Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Что такое утреня?

В православной церкви служатся несколько разных видов служб, которые складываются в суточный круг. Для того чтобы понимать суть происходящего в храме, нужно разбираться в том, какие есть службы и когда именно они проводятся. Сегодня познакомимся с необычной службой, которая называется «утреня», но при этом в церкви служится вечером. Почему так происходит? Какие ее особенности, что нужно знать прихожанину об этой службе?

Определение утрени

Утреня — это церковное богослужение, которое, согласно Уставу нашей церкви, должно совершаться в самое раннее утро, еще до восхода солнца. Вся суть утрени — это благодарность Богу за прошедшую и пережитую ночь, за наступление нового дня в нашей жизни.

Утреня — одно из богослужений суточного круга в православной Церкви

Если смотреть структуру суточного богослужения, то утреня входит в состав так называемого всенощного бдения. Изначально, у первых христиан, всенощное бдение совершалось именно ночью, потому что зачастую организовать службу днем было опасно или вообще невозможно. В современной Церкви всенощное бдение очень редко целиком служится ночью, оно разбивается на части. Но название закрепилось за этой службой с древних времен.

Утреня является второй частью всенощного бдения, которая идет следом за вечерней. По своему наполнению она соотносит нас со временами Ветхого Завета, когда Христос только пришел в наш мир для спасения каждого из нас, для чего победил смерть и воскрес.

Важно! Сегодня утреня служится на вечернем богослужении, которое устанавливается в каждом храме вечером, накануне праздничных, воскресных и любых других дней, когда есть Литургия.

Определить начало утрени несложно — она начинается с чтения шестопсалмия, когда в храме выключаются все светильники и оставляют гореть только зажженные лампады. Это очень трогательный и запоминающийся момент всей службы — весь храм, освященный только мягким светом лампад, погружается в общую молитву.

Что такое шестопсалмие в последовании утрени

Чтение ветхозаветных псалмов показывает скорбь человеческой души о своем падшем греховном состоянии, томление в ожидании прихода Спасителя, которым было наполнены времена Ветхого Завета.

Интересно! Для того чтобы чтение шестопсалмия не было слишком угрюмым, настроение псалмов меняется: читаются как скорбные псалмы, так и радостные, наполненные Славой пришествия Христа
.

Особое отношение к шестопсалмию выражается в том, что во время этого чтения всем молящимся положено стоять, а ходить по храму, ставить свечи, совершать еще какие-либо действия возбраняется. Конечно, если человек по своей немощи не может выстоять эту часть службы, он может присесть.

Шестопсалмие читается на каждой утрене, за исключением дней Светлой седмицы

Шестопсалмие читается двумя частями: после первых трех псалмов священник становится перед Царскими вратами и начинает чтение особых утренних молитв, в которых просит благословения для себя и своей паствы на новый наступивший день, благодарит за прошедшую ночь. Выйдя из алтаря, священник символически олицетворяет собой Христа, как обещанного Спасителя всего человечества.

Ектиния и кафизмы

По окончании шестопсалмия диакон начинает провозглашать великую ектению, после чего возглашается хвала Господу — «Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне». Эти слова часто можно слышать в храме, они напоминают нам о тех временах, когда Господь находился в нашем мире, как он во славе входил в Иерусалим, где принял мученическую смерть.

Важно! Сразу за ектенией поются тропари в честь праздника данного дня или святого, память которого ныне совершается.

Следующая ступень в последовании утрени — чтение Псалтири по кафизмам. Кафизма представляет собой соединенные в одну часть несколько псалмов. Их чтение, наподобие чтению шестопсалмия, направлено на воспоминание о нашей греховности, о необходимости покаяния. Вместе с тем, в псалмах мы видим надежду на то, что с Божьей помощью можем преодолеть тлетворное действие грехов. Во время прочтения кафизм в храме разрешается присесть, а по их окончании включаются все светильники.

Полиелей

После прочтения Псалтири начинается наиболее торжественная и красивая часть службы — полиелей ( это слово в переводе означает «многомилостие»). Она направлена на воспевание и восхваление всех тех великих милостей и дарований, которые Господь посылает каждому человеку. Начинается полиелей с чтения хвалений, под которые открываются Царские врата, а священник выходит для совершения каждения.

После этого поются особые воскресные тропари, которые повествуют о радости Воскресения. Кроме того, во многих храмах существует традиция выноса на аналой иконы, почитание которой совершается. Перед ней поются тропари, величания и стихи, рассказывающие о сути праздника или почитания того или иного дня. Пение звучит попеременно как хоровое, так и служащими священниками. Все вместе создает очень торжественную, праздничную атмосферу богослужения.

Полиелей — торжественное песнопение утрени, составленное из 134 и 135 псалмов

Помимо великой ектеньи, дьякон после величаний произносит и малую. Ектенья — это то время в богослужении, когда человек может помолиться о чем-то своем, сокровенном. После ектеньи поются антифоны и прокимен, которые предшествуют чтению Евангелия.

Чтение Евангелия — важнейшая часть любого богослужения. Именно в Евангелии содержатся все основы нашей веры, поэтому каждый православный христианин должен уделять время чтению Священного Писания не только в храме, но и дома.

Читаемые отрывки из Евангелия отличаются в различные дни. Так, в воскресные дни зачитываются места, повествующие о Чуде Воскресения Христа, о Его явлении после Воскресения своим ученикам. В другие же дни или праздники читаются отрывки, в которых идет речь либо о празднуемом событии, либо о прославлении святого.

Завершает чтение Евангелия торжественное пение «Воскресение Христово видевши…», после чего к Евангелию прикладываются все присутствующие в храме. В праздничные дни вместе с Евангелием принято целовать и икону праздника.

После этого все верующие подходят ко священнику для помазания освященным маслом. Очень часто эту процедуру называют «миропомазанием». Это грубая ошибка — миропомазание является Таинством, которое, чаще всего, совершают во время Крещения.

Помазывание освященным елеем (маслом) делается на каждой службе как символ того, что православные христиане должны быть помазаны Божьем именем для освобождения от любого зла.

Обряд елеепомазания в православной церкви

Также перед праздниками во многих храмах принято раздавать хлеб, окропленный вином. Этот хлеб не является святой просфорой, не нужно их путать. Данный хлеб символизирует пищу духовную, которая в той же мере, что и пища телесная, нужна для жизни верующего человека.

Канон

После помазания не стоит сразу торопиться и уходить домой, ведь чинопоследование утрени еще не завершено. Следующей частью службы будет канон — это собрание различных молитв по определенному правилу. Большую часть богослужебных канонов составили святые отцы нашей Церкви, например, Андрей Критский ( Великий покаянный канон, читаемый на первой неделе Великого поста). Канон разделяется на составные части (ирмосы, песни, тропари), часть из которых поется, а другая часть прочитывается.

Ирмосы, которые в самом начале канона поются, основываются на каких-либо библейских событиях. Это и песнь пророка Моисея, в которой он восхвалял Господа после перехода через море, и песни многих других ветхозаветных пророков.

Важно! Во время Великого поста исполняется вторая песнь канона, которая имеет особые покаянные мотивы. Ее основа — это обличение Моисея, направленное на свой народ, когда тот впал в мерзкое идолопоклонство.

В середине канона происходит каждение храма дьяконом, также несколько раз произносятся малые еткении. Такая слаженная, выверенная структура богослужения придает ему особую торжественность, радостное восхваление Воскресение Спасителя Иисуса Христа, предстательство за каждого человека Пресвятой Богородицы.

Почитанию Богородицы отводится отдельное место: поется «Честнейшая херувим», диакон отдельно перед Царскими вратами провозглашает хвалу Божьей Матери.

Окончание

По завершении канона снова поются псалмы, а точнее, некоторые стихи из них, такие как «Всякое дыхание да хвалит Господа. Они дополняются отдельными стихами, прославляющими Спасителя, Божью Матерь или отдельных святых.

После этого звучит возглас священника: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Изначально этот возглас должен был звучать на самом рассвете, когда первые лучи восходящего солнца разгоняли мрак ночи. Символично к этому моменту и были приурочены слова о свете духовном, исходящем от Господа. Сегодня время служения утрени сместилось, но духовный смысл этого возгласа остается неизменным — только в Господе мы можем познать и обрести настоящий свет для нашей души.

На этот возглас священника отвечает хор пением особого хвалебного гимна, который начинается со слов «Слава в вышних Богу», после которых поются различные молитвы, библейские сюжеты и Трисвятое.

Отпуст — особая молитва, которой священник оканчивает службу, благословляя народ

Под конец утрени, перед самым отпустом, воспеваются праздничные тропари, а если никакого праздника в этот день нет — тропарь отпуста, где повествуется о Воскресении Христа, о тех трудах, которые понесли апостолы ради распространения христианства по всему миру. За этим снова следует ектения, последняя в этой службе. Завершается утреня пением «многлетия» — прошении о сохранении местного архиерея, патриарха, настоятеля храма и всех прихожан.

Зачем ходить на утреню

Сегодня утреня входит в состав так называемой «вечерней службы» — богослужения накануне дня, когда будет совершаться Литургия. Эти богослужения всегда служатся в субботние дни, поскольку по воскресеньям в каждом храме есть Литургия. Обязательны службы накануне самых разных православных праздников. Кроме того, в каждом храме может быть свое расписание богослужений. К примеру, в монастырях службы служатся ежедневно, соответственно, вечерняя служба также каждый день. Узнавать расписание богослужений нужно в конкретном храме.

К сожалению, на вечернее богослужение приходит всегда людей меньше, чем на Литургию. На самом деле, всенощное бдение с утреней и Литургия — это единая служба, которая служится в честь конкретного дня или праздника. Сейчас она удобно разбита на две части — одна вечером и другая утром. Но, несмотря на такое удобство, многие сознательно не ходят на вечернее богослужение, считая его менее значимым.

Каждый православный христианин должен стараться посещать все службы, которые служатся в храме, не нарушая установленный порядок. Такая полнота церковной жизни очень благотворно влияет на духовное состояние человека. Понятно, что очень часто нет возможности посетить храм из-за работы, поскольку занятость современных людей очень высока. Но если время позволяет — нужно обязательно стараться побывать на службе не только утром, но и накануне вечером.

Совет! Особенно важно уделить этому внимание перед причастием. Если человек готовиться к принятию Святых Христовых Таин на Литургии, нужно постараться обязательно побывать на вечерней службе.

Причастие — это кульминация всего суточного богослужебного круга, а начинается этот круг с вечера предыдущего дня. Поэтому перед причастием очень желательно вечером сходить в храм, а по приходу домой читать правило перед причастием. К тому же, во многих храмах исповедь проходит именно на вечерней службе, поэтому не получится причаститься на Литургии, не попав на службу вечером с исповедью.

Посещение богослужений в храме — неотъемлемая часть духовной жизни каждого православного христианина. Как бы мы ни хотели верить «в душе», как бы мы не считали, что Бог везде и не нуждается в «посредниках» — без храма православия не существует. Сложность и непонятность церковных песнопений постепенно сглаживается, по мере воцерковления открываются глубокие смыслы службы. Мы можем придумывать себе любые отговорки и объяснения, но если мы считаем себя православными христианами, церковь должна стать органичной и естественной частью нашей жизни.

Всенощное бдение. Утреня
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: