Быть духовным наставником — дар от Бога, данный не многим. Основным качеством душепопечителя является терпение, умение слушать, понять, принять и не осудить, а дать совет, в котором проявится сила любви Христа.
Игумен Никон Воробьев — православный писатель, монах, попечитель множества духовных детей, священнослужитель РПЦ, оставивший в наследство будущим поколением огромное наследие в виде сборника «Нам оставлено покаяние».
Детство
Николай Васильевич Воробьев родился 4 мая 1894 года, в селе Микшино Тверской губернии в многодетной семье крестьян. В верующем семействе, где кроме Коли было еще шестеро детей, много работали, но при этом не забывали об утренних и вечерних молитвах, соблюдении постов. Коля практически ничем не отличался от остальных детей в детстве, разве что всегда всех жалел, был не по годам порядочным и честным.
Первое пророчество о своем монашестве игумен Никон получил в детстве от живущего в деревне юродивого, который при встрече с мальчиком кричал: «Монах!» Выходец из села, подросток проявлял настоящие таланты в познании математических и технических наук, став студентом реального училища. Наравне с математикой, черчением Коля прекрасно поет, танцует и быстро освоил игру на альте.
Родители, имея в семье еще шестеро детей, практически не помогали сыну во время учебы, но он быстро нашел выход, стал репетитором для богатых, но слабых в науках учеников, зарабатывая себе на оплату проживания и еду. Позже в реальное училище поступает младший брат Михаил, порой голодая сам, Коля берет и его на свое содержание, до окончания обучения.
Юношеские годы
После окончания реального училища в 1914 году Воробье становится студентом Психоневрологического Петроградского института, много читает и ищет ответ на извечный вопрос о смысле жизни. Порой он деньги, отложенные на последний кусок хлеба, отдает за книгу, увлекаясь особенно философией, где ищет ответы на волнующие его вопросы.
Разочаровавшись в учебе, молодой человек бросает институт. Потерявшийся в своих исследованиях отрок впадает в депрессию, не находя ответа на вопрос о смысле жизни. Взамен приходят мысли о суициде, и в 1915 году он решает уйти из жизни, но перед этим буквально кричит к Богу, прося об откровении.
Даже сам Николай не смог впоследствии объяснить того надлома и просветления, происшедшего в его душе, но именно в самый страшный момент своей жизни он приобрел веру, увидел свое предназначение в служении Всевышнему.
В 1917 году юноша становится студентом Московской духовной академии, но обучение прерывается из-за революции. Живя в Вышнем Волочке, работает учителем математики, через несколько лет переезжает в Москву и служит в храме святых Бориса и Глеба.
Работая псаломщиком, живет в полу нищете и холоде, но все свое время проводит в молитвах и постах, наполняясь Божьей благодатью, принимает решение стать монахом.
Принятие монашества и ссылка
Епископ Феофан (Семеняко) 5 апреля 1931 года, что пришлось на Вербное воскресение, в Никольском храме Козыревского кладбища в Минске совершил пострижение в монахи Николая Воробьева, дав ему имя Никон.
Через два дня 7 апреля того же года, в праздник Благовещения Пречистой Девы Марии отец Никон принимает посвящение в чин иеродиакона, а 8 января 1933 года он рукополагается в иеромонахи.
1933 год — время зачистки в коммунистической партии и борьбы с «врагами народа», когда в каждом человеке видели вредителя и антисоветского агента, под это веяние попал и иеромонах Воробьев.
7 июня 1933 года согласно постановлению суда он на пять лет отправлен в ссылку в Сибирь.
Тюремное заключение не сломило верного христианина, он выстоял среди допросов, пыток, но никого не оговорил, не дал ложных свидетельств, а только молился, благословляя гонителей, отдавая весь суд Господу.
После освобождение в 1937 году возвращается в родные края, работает помощником в доме доктора, где вся семья была ярыми коммунистами и атеистами. Жена доктора и ее сестра не раз унижали и провоцировали на скандал смиренного и терпеливого батюшку, но взамен раздражения отец Никон показал пример истинной кротости, чем и завоевал их сердце.
По прошествии времени обе женщины приняли Христа своим Спасителем, а сестра Елена, будучи врачом, оставила лечебную практику и приняла монашеский постриг, став монахиней Серафимой. В семействе доктора отца Воробьева, духовная жизнь которого заключалась служить примером кротости и терпения, застало известие о Второй мировой войне.
Путь настоятеля
Нападение немцев, страх, неуверенность в будущем вновь поворачивают сердца людей к Богу, в молитвах они ищут спасения, освобождения и поддержку. Советское правительство разрешает открыть некоторые храмы. Отец Никон возвращается к священнослужению.
В 1944 году архиепископ Калининский и Смоленский Василий назначает священнослужителя Никона настоятелем Козельской церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, после этого в 1948 году следует перевод в Белев, после него — Ефремов, а далее следует Смоленская епархия, Смоленск, Гжатск.
Жизнь игумена Воробьева продолжается в тяжелых условиях, гжатский приход находится в полном запустении и нуждается в реставрации. Слабый здоровьем, потерянным в лагерях, батюшка принимается за работу по восстановлению храма и обустройству своей жизни.
В 1956 году на праздник Воскресения Иисуса Христа преосвященный Михаил (Чуб) награждает отца Никона чином игумена. Несмотря на то, что священнику приходится много физически работать, он не пропускает утренние молитвенные чтения, проводит богослужения, наполненные Божьим рвением.
В свободное время настоятель храма работает в теплице, саду, его урожаи вызывают изумление даже у опытных огородников, и много читает. В письмах отец Воробьев позже напишет, что именно в этот тяжелый период он понял, что такое истинное терпение и смирение.
Последние годы
В течение шести лет игумен отдавал все свои силу богослужениям и восстановлению церкви, но его здоровье все чаще давало сбои. В последний год он ел только белый хлеб, молоко и свежие ягоды, слабел на глазах, но всегда находился в ясном состоянии ума, наполняя всех вокруг себя удивительным спокойствием.
Накануне смерти батюшка Никон, уже лежа в постели, причастил духовных детей и дал им наставления:
- исполнять заповеди;
- хранить веру;
- держаться святителя Игнатия (Брянчанинова);
- оставить суету, опустошающую души.
Игумен Воробьев четко понимал, что его жизненный путь подходит к концу, благодарил Бога за прожитые годы и часто принимал Причащение Святых Таинств. Он говорил о том, что никогда не находил радости в земной жизни, но с радостью уходит к Отцу, что ему жалко остающихся, ибо приходят времена, когда «живые будут завидовать мертвым».
Игумен Николай Воробьев почил 7 сентября 1963 года в возрасте 69 лет. Отпевание состоялось 9 сентября, после чего тело игумена предали земле в Гжатске.
Духовное наследие
Отец Никон является одним из самых ярких представителей русской православной церкви 20 столетия, который всю свою жизнь положил на дело исследования наследия Спасителя.
Прожив земную жизнь и оставив потомкам пример смирения и терпения, игумен Воробьев записал наблюдения, заключения, откровения и советы в своем наследии:
- книгах;
- проповедях;
- наставлениях.
Профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов, ученик и духовный сын старца приложил огромные усилия для собрания и публикаций духовного наследия отца Никона. Особенная манера подачи собственного мнения у игумена Воробьева отличается тем, что он не навязывает своей мысли, а мягко подводит человека к решению того или иного вопроса, оставляя выбор за читателем.
Получателями духовных писем являются конкретные люди, но во время их чтения создается впечатления, что послания отправлены именно тебе. Отец Никон не просто излагал Библию или откровения Святых отцов, он делился откровениями и собственными переживаниями в познании и открытии для себя сущности Бога и Святой Троицы.
Красной нитью через все послания проходит тема любви к ближнему, покаяния и смирения. Разобраться с собственным самолюбием и самооправданием поможет послание «О началах жизни». Все наставления, как результат исследования духовной жизни святых, записаны в сборнике «Внимай себе».
Вопросы зависимостей, пьянства, лени глубоко затронуты в письмах Никона Воробьева «Будь милостив себе. Письма к пьющему брату». Об укреплении православной веры и познании Бога говорится в посланиях:
- «Чистое сердце»;
- «Письма к духовным детям»;
- «О непрестанной молитве» и множестве других.
Прожил человек, всю жизнь посвятил поискам истины, посадил сад, оставил в наследие людям проторенную дорожку к познанию Бога и тихонько ушел в Небеса, как истинно святой сын Божий.