Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Польза и вред поста для здоровья и организма

Согласно церковному календарю, в течение года постных дней бывает от 178 до 212 в зависимости от дня празднования Пасхи и, соответственно, длительности Петрова поста (это единственный многодневный пост, длительность которого может различаться). Получается, что как минимум половину календарного года православный христианин призван исключать из своего рациона пищу животного происхождения.

Правильно соблюдаемый пост способствует духовному обновлению человека

С духовной точки зрения основной целью поста является духовное очищение, а не ограничение пищи как таковое. Напротив, составление рациона только из растительных продуктов облегчает духовные подвиги, в которых и лежит весь основной смысл любого поста. Тем не менее, телесная человеческая природа часто берет верх, и невозможно не обращать внимание на свое тело во время поста. Эта статья посвящена питанию и тому эффекту, который оказывает растительная пища на наш организм.

Пост — это вегетарианство?

Довольно часто можно услышать сравнение православного воздержания в пище с модным сегодня вегетарианством. Несмотря на совершенно разные духовные аспекты и цели, с точки зрения составления рациона вегетарианство действительно наиболее точно характеризует способ питания во время православного поста.

Важно! В полной мере сравнивать пост и вегетарианство некорректно, поскольку православное воздержание преследует духовные цели, а особенное питание — это лишь способ облегчить духовный труд.

Если рассматривать только телесную форму воздержания, то во время православного поста человек призван отказываться о продуктов животного происхождения и питаться только растительной пищей. Именно такого рациона придерживаются вегетарианцы, а точнее — веганы.

По мере ограничения употребления животных продуктов, Устав нашей церкви выделяет такие степени поста:

  1. Исключение только блюд из мяса (практикуется при подготовке к Великому посту во время масленицы).
  2. Исключение из рациона мяса, всех молочных блюд и яиц, но с разрешением использовать рыбу. Если разрешена рыба, то можно употреблять и растительное масло, вино, а продукты можно подвергать тепловой обработке.
  3. Полное исключение всех животных продуктов, включая рыбу, но с разрешением тепловой обработки с использованием масла и вина.
  4. Исключение животной пищи, растительного масла и вина. Продукты можно варить, запекать.
  5. Практика сухоядения. Исключается животная пища, масло и вино, также запрещается тепловая обработка продуктов. Вкушать можно сырые овощи и фрукты, хлеб, воду. Также можно добавить в рацион орехи, сухофрукты, маслины.
  6. Полный запрет на вкушение пищи.
В пост верующие воздерживаются от определенной еды и развлечений

Естественно, современный человек, живущий в миру, зачастую не может соблюдать воздержание строго по Уставу. Не стоит этого смущаться, опускать руки и полностью прекращать пощение — степень воздержания может быть у каждого своя, согласно состоянию здоровья, духовному развитию, тяжести повседневного труда и т.д.

Святые отцы о пользе поста

Несмотря на то, что все святые отцы всегда во главу угла ставили именно духовную значимость практике воздержания в пище, не обходили они вниманием и пользу для здоровья. Конечно, нельзя рассматривать пост как способ оздоровления или омоложения организма — это, мягко говоря, очень умаляет истинный смысл.

Интересно! Многовековая практика периодического исключения животной пищи из рациона подтверждает, что при правильном подходе к ограничению очищается не только душа, но и тело.

Так, святой Василий Великий предупреждает, чтобы христиане избегали излишне строгого воздержания, которое ослабляет тело. Подвижник подчеркивает, что человек должен оставаться в силе, не терять активность и бодрость, не впадать в лень и ослабление. Для борьбы с духовными страстями нужно очень много сил, поэтому важно подобрать такую меру воздержания, которая не будет приводить к слабости и потере здоровья.

Подтверждает эту же мысль и святитель Игнатий Брянчанинов, которой в одном из писем ко своей больной сестре прямо указывал ей во время поста есть мясо, если ей это необходимо по своей болезни. Святитель писал, что сам факт поедания мяса ни в коей мере не может считаться грехом, а воздержание нужно только лишь для облегчения тела и препятствию телесным разжиганиям. Но если болезнь сама по себе приводит к немощи, организм необходимо подпитывать той пищей, в которой он нуждается.

Об этом же говорит нам и 69-е Апостольское правило, которое разрешает послабление степени воздержания для тех, кто болен.

Разграничение постного и скоромного стола приводит к упрощению всего рациона питания

Святитель Феофан Затворник писал, что по состоянию здоровья можно включать в свой рацион животную пищу, если это делается не по прихоти, а по необходимости поддержать страждущее тело. Более того, он говорил, что даже монахи могут есть мясо, если впадают в такую немощь, что не могут выполнять своих положенных духовных трудов.

Как видим, святые отцы нашей церкви никогда не настаивали на строжайшем соблюдении Устава в отношении воздержания в пище. Безусловно, здоровому человеку, который способен понести такой подвиг, не нужно лениться и выдумывать себе отговорки. Но если есть реальная необходимость — нужно корректировать рацион так, чтобы пост ни в коем случае не вредил здоровью не отбирал последние силы.

Кроме того, не нужно забывать, что послабление в пище не означает послабления духовного. Съесть кусочек мяса можно, если того требует состояние здоровья, но никто не отменял воздержания в словах, делах, мыслях. Даже болящий человек может отказаться от неуместных увеселений, постараться сдерживать свой гнев и раздражительность, обращать больше внимания на просьбы ближних, больше молиться.

Аргументы «против»

Позиция Православной Церкви четкая и понятная — говение не должно приносить вреда физическому здоровью. Но все равно находятся противники пощения . Чаще всего для критики практики исключения животной пищи приводятся такие аргументы:

  • Резкое изменение рациона вредно для здоровья. Действительно, если человек за всю жизнь привык есть много жирного мяса, тяжелой пищи в больших объемах — резко «сесть» на сухоядение для него будет не только сложно, но и опасно. Для этого и существуют постные дни в среду и пятницу на каждой неделе, отдельные постные дни в церковные праздники — чтобы человек в течение всего года воспитывал в себе воздержание. Тогда и длительное говение не будет таким стрессом для организма.

    Любой христианский пост предполагает полный отказ от животной пищи
  • Исключение мяса приводит к большому недобору белка. Согласно правилам здорового питания, в полноценном рационе взрослого человека содержание белка должно находится в среднем в пределах 1.5-2.5 г на 1 кг массы тела. При этом белки рекомендовано набирать преимущественно из животных продуктов, поскольку растительный белок уступает животному по аминокислотному составу. Однако, православная традиция не запрещает вовсе вкушения мяса, а только лишь ограничивает его на некоторый период. Такое облегчение рациона, напротив, позволит очистить организм, подарит ему легкость, улучшит обмен веществ. И, возвратившись в свое время к привычному рациону, человек будет в большей степени усваивать все питательные вещества из животных продуктов.
  • Ограничение в пище приводит к голоду, излишку желудочного сока, который может вызвать язву. Достаточно распространенное мнение, которым часто оправдывают нежелание поститься. Однако православное воздержание совершенно не предполагает острого голода. Правильно и грамотно построенное постное меню будет в должной мере насыщать организм, и пищеварение, напротив, улучшится.
  • Однообразное меню не содержит должного количества витаминов и минералов. На самом деле, растительный рацион зачастую оказывается намного более полезен, нежели привычная еда. Современные люди вне поста редко питаются правильно, перекусывая на бегу бутербродами, сомнительными полуфабрикатами, фаст-фудом. Соблюдая пост, человек начинает следить за составом своей еды, что зачастую приводит к улучшению качества питания.
  • За время говения организм отвыкнет от животной пищи и потом будет хуже ее переваривать. Этот аргумент справедлив лишь в том смысле, что выходить из поста нужно постепенно, не нагружая свое пищеварение большим количеством животных продуктов в первый же день. Первые дни после воздержания нужно понемногу вводить продукты животного происхождения, не переедать. В таком случае, через несколько дней проблем с пищеварением не будет и можно спокойно возвращаться к привычной пище.

    В вопросах духовной жизни и воздержания очень важна последовательность и постепенность
  • Если не получается строгое соблюдение Устава — не нужно воздерживаться вообще. Принцип «все или ничего», впадение в крайности вообще характерен для нашего народа.  Полное и строжайшее следование предписанию Устава возможно далеко не для всех подвижников, не говоря уже о мирских людях. Мера поста у каждого своя, определять ее нужно исходя из собственного состояния и по совету с духовником или опытным священником.

Нет добродетели без рассуждения — об этом должны помнить все верующие христиане. Люди иногда сами возлагают на себя «бремена тяжелые и неудобоносимые» (Матфея, 24:3), с которыми не могут справится, и разочаровываются полностью в церковной жизни и в вере. К вопросам воздержания, как ни к каким иным, нужно подходить разумно и взвешенно.

Что говорят врачи

Поскольку постное православное меню очень похоже на вегетарианскую еду, существует много исследований влияния такого рациона на здоровье человека.

Так, Американская диетологическая ассоциация полагает, что правильно и грамотно организованное вегетарианское питание является здоровым и обладает такими преимуществами:

  • уменьшает риск заболеваний сердца и сосудов;
  • уменьшает риск внезапной смерти;
  • увеличивает общую продолжительность жизни и период активности;
  • уменьшает риски онкологических заболеваний;
  • уменьшает развитие ожирения, особенно во второй половине жизни;
  • уменьшает риск заболевания диабетом второго типа, облегчает его протекание.

Следует заметить, что подобные исследования проводились с изучением рациона так называемых умеренных вегетарианцев — это люди, которые полностью не исключают пищу животного происхождения, но основу их питания составляет растительная пища. Именно такое питание наиболее полно характеризует меню православных христиан, которые стараются придерживаться практики соблюдения многодневных и однодневных постов.

Прежде чем отказаться от привычного питания, следует проконсультироваться с врачом

Отдельно стоит рассмотреть такую практику, как лечебное голодание. Наиболее распространены методики по П. Бреггу и Г. Шелтону. Православная аскетика никаким образом не связана с такими радикальными практиками. Известны примеры святых, которые на длительное время полностью отказывались от какой-либо пищи, но это единичный опыт личного подвига, а не общее предписание. Мнения врачей относительно полного воздержания от еды на длительный срок также различны, поэтому эта практика не может восприниматься однозначно.

С точки зрения медицины, питание современного среднестатистического человека, живущего в большом городе, никак нельзя назвать полезным. Избыток вредных жиров, быстрых углеводов, консервантов, химических добавок делает еду удобной и вкусной, но очень вредной. Польза православного поста для здоровья заключается уже в том, что человек, как минимум, начинает анализировать, чем же он питается.

Зачастую такой анализ вызывает шок у человека, который вдруг осознает, насколько неполезным оказалось его привычное меню. Даже если не ставить перед собой высоких целей, а просто попытаться на несколько недель исключить из рациона вредные и тяжелые продукты — польза для здоровья будет неоценимая.

Важно! Православие учит умеренности во всем и всегда. Конечно, ни о какой пользе поста для здоровья не приходится и говорить, если человек в течение нескольких недель героически терпит ограничения, а на праздник впадает в обжорство и прочие страсти с новой силой. Пожалуй, в таком случае вреда будет только больше, нежели пользы, поскольку организм испытает колоссальный стресс.

Но если хотя бы постараться приблизиться к тому календарю постных дней, который предлагает нам наша церковь, мы сможем не только духовно возвыситься, но и оздоровить свое тело. Многим православным людям хорошо знакомо то чувство легкости, которое дарит правильно и качественно организованное постное питание.

Врачи о влиянии длительных постов на организм
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: