Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Псалом Давида 21

Псалтирь содержит различные песни, которые выражали духовное состояние автора в какой-то определенный момент, поэтому они делятся на хвалебные, исторические, проклятья, жалобы и прочие. Именно к песням-жалобам относится псалом 21, который многократно позже цитируется в Новом Завете.

История написания

Точной истории написания данной песни у историков и богословов нет. По толкованию песни можно сделать вывод, что написан он был в тяжелое время испытаний и духовных страданий для автора (предположительно псалмопевца царя Давида). Поскольку весь его текст пропитан горькими описаниями того, как автор потерял связь с Господом и жаждет вновь найти ее.

Псалмопевец Давид постоянно находился в молитвенном общении с Творцом

Давид в этом тексте нигде не говорит о своей вине. И страдания, которые переносит он, являются незаслуженными, а потому особенно тяжелыми. Такая безвыходность характерна для периода гонений Давида от царя Саула, когда первый был окружен войсками последнего, и некуда было бежать. Псалом предположительно написан в пустыне Маон, когда гибель Давида казалась неизбежной. Будущий царь был спасен только потому, что филистимляне напали на границы царства и Саул вынужден был их защищать.

Кроме того, псалом является пророческим и перекликается с более поздним, 68. Поскольку в тексте есть завуалированное описание жизни и страданий Иисуса Христа, который придет на землю через несколько сотен лет.

Важно! На протяжении всего Священного Писания, постоянно встречаются описания и пророческие слова о грядущем Мессии. Псалом 21 не стал исключением и описывает приход Спасителя в мятущийся израильский народ.

1 Начальнику хора. При появлении зари. Псалом Давида.

2 Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего.

3 Боже мой! Я вопию днем — и Ты не внемлешь мне, ночью — и нет мне успокоения.

4 Но Ты, Святой, живешь среди славословий Израиля.

5 На Тебя уповали отцы наши; уповали — и Ты избавлял их;

6 к Тебе взывали они — и были спасаемы; на Тебя уповали — и не оставались в стыде.

7 Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе.

8 Все, видящие меня, ругаются надо мной, говорят устами, кивая головой:

9 «Он уповал на Господа. Пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему».

10 Но Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей.

11 На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты — Бог мой.

12 Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет.

13 Множество тельцов обступили меня; тучные васанские окружили меня,

14 раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий.

15 Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось как воск, растаяло посреди внутренности моей.

16 Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прилип к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной.

17 Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои.

18 Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище;

19 делят ризы мои между собой и об одежде моей бросают жребий.

20 Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! Поспеши на помощь мне;

21 избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою;

22 спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня.

23 Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя.

24 Боящиеся Господа! Восхвалите Его. Все семя Иакова! Прославь Его. Да благоговеет пред Ним все семя Израиля,

25 ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда этот воззвал к Нему.

26 О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его.

27 Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши вовеки!

28 Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли, и склонятся пред Тобою все племена язычников,

29 ибо Господне есть Царство, и Он — Владыка над народами.

30 Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей.

31 Потомство мое будет служить Ему и будет называться Господним вовек;

32 придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь.

Толкование псалма

Песня-плач, песня-мука, которая излагает мучения человека, который потерял связь с Богом. Этот псалом интересен тем, что в нем переданы невероятно точно те чувства, которые испытывает душа, потеряв взаимоотношения с Господом или, когда, как кажется, Он оставил человека в испытаниях.

В начале песни автор выступает жертвой и обращается к Господу в надежде найти утешение, а в заключительной ее части он уже благодарит и прославляет Творца за непрекращающуюся заботу. Чтобы лучше понять смысл песни, следует разобрать ее построчно:

  • Стихи 2-3: автор описывает состояние богооставленности, в котором пребывает. Слова «Для чего?» позже будут повторены Христом на кресте, и также будут выражать глубокое страдание из-за отсутствия связи с Господом;
  • Стихи 4-5: автор исповедует здесь свою веру в нерушимого Бога Израиля, которого не перестает славить народ. Он говорит о Нем Святый, что указывает на совершенство Господа и Его отделенность от грешного мира. Также тут идет речь об уповании, которое возложили на своего Бога народ израильский;
  • Стихи 7-9: автор вновь возвращается к сожалениям и жалобам на унижения, которые он вынужден принимать. Тут же есть просьба об избавлении, ведь Господь обещал защитить каждого, кто верит в Него. Девятый стих является пророческим предсказанием смерти Христа на кресте;
  • Стих 10: Господь есть даятель жизни, все через Него и к Нему;

    Псалом 21 полезно перечитывать во время скорбей и испытаний
  • Стихи 12-17: автор брошен всеми, он одинок и оставлен. Помощь может прийти только от Господа. Тельцы Васанские славились своей силой, тут приводятся как сравнение с врагами, которые сильнее и могущественнее автора, они как псы, т.е. жестокие и неистовые нападают на Давида. Кости и сердце тут как описание страданий не только душевных, но и физических — как прообраз мучений Христа;
  • Стихи 18-22: речь о страданиях Иисуса, тут есть прямое пророчество «делят ризы мои» — солдаты бросали жребий об одежде Христа;
  • Стихи 22-23: Господь спасет от мучений и испытаний, и автор не устанет хвалить Его. Тут есть обет, который часто встречается в псалмах о провозглашении Имени Господа по всему миру;
  • Стих 25 является переходным от плача к восхвалению — хоть враги преследуют, но Бог не отвернулся;
  • В стихе 26 слова «в собрании великом» имеется в виду общее богослужение и повторяются обеты;
  • Стихи 26-32: тут вновь повторяется обет восхваления, который переходит в славословие и пророчествует о будущей хвале Христу.
Важно! Псалом 21 является не только песней-плачем, но и песней-пророчеством, которая возвещает людям приход будущего Мессии и освобождение Им Своего народа из плена греха.

Правила чтения

Слова в начале псалма «При наступлении зари» («О заступлении утреннем») являются прямым предписанием на чтение данного текста утром. Именно поэтом псалом часто читают на заутренней службе. Тем более он описывает славу Господа Иисуса Христа, а ее необходимо помнить и провозглашать каждый день.

Читать псалом можно дома во время утреннего молитвенного правила, но никаких запретов относительно чтения его вечером или в любое другое время нет.

Совет! Как и любой текст из Библии, псалтирь следует читать регулярно, укрепляясь духовно. Особенно полезно перечитывать данный текст во время скорбей и испытаний.
Псалтирь. Псалом 21
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: