойте имени Его, путесотворите возшедшему на запады. Господь имя Ему, и радуйтеся пред Ним. Да смятутся от лица Его, Отца сирых и Судии вдовиц: Бог в месте святем Своем. Бог вселяет единомысленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущыя во гробех. Боже, внегда исходити Тебе пред людьми Твоими, внегда мимоходити Тебе в пустыни, земля потрясеся, ибо небеса кануша от лица Бога Синаина, от лица Бога Израилева. Дождь волен отлучиши, Боже, достоянию Твоему и изнеможе, Ты же совершил еси е. Животная Твоя живут на ней, уготовал еси благостию Твоею нищему, Боже. Господь даст глагол благовествующым силою многою. Царь сил возлюбленнаго, красотою дому разделити корысти. Аще поспите посреде предел, криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата. Внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне. Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная. Вскую непщуете горы усыренныя? Гора, юже благоволи Бог жити в ней, ибо Господь вселится до конца. Колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих, Господь в них в Синаи во святем. Возшел еси на высоту, пленил еси плен, приял еси даяния в человецех, ибо не покаряющыяся, еже вселитися. Господь Бог благословен, благословен Господь день дне, поспешит нам Бог спасений наших. Бог наш, Бог еже спасати, и Господня, Господня исходища смертная. Обаче Бог сокрушит главы врагов Своих, верх влас преходящих в прегрешениих своих. Рече Господь: от Васана обращу, обращу во глубинах морских. Яко да омочится нога твоя в крови, язык пес твоих, от враг от него. Видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, иже во святем, предвариша князи близ поющих, посреде дев тимпанниц. В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. Тамо Вениамин юнейший во ужасе, книзи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли. Заповеждь, Боже, силою Твоею, укрепи, Боже, сие, еже соделал еси в нас. От храма Твоего во Иерусалим Тебе принесут царие дары. Запрети зверем тростным, сонм юнец в юницах людских, еже затворити искушенныя сребром, расточи языки хотящыя бранем. Приидут молитвенницы от Египта, Ефиопиа предварит руку свою к Богу. Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви, возшедшему на Небо небесе на востоки, се даст гласу Своему глас силы. Дадите славу Богови, на Израили велелепота Его, и сила Его на облацех. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев: Той даст силу и державу людем Своим, благословен Бог.

На русском языке рекомендуют читать его христианам, которые плохо понимают церковнославянский язык:

1 Начальнику хора. Псалом Давида. Песнь.

2 Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его.

3 Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия.

4 А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости.

5 Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицем Его.

6 Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище.

7 Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне.

8 Боже! когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею,

9 земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синай — от лица Бога, Бога Израилева.

10 Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твое, и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его.

11 Народ Твой обитал там; по благости Твоей, Боже, Ты готовил необходимое для бедного.

12 Господь даст слово: провозвестниц великое множество.

13 Цари воинств бегут, бегут, а сидящая дома делит добычу.

14 Расположившись в уделах [своих], вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом:

15 когда Всемогущий рассеял царей на сей земле,она забелела, как снег на Селмоне.

16 Гора Божия — гора Васанская! гора высокая — гора Васанская!

17 что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно?

18 Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди их Господь на Синае, во святилище.

19 Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога.

20 Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас.

21 Бог для нас — Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти.

22 Но Бог сокрушит голову врагов Своих, волосатое темя закоснелого в своих беззакониях.

23 Господь сказал: «от Васана возвращу, выведу из глубины морской,

24 чтобы ты погрузил ногу твою, как и псы твои язык свой, в крови врагов».

25 Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя моего во святыне:

26 впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в средине девы с тимпанами:

27 «в собраниях благословите Бога Господа, вы — от семени Израилева!»

28 Там Вениамин младший — князь их; князья Иудины — владыки их, князья Завулоновы, князья Неффалимовы.

29 Бог твой предназначил тебе силу. Утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас!

30 Ради храма Твоего в Иерусалиме цари принесут Тебе дары.

31 Укроти зверя в тростнике, стадо волов среди тельцов народов, хвалящихся слитками серебра; рассыпь народы, желающие браней.

32 Придут вельможи из Египта; Ефиопия прострет руки свои к Богу.

33 Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа,

34 шествующего на небесах небес от века. Вот, Он дает гласу Своему глас силы.

35 Воздайте славу Богу! величие Его — над Израилем, и могущество Его — на облаках.

36 Страшен Ты, Боже, во святилище Твоем. Бог Израилев — Он дает силу и крепость народу [Своему]. Благословен Бог!

Поводом для чтения может стать:

  • тяжелые роды;
  • избавление от проблем;
  • исцеление от болезней;
  • благословение, полученное свыше;
  • просьба об исцелении.
Совет! Читать псалом можно и в рамках изучения Писания, в таком случае рекомендуется использовать толкователей.
Псалтирь. Псалом 67