Здоровый образ жизни сегодня очень популярен. Его рекламируют по телевидению, в Сети и на улицах, открываются множество спортивных залов, многие получают образование тренеров и начинают вести людей к идеальному телу. Наравне с привычными физическими нагрузками, возникают множество альтернативных и зарубежных вариантов спорта: восточные единоборства, пилатес, и, конечно, йога.
Вот о последнем варианте и возникают разногласия, ведь йога — это не только спортивные нагрузки, это и определенное мировоззрение человека, и духовные практики. Каково отношение Православной Церкви к йоге и можно ли православному человеку ею заниматься?
Цель йоги как духовной практики
Данная восточная практика является неотъемлемой частью целой религии — буддизма, который и получил широкое распространение благодаря йоге. Изначально, этот вид спорта был популярен только в западных странах, в частности Америки, но со временем появился и на территории постсоветских стран. И вот возник вопрос, а можно ли православным заниматься йогой или это противоречит уставу Церкви? И вообще, какое отношение Православной Церкви к йоге?
Чтобы ответить на эти вопросы, следует изначально разобраться, что такое йога и почему занятия ею могут привести к каким-то духовным проблемам.
Йога — это учение, состоящие из системы физических упражнений, целью которых является осознанное управление психикой и психофизиологией человека. Это необходимо для достижения более высокого уровня духовного состояния. Так что, мысль о только физической составляющей в корне неверна. Её главной целью является изменение сознания и это уже заставляет задуматься о безобидности такого спорта.
Православный иеромонах Серафим когда-то сказал, что «человек, который занимается йогой, автоматически подготавливает себя к духовным воззрениям и переживаниям, о которых он и не знал». И Серафим знал это точно, ведь он и сам до принятия пострига активно практиковал эту систему упражнений.
В центре находится медитация, а физические упражнения являются лишь инструментом успокоения тела и достижения покоя физического, для последующих духовных практик. Серафим также пишет и об этом: «Цель ее — расслабить человека сделать его пассивным и восприимчивым к духовным впечатлениям». Любой, кто занимается этим спортом в течение 2-3 недель может подтвердить, что он стал более спокойный и мягкий — это результат регулярных практик.
В таком расслабленном состоянии человек крайне восприимчив ко всему, что ему будут говорить, и он так гораздо быстрее примет чуждую философию.
Почему медитация — это негативное явление
В центре медитации лежит самопознание, она отвлекает человека от суеты и суматохи, уводит в мир образов и красок. В процессе медитации приходит ощущение мира, но в то же время йоги предполагают концентрацию на познание собственного я.
Это не молитва, в которой человек разговаривает лицом к лицу с Господом. Это просто поиск себя и стремление разжечь в себе что-то, чего ранее не было. Люди гонятся за покоем, который предполагает медитация и забывают, что в этой погоне можно забыть, что человек — всего лишь Божий раб.
Человек перестает молиться, он начинает искать того покоя, который ему рисует сознание. Более того, медитация заставляет человека принять и понять, что он — бог, а это противоречит Заповеди Божьи, которые говорят, что один есть Господь.
Человек, постоянно занимающийся такой практикой, рано или поздно повторить грех Адама — решит, что он ничем не хуже Господа Бога и будет низвергнут.
«Спасение совершается не „в себе и через себя“, но в Боге» говорит богослов Иерофей (Влахос). А вот мастер дзен-йоги Борис Орион утверждает, что дзен или всеобщий мир — это свобода от религий, где нет Бога, а главное — это обращение к самому себе. Разве не то говорил первым людям змей в Эдеме?
Итак, йога предполагает:
- важность опыта, независимо от того, положительный он или отрицательный;
- отсутствие различий между добром и злом;
- концентрация на человеческом «Я»;
- отсутствие Бога;
- достижение лже-покоя;
- отрицание Господа.
Все слоганы звучат очень заманчиво, но в итоге они приводят человека к разрушению самого себя, отрицанию Господа и полному духовному крушению. Человек может достигнуть покоя и совершенства только придя к Господу и покорившись Ему.
Православная церковь и йога
Йога как система упражнений (физических и психологических) существует уже более 1000 лет. Она является ветвью буддизма и направлена на привлечение новых адептов к этой религии. Отношение православной церкви к данной практике строго негативное. Несмотря на то, что некоторые воспринимают данную практику только лишь как систему упражнений, нельзя отделять их от психологической практики.
Патриарх Московский Кирилл, давая комментарий о йоге, подтвердил, что православным верующим стоит воздержаться от подобных практик и лучше заняться другим спортом, в котором нет психологического подтекста. Он уточнил, что практика является языческой и даже простое выполнение упражнений может открыть дорогу духовному миру, который крайне негативно скажется на христианине.
Православная Церковь придерживается того мнения, что подобные занятия восточной практикой приводит христианина к серьезным заблуждениям. Рано или поздно человек, занимающийся йогой, заинтересуется психологическими упражнениями, в частности медитацией, которые она предлагает. И вот отсюда уже будет трудно уйти.
Почему православным нельзя заниматься йогой
Православному христианину нельзя заниматься такой практикой по следующим причинам:
- йога является частью религиозного вероучения, которое категорически противоположно христианству;
- в ней нет Бога, нет стремления Его познать, нет осознания своей греховной натуры;
- йога не предполагает покаяние или раскаяние в своих поступках;
- это эгоистичная практика самопознания без Богопознания, а это категорически расходится с христианскими основами.
Регулярные занятия, медитации — все это приводит к тому, что человек начинает отворачиваться от Господа, обращаться в сторону своей эгоистичной натуры все более и более. Он впадает в различные заблуждения, перестает различать доброе и злое, что в итоге приводит к серьезному духовному падению. Никто не дает гарантий, сможет ли человек вернуться на путь истинный после этого падения или нет.
Ответ священства
Как было сказано выше, патриарх Кирилл четко высказался по поводу восточной практики и отметил, что православные верующие не должны заниматься подобными вещами для своего же собственного блага. При этом он отметил, что в целом крайне положительно относиться к любому виду спорта.
Спорт должен быть направлен на совершенствование нашего физического тела и не затрагивать духовную сущность, а йога работает в ином направлении — завлекает тело, чтобы поразить душу. Физические упражнения йоги отличные, они развивают выносливость и гибкость, но вот ее психологические приемы могут разрушить духовный мир человека, его сущность и культурную идентичность.
Иеромонах Серафим (Роуз) написал по поводу йоги целую книгу, в которой он объяснял разрушительное действие этой восточной практики и перечислял причины почему православным людям следует избегать ее. Его мнение особенно важно для православных поскольку он ранее сам занимался йогой и знает всю систему изнутри. В книге он приводит историческую справку, историю развития этой медитативной практики и разбирает корни ее в буддизме.
Серафим говорит, что на американском континенте распространение йоги привело к зарождению множества языческих культов. В частности, движение хиппи во многом опирается на внутренние самопознание, медитацию и энергию света. Иеромонах отмечает пагубное влияние восточной системы упражнений на духовную жизнь человека и его постепенное отдаление от Господа, с полным в дальнейшем отречением.
Архиепископ Албанский Анастасий также написал статью с одноименным названием, в которой раскрыл свою позицию относительно йоги. Он говорит в ней, что данные упражнения имеют непродолжительное положительное воздействие на людей, в частности такие же, как и любые другие занятия спортом.
Йога является неотъемлемой частью индуизма и начальным этапом общего духовного восхождения. Цель ее не просто хорошее физическое состояние, но полное погружение в исконно языческие индуистские верования.
А православный религиовед Михаил Плотников, который также много лет изучал индуизм и буддизм в Индии, в одном интервью говорит о том, что «йога является изначально практикой индуистских монахов, которая помогает им отказаться от порочных желаний, затем от естественных человеческих (желание иметь семью, достаток, здоровье), а затем и вовсе ото всех желаний».
Вначале человек должен приобрести полный контроль над своим телом, затем над своим психологическим телом, что достигается с помощью медитаций. После многочисленных сеансов транса в разум человека должен войти свет его собственной божественности.
В современном мире так много возможностей, что найти альтернативные спортивные занятия человеку будет вовсе не трудно.
Йога — это самый настоящий грех, это поклонение бесам. Сурья намаскар — поклонение солнцу и другие позы асаны: дерево, змеи, крокодила и т.д., что не естественно человеческому облику ( Божьему облику, Бог создал нас по своему подобию ), примеряем облик дерево, змеи, крокодила и т.д. и тем самым поклоняемся им , что уже нарушаем 1 и 2 заповеди Божьи. Асаны так называемые упражнения в хатха-йоге, очень опасны, через эти упражнения в тело проникает бес, занимающийся йогой этого не заметит. Через эти асаны, в тело вместе с воздухом проникает бес : через женские половые органы, через нос во время праноямы, через рот. В теле начинает появляться внутренняя расслабленность, другими словами просто лень, начинают возникать блудные желания, похоть, злость, отчужденность и отстранённость от людей, растет концентрация на себе, человек уходит в себя, уходит от реальности, в свои мысли и начинает жить в своих собственных мыслях, жить в уме. Кто считает, что йоги все добрые и сострадательные, находятся в глубоком заблуждении. Внешне они показывают себя сострадательными и добрыми, но в действительности они злы. Общение с продвинутыми йогами, особенно с индийскими особенно опасны, потому что они могут испортить вам жизнь, подтолкнуть к греху. Влезая в вашу голову, в ваши мысли, на расстоянии, они будут выдавать свои желания за ваши, а различить свои мысли от мыслей не своих сложно, но можно, если быть внимательно к своим мыслям. Люди православные и не православные, не занимайтесь йогой, это очень опасно, ведь от этого потом сложно отрезвиться. Когда то я занималась йогой, считала что церковь ошибается относительно йоги, считала что йога приносит пользу телу и душе. Как горько ошибалась я, сейчас за все расплачиваюсь. Кто то считает что простые упражнения в хатха йоге безопасны, не связаны с духовной практикой, горько ошибаются, они как раз и опасны. У всех йогов проблемы со спиной, с щитовидной железой и других болячек. Прана — так называемая «жизненная энергия» в воздухе в действительности это скопление падших духов, другими словами скопление бесов. Человек наполняющий себя праной, наполняет себя демонами(бесами). Йога не дает здоровья, йога колечит душу и тело.
Благодарим Вас за такой отклик с и личный опыт!Помогай вам, Господь!
Мое личное мнение отлично от мнение автора. Считаю цели христианства и йоги разные, вот в этом то все и дело. Христианство удерживает духовное развитие. Йога дает его. Христианство пропагандирует жить как есть. Йога пропагандирует выход из порочного круга Сансары. В этом разница, а что до бога и в йоге и в христианстве одинаково далеко или близко, как посмотреть. Йога ограничивает от пороков, в статье не точность. Единственное за что можно уцепиться это отрешенность от мирского. Так святые в христьянсте, так же отрешены от мирского. Вывод: кому нужен выход из Сансары — это йога. Кого все устраивает — это Христианство.
Добрый день. К сожалению, вы совершенно не знакомы с христианством, если полагаете, что «христианство удерживает духовное развитие», «христианство пропагандирует жить, как есть», «кого все устраивает — это христианство».
С самого начала своего существования христианская вера подразумевала перемену себя, изменение человека. Основа христианской веры — покаяние — переводится как «перемена ума». Без этой самой перемены невозможен духовный путь к Господу. Вся жизнь христианина заключается в духовном развитии, под которым подразумевается борьба со страстями, искоренение грехов, стремление к исправлению своей жизни. Так разве справедливо будет утверждать, что христианство удерживает духовное развитие? Напротив, оно основывается на нем и призывает к нему.
«Христианство пропагандирует жить, как есть» — опять же, исходя из предыдущего пункта, это вовсе не так. «Жить, как есть» — означает следовать своим страстям. К сожалению, человеческая сущность очень падка ко греху. И, напротив, для взращивания в себе духовных идеалов и ценностей, приходится прикладывать немало усилий. Поэтому человек, который живет по принципу «жить, как есть», становится рабом своих же грехов и страстей. Христианство же призывает выстраивать свою жизнь согласно духовным принципам. Но это нужно делать осознанно, и это нелегкий путь.
Понятия о Боге в йоге и христианстве принципиально разные, поэтому нельзя утверждать, что до Бога и в йоге, и в христианстве одинаково далеко или близко. Это демагогия, лишенная смысла.
Точно также неверно утверждение, что христианство для тех, кого все устраивает. Христианство — мягко говоря, очень неудобная с точки зрения мирской жизни религия. Быть христианином — это каждый день вести внутреннюю духовную борьбу, иногда очень насыщенную и тяжелую. Все устраивает тех, кто готов приспосабливаться к условиям мирской жизни, кто не хочет ничего менять, кто плывет по течению. Христианство — это всегда вызов себе, это всегда борьба, это очень часто непринятие того, что диктует греховный мир. Быть христианином сложно и неудобно, но этот сложный путь ведет к Богу и спасению.