Петр Могила — боярин, митрополит Киевский, Галицкий, воин Христов, сохранил в 17 веке независимость православия на Руси. Его теологические труды даровали новую жизнь православию в киевских церквях, отвоевав независимость от униатов, подписанную самим польским королем Владиславом Четвертым.
Отец Петр является основателем крупнейшего в Украине центра просвещения — Киево-Могилянской академии.
Происхождение и семья
В семье молдавских бояр Мовиле 21 декабря 1596 года родился сын Петру, имя ему дали в честь московского митрополита Петра.
- 1596 год — год принятия Брестской унии, по которой западно-украинская часть православия отходила под владычество римо-католиков.
- 1596 год — время вступления на молдавский престол Симеона Мовиле или Могилы.
- Боярин Симеон, отец будущего митрополита Киевского в начале 17 столетия семь лет правил Валахией, а затем в 1607 году стал господарем Молдовы.
- В 1612 году Кантемир Мурза завоевал Молдову, бояре Мовиле бежали к родственникам в Речь Посполитую, под опеку Михаила Вишневецкого, правителя левобережной Украины.
Петр окончил Львовскую братскую школу, в которой преподавали основы православия, для продолжения образования уехал заграницу, посещая различные университеты, изучил латинский язык, в результате выбрал военную карьеру.
Был участником Хотинской битвы между поляками и османами. Для красавца, богача, воина и интеллектуала 1624 год стал переломным. Он отказывается от мира и становится насельником Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, где вместе с монахами переживает все гонения от польских властей.
Принятие духовного сана
Личное общение с киевским митрополитом Иовом Борецким повлияло на дальнейшую судьбу Петра Могилы, решившего посвятить свою жизнь православной церкви, приняв духовный сан.
Будучи архимандритом Киево-Печерской лавры с 1627 года, он подчиняется Патриарху Константинопольскому и носит титул великого архимандрита. После смерти владыки Иова является душеприказчиком всего духовного наследства владыки, в том числе богатейшей библиотеки.
Новый архиепископ решил основать в Киеве новый просветительский православный центр, чем вызвал противостояние Исайи Копинского, оберегающего первенство Киевского братского училища. В 1632 году умирает польский король Сигизмунд ІІІ, архиепископа Могилу приглашают в составе делегации от Киева на собрание Сейма для избрания нового короля, им стал Владислав Четвертый.
Отец Петр оправдал доверенную ему миссию, он сумел убедить нового короля признать легитимными православные епархии и митрополии, прекратить все запреты и притеснения против православных верующих, получив диплом, согласно которого разрешалось:
- свободно исповедовать православную веру;
- совершать Таинства;
- проводить реставрацию храмов и возводить новые церкви;
- создавать братства;
- открывать школы и училища;
- устраивать богадельни.
Православный народ и духовенство получили право избирать митрополита, в ведение которого были переданы все монастыри и храмы.
В 1633 году священник рукополагается в митрополиты, собирая вокруг себя всех неравнодушных к судьбе православия в Украине.
В 1635 году по благословению отца Могилы было начато восстановление Десятинной церкви, реорганизация школы Киево-Печерской лавры, строительство учебного заведения в Виннице.
В 1634 году было основана московская школа, в которой преподавали монахи киевской лавры. Благодаря стараниям митрополита Петра Иулиания, княжна Ольшанская была прославлена в лике праведников, он прилагал огромные усилия, чтобы увековечить имена Печерских святых в созданном Патерике Печерском.
Смерть и почитание
1 января 1647 года в полном расцвете сил святитель Могила внезапно отошел к Господу, был похоронен в Киево-Печерской лавре, 22 марта было решено перенести останки святителя в Софийской обители. За три месяца мощи митрополита остались нетленными, местом его захоронения стала Великая Печерская соборная церковь, место, указанное в завещании святителя.
В ноябре 1941 года Киев был захвачен немцами, которые взорвали Великую лаврскую церковь, а вместе с ней была взорвана и могила святого.
В 1982 году при раскопках были найдены пластины из серебра, но которых изображен родовой герб семейства Мовиле и эпитафия.
Святые Отцы, святители, своим жизненным примером являются проводниками оставшихся на земле православных христиан в Небеса. Размышляя над событиями сегодняшнего времени, понимаешь, что история развивается витками, на каждом из них сердца людей являются полем битвы дьявола с Творцом.
8 декабря 2005 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй благословил 13 января, как день почитания памяти святителя Петра Могилы, вставшего на защиту православия в 17 столетии, когда православную Украину зажали мусульманская Порта и католическая Речь Посполитая.
Духовное наследие
Современные традиции и Божественные службы, совершаемые торжественно с благолепием во время Великого Поста, когда читается Евангелие и Акафист о Страстях Господних, были основаны великим верным сыном Божьим, Петром Могилой.
В 1643 году Киевский владыка благословляет составление Канона Преподобным Печерским, написанного константинопольским монахом греком Мелетием Сиригой.
Лаврское издание Следованной Псалтири пополнилось этим уникальным Каноном в 1644 году, после чего святителем был заказан Месяцеслов преподобного Симеона Метафраста, в котором даны описания Жития Святых.
Мечтой светильника православной веры было сделать перевод греческого издания «Синакрия» на церковно-славянский язык, но внезапная смерть не дала осуществиться задуманному при жизни архиепископа, мечта осуществлена в результате титанического труда выпускником Киево-Могилянской академии Димитрием Ростовским.
Среди питомцев Академии десятки святых, которые несли свет Божий в мир. При жизни митрополита были изданы:
- Евангелие Учительское, сборник поучений на праздничные и воскресные дни, составленный константинопольским патриархом Каллистой;
- Анфологион — собрание избранных служб на все 12 месяцев года;
- Евхологион альбо, молитвенник или Требник Петра Могилы, увидевший свет в 1646 году.
Он подготовил к печати Катехизис «Православное исповедание», которое было одобрено Собором, но вышедшее в печатном виде в 1662 году в Амстердаме почти через 20 лет после смерти святителя.
Афанасий Кальнофойский подготовил к изданию книгу «Τερατουργήμα», в которую вошли чудеса и Печерских святых, представленные святителем.
В 1652 году царь Алексей Михайлович приказал списать книгу «Камень», в составлении ее активное участие принимал киевский митрополит Могила, в которой подчеркивалась истинность богослужений, Таинств, постов, устройство храмов и обителей согласно православному Уставу.
Святитель всячески подчеркивал безблагодатность церкви униатов, описывая случай, когда во время причастия вино в руках митрополита Ипатия Поцея превратилось в воду. На основании полемических книг, написанных в защиту отеческой веры и Православной церкви, был основан небольшой скит, будущая Голосеевская пустынь.
В записках московского митрополита Макария Булгакова сказано, Петр Могила является украшением истории православной церкви, превосходя иерархов того времени просвещением и любовью к просвещению.
На метрополитанском соборе 1646 года по совету митрополита киевского были введены метрические книги, реестры актов гражданского состояния, рождение, крещение, брак, смерть.
На сегодняшний день послания Петра Могилы не утратили своей актуальности, святитель в свое время выиграл битву за будущие поколения, но и сегодня борьба за души молодежи стоит на первом месте, дьявол рыкает со всей уголков.
Имея пример истинной веры и твердой воли в лице святителя Могилы, современные христиане должны быть светом всему миру личным примером православной жизни.
Через девять лет, 8 декабря 2005 года имя святителя внесли в Месяцеслов РПЦ, согласно которому 13 января во всех православных храмах московского Патриархата чтится память митрополита киевского. В его память учредили орден святого Петра Могилы.
Его сочинения «Крест Христа Спасителя», «Сказания Петра Могилы», Завещание и поныне у многих монахов и священников являются настольными книгами.