Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Икона «Страшный суд Божий»

На священном полотне изображается будущий апокалипсис (конец света), который осуществит во время своего Второго пришествия Сын Божий. На православной иконе также демонстрируется последний суд над человеческим родом, сюжет чудесного воскресения от рук Спасителя, сцены мучений в областях ада и блаженства в раю. Православная Церковь утверждает, что эти предзнаменования относятся к каждому, ибо любое деяние имеет свою причину и следствие согласно моральной окраске поступка.

Священнослужители заботятся о спасении душ своей паствы и часто напоминают ей о Страшном суде.

Возникновение сюжета

Сюжет конца света с древнейших времен передается при помощи изобразительных средств, отчасти и потому, что Единый Господь лично предсказывал Второе пришествие Сына в красочных визуальных образах. Бог говорит: солнце и луна перестанут давать земле свое сияние, звезды упадут с небосвода; именно тогда человек увидит знамение о скором и очередном пришествии Мессии, весь люд восплачет и узрит Христа, сияющего славой и могуществом.

Икона «Страшный суд Божий»

Далее, Христос соберет собственное войско ангелов, развеивающих темноту и страх звуками труб, и произойдет апокалипсис.

  • Истоками иконографии с сюжетом Страшного суда являются фресковые изображения IV столетия на стенах катакомб. В V и VI вв. появились отдельные части этого христианского сюжета, а в середине VIII в. появились цельные композиции, объединившие фрагменты.
  • Несколько позже сюжет стали применять в росписи интерьеров византийских и русских соборов, он также широко распространился в западном католицизме. В Кирилловой обители, находящейся в Киеве, создавалось древнейшее отечественное изображение конца света (XII век). Картины Божьего суда также можно было видеть в новгородской церкви Спаса, в Дмитровском соборе города Владимира и Георгиевском храме Старой Ладоги.
  • Композиции конца света по воле Божьей появились на Руси сразу после Крещения. Изображения являлись действенным средством, позволяющим обратить идолопоклонников на сторону христианского учения. Именно картину Страшного апокалипсиса увидел князь Владимир, избравший для русского народ путь православной веры.
Важно! Главная особенность полотна состоит не в том, чтобы исключительно напугать человека, но призвать к размышлениям о собственной греховной природе и будущему покаянию. Священная икона учит не отчаиваться перед различными напастями и не терять веры в милосердие Бога. 

Именно покаяние есть обязательное условие для достижения Небесной обители, гордыня же и другие пороки приведут к усугублению горестного и страждущего положения всякого неверующего.

Значение иконы

В Православии XI-XII столетия вопрос покаяния — это настоящая духовная практика для народа, а не обычная тема богословских трактатов. Идея смирения перед справедливой волей Господа проскальзывает в трудах знаменитых христианских святителей, в летописях. Авторы иконы Божьего суда преследуют ту же цель, они пытаются склонить людей к покаянию, которое дарует прощение всех грехов. И человек вскоре задумывается о том, что ожидает душу после кончины земного бытия, что произойдет после суда и воскресения.

Возникает моральная дилемма: остаться привязанным к конечным богатствам материального существования или пренебречь всем низменным и отдать собственное эго во власть Того, кто распоряжается всем и дарует все.

Икона Страшного суда

Однако сложность при рассмотрении этой темы состоит в том, что икона дает представление о событиях, которые только должны произойти. Обычному человеку легче ориентироваться на прошлое, потому что опыт является подтверждением содеянного. Именно здесь, в вопросах воскресения, суда и вечной жизни у престола Господа, человеку приходится полностью полагаться на веру и Священные рукописи. Смиренное и покаявшееся мировоззрение мистическим образом постигает то, что не способен видеть невежественный разум, ограничивший себя условными рамками.

Важно! Значение иконы с изображением Страшного суда состоит в стремлении показать будущие события Второго пришествия. Здесь дается понять, что тело и все материальное подвержено уничтожению, но бессмертная душа способна избавиться от страданий, совершив истинный выбор.

Вспоминая об этой иконе, сторонники Православия пытаются донести до мирян мысль о личном покаянии. Они добавляют, что Единый Бог бесконечно милосерден как извечный Отец, а также справедлив в качестве Судьи, который воздает каждому по его свершениям. Поэтому человек должен проанализировать собственное мировоззрение и помнить об ответственности за личную деятельность, не злоупотребляя высшим добром.

Церковь внушает идею об исправлении и покаянии, пока еще существует возможность и не настал Страшный суд.

Толкование святого образа

В центральной части композиции находится Спаситель, пришедший судить мир, рядом с ним Богородица и Иоанн Креститель, которые желают оправдать человечество. У ног святых располагаются первые люди Адам и Ева. По обе стороны от центрального фрагмента — 12 апостолов, держащие в руках открытые писания. За ними стоят Небесные стражники во главе с архистратигом Михаилом. Войско вскоре призовет человечество на суд звуком труб. Ниже апостолов демонстрирует грешный народ, идущий на суд.

  • В верхней части композиции чаще находится образ Бога Саваофа, который сбрасывает с небес своих ярых ненавистников в демоническом обличии. Небо здесь представлено в виде развернутого свитка и символизирует пришедший конец света.

    Основой для сюжета иконы является Апокалипсис
  • Несколько ниже Христа-Судьи демонстрируется великий престол, где лежит одежда Спасителя, крест, орудия распятия и раскрытая рукопись Книги бытия. Несколько ниже видна рука, держащая младенцев, символизирующих праведные души. Рядом стоят весы, где происходит измерение дел хороших и дурных. Здесь вершится великая битва между падшими бесами и непорочными ангелами за сознание человека. Рядом с весами также стоит обнаженная фигура, олицетворяющая душу умирающего. Этот фрагмент иллюстрирует «Канон на исход души».
  • внизу иконографического полотна обычно изображают темную и круглую землю, в центре которой запечатлена фигура обнаженной женщины, вокруг нее находятся те, кто воскрес из мертвых. Сушу окружает наполненное рыбами водное пространство, они выплевывают всех, кого пожрали за время своего существования. Это же делают звери и птицы на земле.
  • Рядом расположена сцена «Видение юноши Даниила». Небесный посланник показывает отроку четырех зверей, олицетворяющих государства, которым суждено погибнуть.
  • Большое внимание уделено сюжету ада, здесь правит сатана верхом на огромном и ужасающем звере, который держит в лапах душу предателя Иуды. В жестоком пламени несут наказание нераскаявшиеся грешники. Из огромной пасти зверя к стопам Адама вырывается огненный столб, символизирующий греховность.
  • Сверху от ада находится и рай, где восседают христианские праотцы и святые праведники. К вратам подходит апостол Петр с ключами в десницах. Рай олицетворяет Иерусалим с блаженными людьми.

Великая икона символически повествует православному народу о Втором пришествии Спасителя и Его суде над всеми грешниками. Композиция составлена из нескольких сюжетов, повествующих о главных воззрениях христианского учения. Икона призвана напомнить человеку о важности покаянии, которое является главным основанием для достижения Царствия Небесного.

Икона Страшного суда Божия: презентация в Переславском музее-заповеднике
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: