Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Житие епископа Афанасия Сахарова

Живя в мирное время, имея свободу вероисповедания, сложно даже представить, как человек, которого держали в заключении почти всю его сознательную жизнь, сумел сохранить твердое стояние в вере, при этом наполняя радостью в Господе духовных детей, поддерживая их письмам из ссылок.

Афанасий Сахаров — епископ, викарий, священник, создающий тексты литургий в условиях ссылки, пример твердости духа и веры того, кто более 30 лет провел в тюремном и лагерном заключении.

Детство и юношество

16 июля в 1887 году, когда православным мир отмечал христианский праздник, в семье Сахаровых родился мальчик Сергей. Его отец Григорий и мать Матрона, проживающие в Паревке Тамбовского округа, славились в округе своей добротой и благочестием. Единственного сына благочестивые родители назвали Сергеем, в честь Сергия Радонежского.

Святитель Афанасий Сахаров

Выросший в благодатной семье, наполненной беззаветной любовью к православию и Родине, Сергей с детства мечтал о монашестве. Судьба порой жестока, мальчик в возрасте 2 лет лишился отца. Всю любовь он черпал от матери, которая мечтала о дне, когда сын станет монахом.

Мальчик с радостью черпал знания в церковно-приходской школе, хотя они давались ему с трудом, никогда не уходил раньше времени с продолжительных богослужений. Его ровесники вспоминали, что с самого детства Сергей гордо заявлял, что приедет в родной город, как архиерей. Отрок, выросший без отца, старался постичь все ремесла. Он прекрасно шил и даже вышивал одежду для священников.

Пребывая в ссылках, отец Афанасий использовал приобретенное в отрочестве умение для вышивания иконных риз. Он собственноручно вышил антиминс, в котором проводил богослужения для ссыльных.

Отрок Сергий учился с трудом, поступив в 1896 году в духовное училище Шуйска, но прилежнее ученика учителя не встречали. Благословением Всевышнего святитель Афанасий считал то, что некогда ученик, с трудом воспринимавший учебу, успешно прошел 6 лет обучения (1902-1908 г.) во Владимирской духовной семинарии.

  • Во время учебы в семинарии исполнял обязанности рипидоносца и иподиакона при архиепископе Николае (Налимове).
  • В 1907 году посвящается в чтецы.
  • 1908-1912 года — время обучения в Московской духовной академии.
  • Литургика и агиология были особо почитаемыми предметами будущего святого, он буквально упивался богослужебными текстами.
  • Гимнология осталась любимым детищем архиепископа Сахарова до конца жизни. Время написания первого тропаря Богородице пришлось на пребывание в училище.
Святитель Афанасий стал автором тропарей и кондаков

Своими талантами молодой Сергий обязан духовному наставнику и первому учителю архиепископу Владимирскому Николаю (Налимову).

Часто в своих письмах владыка Афанасий вспоминал известного богослова аскета, ректора епископа Феодора (Поздеевского), который совершил постриг Сергей в монахи в 1912 году, 12 октября, дав имя Афанасий, в честь патриарха Афанасия Цареградского, уже 14 октября идет рукоположение иеродиаконом, а 17 октября — иеромонахом.

В 1912 году Полтавская духовная семинария получила молодого, но талантливого преподавателя, который в полную силу раскрыл свой талант благовестника слова, в конце августа 1913 года переводится преподавателем во Владимирскую семинарию и смотрителем в духовное волынское училище в селе Клевать.

В Епархиальном совете, куда иеромонах Сахаров был введен в 1918 году, он отвечает за приходские проповеди, принимая участие в освещении злободневных вопросов текущего времени.

Революция застала отца Афанасия в возрасте 30 лет, это было время потрясений не только в политике, но и религиозных устоях. Враждебные выпады против правил православия нуждались в надежной и защите, стойким воином которой оставался свт. Афанасий Сахаров.

Рождественский монастырь во Владимире

1920 год Афанасий встречает в сане архиепископа, он назначается наместником монастыря Рождества Христова во Владимире. Во время всего своего служения уделяет много время:

  • исследованию ведения богослужений;
  • пишет проповеди;
  • принимает участие в составлении книг по богословию;
  • прорабатывает вопросы церковной дисциплины;
  • составляет статуты по чествованию местных святых.

Архиепископ Афанасий Сахаров неоднократно поднимал вопросы по правилам канонизации русских святых и составлял порядки ведения службы на праздники в честь святых.

С 1921 года стал настоятелем Боголюбовской обители. 10 июля состоялась хиротонизация Афанасия, которую благословил патриарх Тихон, епископом Ковровским, викарием епархии Владимирской области.

Хиротония была совершена митрополитом Владимирским и Шуйским Сергием (Страгородским), архиепископом Нижегородским и Арзамасским Евдокимом (Мещерским), епископом Печерским, викарием Нижегородским Варнавой (Беляевым).

Время арестов и ссылок

Не прошло и года с дня хиротонизации, как 30 марта 1922 года архиепископ Ковровский был арестован,но первый арест владыки длился всего один день.

Важно! Найдено тайное послание Ленина, где сказано, что уничтожение особо активной части священства можно будет проводить, прикрываясь борьбой с голодом и экспроприацией ценностей в храмах.

В апреле было сфабриковано Суздальское церковное дело, по которому 12 апреля епископу Сахарову, митрополиту Сергию (Страгородскому), архиепископу Павлу (Борисовскому) были предъявлены обвинения в государственной измене.

По ложному обвинению, за противодействие изъятию храмовых ценностей, при обнаружении разворованной ранее большевиками ризницы, архиереи были арестованы. Господь проявлял Свою милость постоянно в отношении Сахарова, которого 9 июня 1922 года осудили на год, а освободили через день, ибо вышла амнистия.

Священноисповедник Афанасий (Сахаров)
  • За активное участие в обновленческом движении архиепископ Афанасий Ковровский Сахаров арестовывается в середине лета и конце сентября 1922 года, отправляется в московскую Таганскую тюрьму, где приговаривается к 2-х летней ссылке в Усть-Сысольск Зырянского края.
  • После освобождения в начале 1925 года возвращается в родной город, принимает на себя управление епархией Владимирской области в чине первого помощника Николая (Добронравова), архиепископа, отправленного после ареста в Москву.
  • Пришел май 1925 года, и главное политуправление потребовало у владыки Ковровского отказаться от управления епархией в письменной форме.
  • Осенью 1925 года на обновленческом епархиальном съезде святитель Афанасий выказывает недовольство политикой церкви и покидает его.

Оказывается, что при ГПУ были свои священники, так епископ Дамиан (Воскресенский), глава Временного высшего церковного совета, перешел с места управляющего Владимирской епархией и Афанасия, взявшего на себя бразды управления в епархии, подвел под арест.

15 января 1926 года архиепископ Ковровский, викарий Владимирский благословил прихожан на жизнь без главы епархии, посоветовав им в случае необходимости искать помощи в соседних епархиях, и был арестован на 2 месяца.

Покаявшийся епископ Дамиан (Воскресенский) вновь возглавил Владимирскую епархию, а святитель Афанасий Сахаров, епископ Ковровский в ноябре 1926 года возглавил Ивановскую епархию.

Соловки

За отказ прекратить управление делами епархии, и уехать из края, снова арестовывается 15 января 1927 года за антисоветскую деятельность. На этот раз владыка проводит в тюрьме Москвы 4 месяца, после чего прозвучал приговор — 3 года пребывания в лагере на Соловках.

С мая 1927 года осужденный Сахаров работает сторожем, счетоводом в Разноволоке, Поповом острове и других лагерях.

Икона святителя Афанасия, епископа Ковровского

В конце декабря 1929 года опального священника отправляют на Соловки, откуда возвращается через месяц, в канун 1930 года в Попов остров, где его свалил сыпной тиф. Едва окрепшего святителя этапируют в тюрьмы Красноярского и Туруханского края. Туруханская каталажка на 2 года стала местом жизни и испытаний епископа Ковровского.

2 февраля святителя освобождают, чтобы 30 апреля того же года отправить в Турунский край почти на полтора года, до августа 1933 года.

Беломорско-Балтийская ссылка

Только с конца лета 1935 года до середины апреля 1936 года удалось пожить святителю в родном городе. Он даже не вел службы, но был вновь арестован с приговором — 5 лет пребывания в Беломорско-Балтийских лагерях до июня 1941 года за отказ сотрудничества с Сергием, просоветским митрополитом.

Был назначен инкассатором, после кражи денег уголовниками получает еще год ссылки. Лесоповал, строительство дорог, лаптеплетенная бригада, священник прошел все круги ада, но не был расстрелян, как многие политзаключенные.

При нападении немцев ссыльных священников этапировали в Онежский лагерь, заставив пройти пешком четыреста километров.

  • После освобождения в начале лета 1942 года отправлен на место жительство в Ишиму Омской области, где владыка работал по ночам сторожем до конца осени 1943 года.
  • Неумение молчать и не проповедовать слово Божье снова привело Афанасия Сахарова на скамьи подсудимых в ноябре 1943, его перевозят в Москву и постоянно допрашивают, заставляя снова признаться в борьбе против Советов, на что владыка ответил отказом.
  • 1944 год и восемь лет жизни в лагерях Сибири и Темникове, Мордовия. Для еще большего унижения священника ставят на ассенизаторские работы.

До 1945 года святитель Афанасий отрицает законность патриарха Сергия, он приветствует приход патриарха Алексия І, который в 1955 году принял освобожденного по инвалидности в 1947 году святителя Ковровского.

Последнее время на земле

После освобождения епископ проживает с 1954 года в Зубово-Полянском доме инвалидов.

В этом же году исполнилось 33 года архиерейского служения святителя, из них он всего 33 месяца служил в епархии, столько же был не при делах. Остальное время провел в лагерях.

Верный духовный друг и брат Егор Седов, он поддерживал продуктами и молитвами священника все годы, весной 1955 года забирает из дома инвалидов изнеможенного Афанасия, который далее проживал в его доме в Тутаеве.

Книга святителя Афанасия Сахарова

Немощный физически епископ Ковровский остался молод духовно, он с особым рвением занимается исследованием жизни русских святых, пишет труды о поминовении усопших, с 1955 года возглавляет Богослужебно-календарную комиссию, при этом трудится над месяцесловом святых, проживая с октября месяца в Петушках.

Важно! Все приходящие к святителю на беседу, уходили от него обласканные любовью, сердечностью и теплотой святителя, сердце которого не ожесточилось в лагерях и наполненные духовно, окунувшись в глубину богослужебных проповедей.

До 1957 года православный мир не мог читать трудов святителя, их просто не было в печати.

28 октября 1962 года священноисповедник Афанасий Сахаров отошел к Господу, в его доме игуменом Кириллом была отслужена великая панихида согласно завещанию, оставленного святым отцом накануне своей смерти.

Посмертная реабилитация и канонизация

Введенское кладбище недалеко от храма князя Владимира во Владимире стало местом последнего почивания святого Афанасия Сахарова.

Мощи святителя Афанасия во Владимирском монастыре

В марте 1989 года прокуратура Владимира приняла решение о реабилитации святого, который 20 августа в 2000 году был канонизирован в лике новомучеников и исповедников.

Мощи святителя обрели 15 октября, чтобы 29 октября организовать крестный ход для перенесения их в монастырь Рождества Богородицы во Владимире.

Важно! 15 октября православная Церковь почитает память святого Афанасия Сахарова, в составе Соборов новомучеников и исповедников Русской Церкви и Соловецких.

В 2012 году в Петушках открыли мемориал в память о святом, в который вошел духовный центр и выставочная композиция.

Святитель Афанасий Сахарова, епископ Ковровский
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: