Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Канонизация царской семьи

ХХ век особо отличился за все времена существования православия количеством прославленных святых. Политические гонения, преследования за веру, массовые расстрелы и казни — всего этого хватало в изобилии. Но есть особые святые ХХ века, прославление которых вызвало массовые споры и целые народные движения. Речь идет о последнем российском царе Николае Романове и его семье. За что их почитают святыми? Можно ли не соглашаться с позицией Церкви?

О смерти последнего царя

Согласно историческим данным, последний император Николай II во время революции был арестован и расстрелян в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июня 1918 года. Вместе с семьей государя были казнены четверо слуг и приближенных.

Интересно! Спустя время, один из приближенных государя-императора, погибший с ним в Ипатьевском доме, также будет причислен к лику святых. Речь идет о враче Евгении Боткине.

Сама же семья царя состояла из семи человек: государя Николая Романова, царицы Александры Федоровны и их пятерых детей — сына Алексея и дочерей Анастасии, Ольги, Марии, Татьяны. На момент расстрела самому Царю исполнилось 50 лет, его супруге 46, а детям было от 13 до 22 лет.

Семья императора Николая ІІ

Весть о кровавой расправе над всей императорской семьей очень быстро разнеслась в народе. Практически сразу после казни начали появляться настроения, которые позже окрепли и привели к канонизации Николая Второго.

Так, сам патриарх Тихон на ближайшей после расстрела службе в своей проповеди сказал, что вся Церковь скорбит о произошедшем. Патриарх обратил внимание на то, что Николай Второй со всей своей семьей мог бы выехать за границу, где обеспечил бы себе спокойную и безопасную жизнь. Но он этого не сделал, а «остался страдать вместе с Россией». Предстоятель Церкви благословил всех священнослужителей регулярно совершать богослужения для поминовения убиенных.

Важно! Именно тот факт, что Николай Второй после своего формального отречения от престола не бежал, говорит об искренней и неподдельной его любви к Родине.

В народе постепенно возрастало почитание Царской семьи, как мучеников. Следует отметить, что канонически последний царь и его родные не могут считаться христианскими мучениками, поскольку их казнь не была связана с необходимостью отречения от веры. Другими словами, никто от них не требовал отрекаться от Христа, и, даже если предположить, что они бы это сделали — смертный приговор отменен не был бы. Именно поэтому позже Царская семья будет канонизирована не как мученики, но как страстротерпцы.

Простой народ не очень разбирался в тонкостях церковных канонов, поэтому царя почитали мучеником. Нередко фотография всей убитой Царской семьи находилась рядом с иконами, в домашнем иконостасе. Конечно, в те годы вопрос об официальной канонизации стоять не мог, но в народе почитание постоянно возрастало.

Икона святых Царственных страстотерпцев

Особое почитание Царская семья обрела среди эмигрантов и прихожан Зарубежной православной церкви. Многие, кто из-за политической ситуации вынуждены были покинуть Родину, очень любили императора, преклонялись перед ним. После насильственной смерти это отношение только усилилось.

Длинный путь к канонизации

Все более открытое почитание Николая Второго за границей привело к тому, что уже в 1981 году вся Царская семья была канонизирована в Русской зарубежной церкви. В России при этом на официальном уровне вопрос еще не стоял, но событие привело к активизации внимания к личности Николая Второго.

Так, на месте Ипатьевского дома начали собираться верующие люди и молиться Царской семье. Стали появляться первые, не благословленные еще, самописные иконы. Примечательно, что на первых иконах пытались изобразить только убитых детей, поскольку их невиновность и чистота души ни у кого не вызывала сомнения.

Официально вопрос о канонизации в Русской православной церкви был поднят самым последним — канонизация уже совершилась в Зарубежной церкви, а также Царские страстотерпцы считались местночтимыми святыми в некоторых отдельных областях.

В 1992 году синодальной комиссией РПЦ начался процесс изучения и сбора данных для решения вопроса о причислении к лику святых царя Николая и его семьи. Во главе комиссии стоял митрополит Ювеналий, который почти 5 лет, до 1997 года, посвятил скрупулезной и методичной работе по изучению жизни последнего императора.

Итогами длительной работы комиссии стал доклад, на основании которого Синодом РПЦ было сформулировано решение о причислении Царской семьи к лику святых. Особое внимание было уделено тому факту, что Царская семья безропотно несла свой крест страданий, не пыталась бежать и скрываться, полностью покорилась судьбе и разделила боль России того времени.

Интересно! При этом подчеркивалось, что канонизация царя никоим образом не несет никаких политических целей, таких как призывы к монархическому строю или почитание царя за сам факт его правления.

Царь Николай Второй заслужил свой лик святого не столько во время своего правления, сколько за время своего заключения, ареста и сопровождавших страданий. Понимая, что он может погибнуть вместе со всей своей семьей, царь не бежал, не бросил Россию, но страдал и погибал вместе с ней. Другими словами, причисление к лику святых стало возможным не столько за образ жизни государя, но за его смирение, покорность воле Божьей и за его смерть.

Икона Царя-мученика Николая II

Официальное решение было вынесено на Архиерейском соборе, 14 августа 2000 года. До последнего часа было непонятно, состоится канонизация или нет, поскольку были несогласные. Тем не менее решением собора царь Николай Второй вместе со своей супругой Александрой Федоровной и пятью детьми были прославлены как страстотерпцы среди новомучеников и исповедников Российских.

Противники канонизации

Такой длительный сложный процесс принятия решения в отношении Царской семьи вполне объясним — слишком неоднозначной была персона Царя в смутные революционные годы. Перед синодальной комиссией стояла непростая задача — отделить духовные достижения Николая Второго, его стремление к выполнению Божьих заповедей от политической деятельности.

