Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Псалом Давида 34: «Суди, Господи, обидчиков моих»

В своих псалмах Давид часто просит Господа выступить в защиту и наказать врагов и обидчиков. Это обусловлено частыми гонениями на псалмопевца и вынужденных бегствах от всех, кто жаждал убить его. Песни становятся просьбой к Господу и молитвой о защите, которые назидают и сегодня.

История написания

Данный текст был написан Давидом во время бегства от царя, который завидовал ему и хотел убить, зная, что юноша помазан Самуилом на царство.

Историки считают, что поводом для написания данного текста стала их встреча в пустыне Ен-Гадди. Певец скрывался там от ищущего царя в пещере со своими людьми, пещера была огромная и все воины там поместились. Более того, Саул зашел в пещеру по нужде, но не заметил ни одного человека там. Давид запретил своим людям прикасаться к царю и тем более причинять вред помазаннику, он подчинялся Господу и не смел тронуть Саула. Все что позволил Давид — это отрезать кусочек верхней одежды царя.

Давид отрезает край одежды царя Саула

Когда Саул вышел из пещеры, юноша выбежал следом, поклонился и предоставил кусочек одежды, сказав, что имел возможность убить царя, поскольку Господь предоставил в руки его, но не стал этого делать. Псалмопевец спросил у Саула, почему он ненавидит и слушает тех, кто возводит напраслину на него, когда он является преданным слугой своего царя. Он призывает Бога рассудить их и именно с этих слов и начинается Псалом 34.

На заметку! Интересен тот факт, что в данном псалме автор призывает Бога не только стать на его сторону и защитить, но и сделать это без применения божественной силы, а человеческими методами — щитом и мечом.

Авторство Давида подтверждено не только предписанием вначале, но и общим стилем текста, который схож с прочими написанными в то время текстами.

1 Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною;

2 возьми щит и латы и восстань на помощь мне;

3 обнажи меч и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: «Я — спасение твое!»

4 Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей; да обратятся назад и покроются бесчестием умышляющие мне зло;

5 да будут они, как прах пред лицем ветра, и Ангел Господень да прогоняет их;

6 да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их,

7 ибо они без вины скрыли для меня яму — сеть свою, без вины выкопали ее для души моей.

8 Да придет на него гибель неожиданная, и сеть его, которую он скрыл для меня, да уловит его самого; да впадет в нее на погибель.

9 А моя душа будет радоваться о Господе, будет веселиться о спасении от Него.

10 Все кости мои скажут: «Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его?»

11 Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня;

12 воздают мне злом за добро, сиротством душе моей.

13 Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое.

14 Я поступал, как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать.

15 А когда я претыкался, они радовались и собирались; собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили и не переставали;

16 с лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими.

17 Господи! долго ли будешь смотреть на это? Отведи душу мою от злодейств их, от львов — одинокую мою.

18 Я прославлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя,

19 чтобы не торжествовали надо мною враждующие против меня неправедно, и не перемигивались глазами ненавидящие меня безвинно;

20 ибо не о мире говорят они, но против мирных земли составляют лукавые замыслы;

21 расширяют на меня уста свои; говорят: «хорошо! хорошо! видел глаз наш».

22 Ты видел, Господи, не умолчи; Господи! не удаляйся от меня.

23 Подвигнись, пробудись для суда моего, для тяжбы моей, Боже мой и Господи мой!

24 Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой, и да не торжествуют они надо мною;

25 да не говорят в сердце своем: «хорошо! [хорошо!] по душе нашей!» Да не говорят: «мы поглотили его».

26 Да постыдятся и посрамятся все, радующиеся моему несчастью; да облекутся в стыд и позор величающиеся надо мною.

27 Да радуются и веселятся желающие правоты моей и говорят непрестанно: «да возвеличится Господь, желающий мира рабу Своему!»

28 И язык мой будет проповедовать правду Твою и хвалу Твою всякий день.

Толкование псалма

По своему типу псалом является не просто историческим, но преобразовательно-мессианский, поскольку помазанник Божий некоторым образом тут соотносится с Иисусом Христом, который был отвергнут и предан своим народом. Особенностью данного текста также является то, что автор несколько раз упоминает ангелов, помогающих ему бороться против зла.

В псалме 34 Давид призывает Бога применить силу, чтобы каждый из людей получил заслуженное наказание

Толкование песни производится построчно:

  1. Стихи 1-4: автор призывает Господа стать на свою защиту и произвести суд между ним и врагами. Саул завидовал псалмопевцу и искал смерти, а тот имел право по закону воздать Саулу тем же и убить обидчика, но вместо этого псалмопевец обращается к Богу за защитой. Он призывает Бога взять щит (дословно броню) и меч (дословно толкуют как «прегради путь преследующим меня») и защитить своего слугу. Он просит Всевышнего пристыдить тех, кто ненавидит псалмопевца, чтобы они сами устыдились того, что делают;
  2. Стихи 5-7: Просит Всевышнего наказать врагов так, чтобы они были как пыль развеваемая, т.е. исчезли из жизни посредством работы Божьих Ангелов. Он просит их гнать так, чтобы они попали в тесноту и не смогли больше никогда вернутся к своим злым делам. При этом несколько раз упоминаются ангелы как слуги Бога;
  3. Стихи 7-8 — тут автор подчеркивает, что он не виноват в том, что его гонят, т.е. он жертва в данной ситуации. Это характерно для песен, написанных в гонениях от Саула, в отличии от тех, которые написаны при бегстве от Авессалома. В 8 стихе автор впервые говорит о своем враге в единственном числе, можно подумать, что он тут сводит все к Саулу, но в древнем еврейском поэтическом языке нет разницы между единственным и множественным числом — такой прием часто употреблялся поэтами.
  4. Стихи 9–10 — это слова радости и ликования, потому что Бог на стороне своего помазанника. Тут он выражает надежду на то, что будет услышан Богом и спасен.
  5. Стихи 11–16 вновь подчеркивают, что Давид не виноват в том, что враги ищут и гонят. Он страдает безвинно. Тут же подчеркивается еще раз, что поэт не будет воздавать Саулу злом за зло, но позволит Всевышнему их рассудить;
  6. В 17 стихе он вновь обращается к господу и просит вмешаться и спасти душу от свирепых врагов.
  7. В 18-28 стихах автор восхваляет Творца за милости, которые щедро были излиты на Давида и его соратников.
Интересно! Псалом написан был в стесненных обстоятельствах, когда автора искали, чтобы убить, но он и тогда не отвернулся от Бога и искал спасения в Нем. Будущий царь не отвечал Саулу злом, хотя по закону имел право, но он предпочел искать защиты и суда у Господа.

Правила чтения

Считают, что лучше всего читать псалом на старославянском языке, поскольку так он обладает большей силой.

Суди, Господи, обидящыя мя, побори борющыя мя. Приими оружие и щит, и востани в помощь мою. Изсуни мечь, и заключи сопротив гонящих мя. Рцы души моей: спасение твое есмь Аз. Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии ми злая. Да будут яко прах пред лицем ветра, и Ангел Господень оскорбляя их. Да будет путь их тма и ползок, и Ангел Господень погоняя их: яко туне скрыша ми пагубу сети своея, всуе поносиша души моей. Да приидет ему сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры, да объимет и, и в сеть да впадет в ню. Душа же моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его. Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? Избавляяй нища из руки крепльших его, и нища, и убога от расхищающих его. Воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведех, вопрошаху мя. Воздаша ми лукавая воз благая, и безчадие души моей. Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится. Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах, яко плача и сетуя, тако смиряхся. И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах, разделишася, и не умилишася. Искусиша мя, подражниша мя подражнением, поскрежеташа на мя зубы своими. Господи, когда узриши? Устрой душу мою от злодейства их, от лев единородную мою. Исповемся Тебе в церкви мнозе, в людех тяжцех восхвалю Тя. Да не возрадуются о мне враждующии ми неправедно, ненавидящии мя туне и помизающии очима. Яко мне убо мирная глаголаху и на гнев лести помышляху. Разшириша на мя уста своя, реша: благоже, благоже, видеша очи наши. Видел еси, Господи, да не премолчиши. Господи, не отступи от мене. Востани, Господи, и вонми суду моему, Боже мой и Господи мой, на прю мою. Суди ми, Господи, по правде Твоей, Господи Боже мой, и да не возрадуются о мне. Да не рекут в сердцах своих: благоже, благоже души нашей, ниже да рекут: пожрохом его. Да постыдятся и посрамятся вкупе радующиися злом моим, да облекутся в студ и срам велеречующии на мя. Да возрадуются и возвеселятся хотящии правды моея, и да рекут выну: да возвеличится Господь, хотящии мира рабу Его. И язык мой поучится правде Твоей, весь день хвале Твоей.

Но не будет греха или ошибки читать его на современном русском. Читать его следует:

  • при множестве проблем;
  • в трудных обстоятельствах;
  • когда безвинно страдает человек;
  • когда на человека не за что ополчились враги;
  • для избавления от зависимости и привязанности к плохому человеку;
  • для защиты.
Внимание! Псалом 34 используют при чтении трехпсалмий вместе с 50 и 90 псалмом. Их читают для защиты от сил зла и освобождения от них.
Псалтирь. Псалом 34
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: