Современная церковная жизнь вносит коррективы в отношении вопроса о женском священстве. Протестантские деноминации решили эту проблему легко и просто, признав за женской половиной право проповедовать и возглавлять церкви наравне с мужчинами.
Женское священство в православии — острая проблема, вызывающая множество споров, в результате которых так и не найдено общее решение.
История вопроса о женском священстве
Вопрос о церковном служении христианок Православной Церкви ведется с середины 20-го века, различные конференции то накладывали табу на священство женщин, то выносили этот вопрос на широкое обсуждение священства.
Эта проблема впервые на официальном церковном уровне была поднята в 1929 году архиепископом Феофаном (Быстровым) после появления известий о рукоположении женщин на пасторство в протестантских церквях. Священник назвал дев, которые посягают на сан священника, юродивыми.
- В 1947 году Всемирный совет церквей начал опрос среди православных церквей, в том числе и в России, по вопросу женского священства.
- 1949 год будоражит умы священнослужителей через профессора Евангела Феодору, выступающего за разрешение девам быть диаконисами, он в 1954 году защищает докторскую диссертацию по хиротонии диаконисс.
- В мае 1972 года православные и католические священники принимают участие в конференции, организованной Женской экуменической координационной группой.
- Первый прорыв в этом вопросе состоялся в 1976 году во время Первого женского православного совещания, на котором были подняты проблемы равноправия женщин, как священнослужителей.
- В 1977 году студентками семинарии Святого Владимира проводится конференция «Женщины в творении Божьем», активной участницей этого движения выступает Элизабет Бер-Сижель, Елена Гундяева и другие.
- На заседании шестой Генеральной ассамблее Всемирного совета Церквей при рассмотрении вопроса о рукоположении женщин присутствовали монахиня Марфа (Ковалевич).
- Стамбульская конференция 1997 года вначале своей работы предполагала возможность обсуждения вопроса о расширении прав женщин в служении, но окончательное решение так и не было принято.
- На международной конференции 2007 года о роли женщины в современном мире говорили священники и представители власти многих стран Европы.
Член Сейма Литвы В. Орехов говорил о приходе времени восстановления женщин, как диаконисс, и возможности их рукоположения в священнические саны. Выступающий обосновал свое заявление тем, что Господь наделяет христианок дарами пророчества, исцеления, тогда почему бы не доверить им проповедование Слова Божьего, исповедовать и причащать прихожан наравне с мужчинами.
Это заявление было поддержано несколькими священниками Запада, в том числе митрополитом Сурожским Антонием (Блюмом).
Почему женщина не может быть священником
Элизабет Бер-Сижель, для которой не существует богословских препятствий, опирается на утверждение, что Божий образ живет в каждом человеке независимо от пола. (Гал.3:28). Иисус был человеком в первую очередь.
- Дух Святой не застыл в своем движении в прошлом веке, в котором были приняты церковные предания о рукоположении только мужчин, но нет табу на рукоположение дев.
- Равноапостольные девы, реальные диакониссы известны с давних времен, святые Елена, Магдалина, Княгиня Ольга влияли на ход христианской веры. Если женщинам можно доверить быть диаконисами, почему под запретом священство.
- Образом Церкви в катакомбах рисовали Деву Марию, под покровом Которой объединено, как царственное священство, так и все люди, мужчины и женщины. Святитель Иоанн Златоуст писал, что священнослужитель — это руки и язык, предложенный для служения Христу. Чем руки христианки отличаются от мужских рук?
- Вопрос о женской нечистоте в определенные дни был снят апостольским собором на основании Деяний, глава 15.
Слова Павла о муже, как о главе над женой (1 Кор. 11:3) можно рассматривать, как об иерархии в семье. В другом переводе глава означает источник, исток живой воды, который изливается на всех людей, независимо от национальности, пола и возраста.
Что говорит о человеке Библия и святые
В книге Бытие мы читаем, что Адам был создан по образу Божьему из пыли, а Еву Господь буквально творил из Своего подобия. Слово также является образом Божьим. Ценность и значимость человеческой личности не зависит от цвета кожи и половой принадлежности, Сам Христос упразднил разделение человеческого естества по признаку пола. (Гал 3:28).
В человеке есть часть Божественная и часть естественная. Святитель Григорий Нисский акцентирует наше внимание на том, что Господь создает человека по Своему образу, но в отличие от Божественной сущности человек может быть как мужчиной, так и женщиной.
Этот вопрос обсуждается в письмах преподобного Ефрема Сирина и святителя Амвросия Медиоланского, где подчеркивается об уникальности Евы, созданной из совершенного Божьего творения. Созданная из ребра Ева имеет ту же телесную природу, что и Адам, ибо в них один Источник.
В послании блаженного Августина говорится о том, что прежде своего создания Ева уже была владычицей над творениями Божьими. Однако в письмах святых подчеркивается различие полов, которое проявляется во многих моментах;
- Ева создана из ребра уже сотворенного Адама, в этом его первенство;
- Адам давал названия тварям, и он выбрал имя для Евы;
- Ева названа помощницей и призвана рожать.
Святитель Иоанн Златоуст и Феодорит Кирский считают, что первенство создания и завет быть покровом жены, дает мужчинам верховную власть, а первопричина лежит в грехопадении по вине Евы, но апостол Павел в Первом послании Коринфянам делает поправку о том, что эти два творения не могут существовать один без другого.
Нигде в Библии, как в Новом, так и Старом Завете нет ни одной женщины-священника. Женское служение заключалось в несении даров пророчества, как это делала Мариам, быть судьей, в то время это приравнивалось к правительству, как Девора, судья Израиля.
Постепенно женское служение угасало, остались старицы, вдовы и девы, посвятившие жизнь Спасителю. Древние диакониссы обеспечивали связь между мужской и женской частью церкви, помогая в крещении женщин, уходе за хворыми и немощными христианками, наведении порядка при уборке храма.
Не существовало какого-либо запрета на служение диаконисс, это движение само по себе исчезло за неактуальностью и ненадобностью.
По словам святых, истоками женского священства является не Библия, а феминистические идеи, активно процветающие на Западе. Феминистки стремятся доказать свое равенство с мужчинами в возможности выполнять мужские обязанности, утверждая, что они переросли функции жены и матери, и не всем дано играть роль берегини семейства.
Элизабет Бер-Сижель мечтает о будущем с евангельским образом христиан, достигнувших возможности свободно реализовать свои возможности, в основе ее учения лежит христианский феминизм, требующий пересмотра некоторых концепций Православной Церкви.
Святителем Епифаном Кипрским было высказано резкое обличение коллиридинской ереси, он подчеркивает тот факт, что диакониссы никогда не рукополагались в сан пресвитеров или священников.
Святоотеческие традиции не обсуждают этот вопрос, но и не снимают с повестки дня. Активно развивающееся священство женщин в протестантизме может оказывать свое влияние в будущем и на православные церкви.
Возрождение института диаконис
16 ноября 2016 года Священным Синодом Александрийского патриархата был заслушан доклад митрополита Камерунского Григория, который обосновал возрождение служения диаконисс, заключающееся в основном в миссионерском движении.
Совершение первой женской хиротонии состоялось 17 февраля 2017 года, которая была приурочена к празднику мученика Феодора Тирона.
Хиротония была совершена Патриархом Александрийским Феодором, рукоположившего старицу — катехизатора Феану в сан миссионерской диакониссы, тогда же совершили хиротесию над тремя монахинями. Катангская митрополия, которая принадлежит к Александрийской Церкви в Конго, приобрела помощниц, им разрешено участвовать как в таинстве крещения, так совершать венчания.
Сторонниками женского священства были:
- митрополит Антоний (Блум);
- отец Александр Мень;
- архиепископ Христодул;
- митрополит Амвросий (Яаскеляйнен);
- отец Николай Лосский и другие.
Архиепископом Христодулом поддерживается институт диаконис, будучи в сане митрополита Димитриадского он в 1986 году рукоположил монахиню.
Отец Александр Мень вызвал удивление и негодование в Священном Синоде Русской Православной Церкви, когда представил митрополиту Ювеналию свои заключения по поводу женского священства, о котором заговорили в протестантском движении. Священник не нашел в действиях протестантов отклонения от канонов Святого Писания, основываясь на послании Павла Галатам.
В современном христианском движении мнения также разделились. Среди лютеран появились сторонники женского священства, утверждающие, что рукоположение не относится к награде, это признание посвященности человека служению. Не имеет значения, какого пола служитель, главное, что в нем есть божественное призвание.
Возможно, пришло время изменений в религиозных сферах, и со временем будет доказана эффективность женского священства, но пока патриархат главенствует в Православии.