Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Как правильно православному верующему относится к животным

В современном мире людям не хватает душевного тепла, возможно, этим объясняется повышенный интерес общества к псам, котам и другим зверям, особенно эксклюзивных пород.

Как правильно православному верующему относиться к животным, можно ли их воспринимать, как членов семьи, держать в домах, попробуем ответ найти в Библии и писаниях Святых Отцов Церкви.

Животные в Библии

При выходе из Египта псов и коты считались нечистыми тварями, сравнение с собакой в еврейском обществе считалось верхом оскорбления. Во времена царя Давида псы охраняли стада, скотоводы не могли обходиться от своих четвероногих помощников.

В Новом Завете при встрече с хананеянкой Иисус вначале отказал ей в просьбе спасти дочь, на что она ответила, что и псы питаются со столов хозяев. Это можно воспринимать так, что собаки жили уже в домах (Матв. 15:27).

Встреча Иисуса с хананеянкой

Пренебрежительное отношение к псам выразил апостол Павел, говоря о грехе, сравнивая грешника с собакой, которая возвращается на блевотину свою (2 Петра 2:22).

В исторических посланиях пятого века содержатся сведения, что жестокий Аттила, вождь гуннов, был рожден после совокупления женщины с псом.

Иисус не один раз во время Своей земной жизни подчеркивал, что нет никакого сравнения между людьми и животными, птицами и растением. Именно человек имеет ценность в глазах Творца. Однако Церковь ничего не говорит о том, можно ли животных держать в доме.

Отношение христианства к животным

Бог создал всякую тварь, и относиться к ней надо, как к Его творению. Вначале Всевышний Творец создал флору и фауну, а после этого сотворил человека. Адам стал хозяином Эдемского сада, ему Бог предоставил право давать имена зверям, птицам, поэтому человек обязан почитать творения Бога.

Бог создал первых людей, Адама и Еву, по собственному образу и подобию

Исходя из 10 заповедей Божьих, христиане должны на первое место любовь и почитание Бога, а затем человека, к животным нельзя относиться, как к людям.

Холодный российский климат, особенно на севере, не стал поводом держать псов в доме, их использовали на охоте, для охраны, в упряжках.

Для охраны городской квартиры псов вначале селили в коридорах, но по мере выведения декоративных порок домашние питомцы постепенно перебрались на диваны и даже в постель к хозяевам, порой имея свое место и за столом. Собака не может заменить друга — человека, ибо она не создана по Божьему образу.

По замыслу Божьему только человеческая душа является бессмертной. Святитель Василий Великий с возмущением осуждал некоторых философов, говорящих об однородности человеческой и животной души.

Христианство не отрицает заботу о домашних животных, но при этом, не поощряет усиленного внимания к питомцам, которое превышает заботу о людях. Некоторые владельцы собак и котов любят их больше, чем детей и соседей.

Важно! Православие ни в коем случае не хочет дискриминировать роль животных, христианство призывает относиться к людям, как к людям, а к собакам и котам, как к животным.

Порой, особенно в западном мире, отношение домашним любимцам доходит до абсурда. Собакам и котам оставляют наследство, их выбирают подружками на свадьбы, на них женятся.

Православная церковь говорит, что отношение к животным нельзя доводить до уровня поклонения им

Называя животных человеческими именами, люди сознательно грешат против Церкви, ибо каждое имя берется из святцев. Подобное святотатство является поруганием Христа и оскорблением Всевышнего Бога, наплевательским отношением к святым, тогда о каком христианстве можно говорить. Негоже православному верующему уподобляться твари, даже самой любимой.

Православный дом всегда узнаваем по наличию красного угла с иконами, образами святых, свечами, где регулярно читаются молитвы. Домашние питомцы не наделены разумом, и великим святотатством будет кошка, собака, которые улягутся под образами.

Мнение святых об отношении к животным

Любовь преподобного Серафима Саровского, жившего в землянке, распространялась не только на людей, но и на животных. Он не превратил ни одну зверюшку в домашнее животное, но регулярно из своих скудных запасов подкармливал зайцев, лис, белок и медведя.

Преподобный Сергий Радонежский не стал философствовать, можно ли молиться над животным, когда один раз обнаружил около своей избушки медведицу и слепого ее детеныша. По молитве веры медвежонок обрел зрение и был спасен.

По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелен слепой медвежонок

Даже льва можно приручить любовью. По свидетельству старца Герасима Иорданского к нему подошел лев, из лапы которого торчала большая заноза. Старец не побоялся раненого царя зверей, вытащил занозу, после чего лев всю жизнь оберегал святых и умер на могиле старца.

Старцы на Афоне относятся ко всему живому, как к творению Божьему, но никто из святых не поклонялся животным, делая их равными людям.

Христианство и милосердие

Отношение человека к животному и домашнего питомца к хозяину взаимосвязано. Некоторые родители покупают для своих детей зверят, чтобы воспитать у ребятишек чувство заботы, милосердия, но когда маленькая игрушка надоедает, ее просто выбрасывают или усыпляют.

Если вы взяли в дом питомца, будьте готовы содержать его до самой смерти или обеспечить для него достойное существование в другом месте. Православная церковь против жестокого отношения к животным, к брошенным или бездомным котам и собакам следует относиться с милосердием.

Важно! Христиане должны любить не только себе подобные создания. С милосердием относиться к творениям Божьим — закон любви Творца.

Тем, кто утверждает, что наши младшие братья не имеют цены в глазах Бога, хочется ответить словами Соломона. Царь сказал, что любя все, что сотворено Творцом, ты не будешь к нему относиться с пренебрежением. (Прем.11:25). Всевышний любит Свое творение, ведь все сотворенное Им — дар.

Любовь животных к людям

Нельзя переоценить роль собаки-поводыря, которая живет в доме слепого, помогаю тому передвигаться в пространстве. История полна случаями, когда животные спасали своих хозяев от смерти, предупреждая об опасности.

В мегаполисах одинокие старики, в основном далекие от христианства, находят спасение от одиночества и меланхолии в привязанности к котам, которые согреют при холоде и успокоят в тревоге. Однако нельзя превращать свой дом в приют для животных, пренебрегая интересами соседей. Негоже очеловечивать зверей, ставя их интересы выше человеческих.

Неотъемлемой частью христианской веры является милосердие, невозможно говорить о любви к людям, в то же время спокойно проходить мимо раненого или голодного зверя.

Что говорит о животных Православная церковь