Конечно, личность царя-помазанника тесно переплетается с его деятельностью в сфере управления государством. И тот факт, что с началом революции произошел формальный отказ от престола, не добавляет Николаю Второму положительных оценок. И именно этот факт стал объектом наибольших споров и появления рьяных противников канонизации.

Кроме отречения от престола, последнему русскому императору вменяется в вину жестокость по отношению к жертвам Первой мировой войны. По свидетельству некоторых очевидцев, Николай Второй позволял себе высказывания, в которых прослеживалось явное пренебрежение большим числом погибших.

Для тех, кто противился причислению царя к лику святых, важным был аргумент о том, что царь считался жестоким охотником. Существует мнение, что кроме охоты на диких зверей, Николай Второй мог истреблять кошек и собак.

Многие историки приводят аргумент о том, что Николая Второго нельзя назвать мудрым и выдающимся политическим деятелем и правителем. Множественные вооруженные восстания, неудачная государственная политика привели к тому, что именно в правление Николая Второго царская Россия пала.

Усыпальница семьи Романовых в Петропавловском соборе

Также распространено было мнение, что канонизация царя — некий политический фарс, направленный на сомнительное возвеличивание царской России. Сторонники такого подхода полагают, что лик святости государя позволяет неправдоподобно приукрашать период монархической власти в России.

Сторонники канонизации и их аргументы

Самое важное, что принималось во внимание при принятии решения о канонизации — последний период жизни государя и его кончина. Сторонники канонизации делали упор на то, что царь сподобился святости не за образ своего правления, не за государственную и военную политику, а за смиренное принятие своей мученической смерти.

Что же касается отречения от престола, то, как бы абсурдно это ни звучало, именно формальное отречение стало первым шагом к будущей святости. С точки зрения политики, это был ошибочный и неверный ход. И если бы Николай Второй не отрекся от своего правления, но силой задушил бы зародившуюся революцию — он бы, возможно, вошел в историю как знаковый и судьбоносный для России монарх. Но тогда бы он не смог стать святым.

Внутренними мотивами, по которым царь Николай Второй сознательно отрекся от престола, было желание не разобщать свой народ, не начинать масштабную войну, которая — несомненно — принесла бы огромные человеческие жертвы. Столько крови на свои руки Николай Второй брать не захотел, а предпочел при этом принести в жертву самого себя.

Вторым удивительным фактом, который явно противоречит теории государственной измены царя, можно назвать то, что Царская семья осталась в России. Никто не мешал государю после отречения тихо уехать за границу, как это сделали многие вынужденные эмигранты того времени, и сохранить свою жизнь. Но он этого не сделал, не смог бросить Родину. Не стала противиться этому решению и его семья — в письмах и дневниках Александры Федоровны находятся подтверждения тому. Царица писала супругу, что, несмотря на заключение и смуту вокруг, она рада быть в России.

Нельзя однозначно трактовать и страшные события 9 января 1905 года, вошедшие в историю как «кровавое воскресенье». По мнению некоторых историков, это была блестяще спланированная и выполненная провокация против Николая Второго. Сам государь-император в это время находился в Царском Селе и не мог отдавать приказов стрелять в толпу.

Император Николай II и его семья были канонизированы в 2000 году

Кроме того, основаниями для причислению к лику святых можно назвать следующие факты:

  • действительно мученическая и насильственная смерть от рук большевистских преследователей и правителей;
  • общенародное почитание императора, как святого;
  • прославление его в Западной церкви и отдельных поместных епархиях;
  • задокументированные свидетельства чудес и помощи по молитвам к Царской семье;
  • всем известное православное благочестие всей Царской семьи, которая открыто проповедовала православную веру, занималась постройкой новых храмов, жила согласно канонам христианства;
  • работа царицы Александры Федоровны и ее дочерей в качестве рядовых сестер милосердия в военных госпиталях.

Почитание Царской семьи в наши дни

Конечно, пройдя такой длинный и сложный путь определения участи Царской семьи, нельзя было ожидать единогласного почитания даже после официальной канонизации. Многие не смогли принять данное решение и до сих пор считают, что РПЦ допустила большую ошибку, признав Николая Второго святым.

Как мы, простые миряне, должны к этому относится? Безусловно, мы не должны хулить нашу церковь, оспаривать ее решения. Мы должны поступать по примеру многих богословов, выступавших в процессе против канонизации, но после решения церкви замолчавших. В частности, профессор МДА А. И. Осипов, который также много исследовал жизнь Царской семьи и был противником канонизации, после ее совершения спокойно признал, что он смиряется перед соборным решением Церкви и больше никогда не высказывался негативно о Царе.

Также должны поступать и мы — после того, как Церковь приняла решение о причислении Николая Второго к лику святых, все споры должны умолкнуть. При этом каждый человек остается свободен в своем выборе молиться святым царственным страстотерпцам или нет.

Совет! Тот факт, что семья последнего императора призвана святой, не обязывает каждого из нас постоянно обращаться к ним в молитвах. Но, с другой стороны, этот факт обязывает каждого из нас не хулить имя Царя, не вступать в споры и пререкания, не искать черных страниц в его жизни, не пытаться опорочить.

Если мы хотим быть православными христианами, мы должны доверять собственной Церкви, членами которой мы являемся. Иначе какой смысл в наше вере, если единства нет даже среди православных? Если наша душа не готова признавать Царя святым, то как минимум, мы должны сдерживать все хульные слова и помыслы в адрес страстотерпца и молиться Господу о вразумлении.

Канонизация Царской семьи
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: