В современном мире людям не хватает душевного тепла, возможно, этим объясняется повышенный интерес общества к псам, котам и другим зверям, особенно эксклюзивных пород.
Как правильно православному верующему относиться к животным, можно ли их воспринимать, как членов семьи, держать в домах, попробуем ответ найти в Библии и писаниях Святых Отцов Церкви.
Животные в Библии
При выходе из Египта псов и коты считались нечистыми тварями, сравнение с собакой в еврейском обществе считалось верхом оскорбления. Во времена царя Давида псы охраняли стада, скотоводы не могли обходиться от своих четвероногих помощников.
В Новом Завете при встрече с хананеянкой Иисус вначале отказал ей в просьбе спасти дочь, на что она ответила, что и псы питаются со столов хозяев. Это можно воспринимать так, что собаки жили уже в домах (Матв. 15:27).
Пренебрежительное отношение к псам выразил апостол Павел, говоря о грехе, сравнивая грешника с собакой, которая возвращается на блевотину свою (2 Петра 2:22).
В исторических посланиях пятого века содержатся сведения, что жестокий Аттила, вождь гуннов, был рожден после совокупления женщины с псом.
Иисус не один раз во время Своей земной жизни подчеркивал, что нет никакого сравнения между людьми и животными, птицами и растением. Именно человек имеет ценность в глазах Творца. Однако Церковь ничего не говорит о том, можно ли животных держать в доме.
Отношение христианства к животным
Бог создал всякую тварь, и относиться к ней надо, как к Его творению. Вначале Всевышний Творец создал флору и фауну, а после этого сотворил человека. Адам стал хозяином Эдемского сада, ему Бог предоставил право давать имена зверям, птицам, поэтому человек обязан почитать творения Бога.
Исходя из 10 заповедей Божьих, христиане должны на первое место любовь и почитание Бога, а затем человека, к животным нельзя относиться, как к людям.
Холодный российский климат, особенно на севере, не стал поводом держать псов в доме, их использовали на охоте, для охраны, в упряжках.
Для охраны городской квартиры псов вначале селили в коридорах, но по мере выведения декоративных пород домашние питомцы постепенно перебрались на диваны и даже в постель к хозяевам, порой имея свое место и за столом. Собака не может заменить друга — человека, ибо она не создана по Божьему образу.
По замыслу Божьему только человеческая душа является бессмертной. Святитель Василий Великий с возмущением осуждал некоторых философов, говорящих об однородности человеческой и животной души.
Христианство не отрицает заботу о домашних животных, но при этом, не поощряет усиленного внимания к питомцам, которое превышает заботу о людях. Некоторые владельцы собак и котов любят их больше, чем детей и соседей.
Порой, особенно в западном мире, отношение домашним любимцам доходит до абсурда. Собакам и котам оставляют наследство, их выбирают подружками на свадьбы, на них женятся.
Называя животных человеческими именами, люди сознательно грешат против Церкви, ибо каждое имя берется из святцев. Подобное кощунство является поруганием Христа и оскорблением Всевышнего Бога, наплевательским отношением к святым, тогда о каком христианстве можно говорить. Негоже православному верующему уподобляться твари, даже самой любимой.
Православный дом всегда узнаваем по наличию красного угла с иконами, образами святых, свечами, где регулярно читаются молитвы. Домашние питомцы не наделены разумом, и великим святотатством будет кошка, собака, которые улягутся под образами.
Мнение святых об отношении к животным
Любовь преподобного Серафима Саровского, жившего в землянке, распространялась не только на людей, но и на животных. Он не превратил ни одну зверюшку в домашнее животное, но регулярно из своих скудных запасов подкармливал зайцев, лис, белок и медведя.
Читайте о православных святых:
Преподобный Сергий Радонежский не стал философствовать, можно ли молиться над животным, когда один раз обнаружил около своей избушки медведицу и слепого ее детеныша. По молитве веры медвежонок обрел зрение и был спасен.
Даже льва можно приручить любовью. По свидетельству старца Герасима Иорданского к нему подошел лев, из лапы которого торчала большая заноза. Старец не побоялся раненого царя зверей, вытащил занозу, после чего лев всю жизнь оберегал святых и умер на могиле старца.
Старцы на Афоне относятся ко всему живому, как к творению Божьему, но никто из святых не поклонялся животным, делая их равными людям.
Христианство и милосердие
Отношение человека к животному и домашнего питомца к хозяину взаимосвязано. Некоторые родители покупают для своих детей зверят, чтобы воспитать у ребятишек чувство заботы, милосердия, но когда маленькая игрушка надоедает, ее просто выбрасывают или усыпляют.
Если вы взяли в дом питомца, будьте готовы содержать его до самой смерти или обеспечить для него достойное существование в другом месте. Православная церковь против жестокого отношения к животным, к брошенным или бездомным котам и собакам следует относиться с милосердием.
Тем, кто утверждает, что наши младшие братья не имеют цены в глазах Бога, хочется ответить словами Соломона. Царь сказал, что любя все, что сотворено Творцом, ты не будешь к нему относиться с пренебрежением. (Прем.11:25). Всевышний любит Свое творение, ведь все сотворенное Им — дар.
Любовь животных к людям
Нельзя переоценить роль собаки-поводыря, которая живет в доме слепого, помогаю тому передвигаться в пространстве. История полна случаями, когда животные спасали своих хозяев от смерти, предупреждая об опасности.
В мегаполисах одинокие старики, в основном далекие от христианства, находят спасение от одиночества и меланхолии в привязанности к котам, которые согреют при холоде и успокоят в тревоге. Однако нельзя превращать свой дом в приют для животных, пренебрегая интересами соседей. Негоже очеловечивать зверей, ставя их интересы выше человеческих.
Неотъемлемой частью христианской веры является милосердие, невозможно говорить о любви к людям, в то же время спокойно проходить мимо раненого или голодного зверя.
Хочу стерилизовать собаку, но муж против. Говорит, что это грешно. Так можно ли или нет? Грех стерилизовать животное?
Если ваше животное живет в квартире, не имеет возможности нормально приводить потомство, которое вы потом будете пристраивать — конечно, собаку нужно и можно стерилизовать. Если собака не стерилизована, но и не приводит потомства — она будет страдать. В то же время, топить или уничтожать щенков — это грех намного больший. Нужно подумать, можете ли вы обеспечить собаке нормальные случки, после которых вы ответственно будете относиться к щенкам, растить их и пристраивать. Если такая возможность есть — замечательно. Если нет — собаку лучше стерилизовать.
Здравствуйте! Как же быть с мышками, которыми питаются рептилии, в частности маисовые полоза. Это их корм, единственная пища, и мне приходится покупать живых мышат.. Грех ли это?
Добрый день. Нет, конечно, не является грехом то, что для своего питомца вы покупаете живых мышей. Это его естественная пища, присущая ему и в дикой природе. И тот факт, что полоз живет не на воле, а у вас в террариуме, не может превратить хищника в травоядное существо. Тем, кому жалко мышат, лучше заранее подумать об этом и не заводить таких домашних питомцев. Что же касается греховности, то нам лучше думать о более важных и насущных наших грехах, которых очень много в повседневной жизни.
Я взяла щенка,собака выросла и начала душить и убивать домашнюю птицу.С мужем из за нее постоянные скандалы.Могу ли я ее отвести куда нибудь подальше,в деревню? Она стерилизована.Или это грех?
Добрый день. Что означает «отвести подальше»? Просто увести из дома и бросить? Конечно, такого делать нельзя. Мы несем ответственность за животных, которых приручили. Нужно подумать, почему ваше животное так себя ведет? Где была допущена ошибка в воспитании? Возможно, поведение животного можно скорректировать, например, через работу с кинологом. Да, в Евангелии вы не найдете прямых указаний о том, как обращаться с собакой в этом случае. Но православный христианин не может проявлять жестокость ни к кому. Просто выкинуть собаку, которая вдруг стала неудобной — это проявление жестокости. Вы хозяева собаки, вы ее воспитывали. Соответственно, вы несете ответственность за то, почему она выросла именно такой.
Нормальный выход из этой ситуации — попытаться исправить поведение животного. Если уже никак это сделать не удается — вы должны пристроить собаку в хорошие руки. Сделать это очень непросто, конечно. Но просто выгнать из дома — это не выход. Православный человек не может быть жестоким. В данном случае грехом будет являться именно жестокосердие. Собака — это живое существо, которое нужно воспитывать, растить, лечить в случае необходимости. Постарайтесь найти вариант, как можно это сделать. Божьей помощи.