Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Как церковь относится к суррогатному материнству?

В начале XXI столетия инновационные разработки в области медицины продвинулись далеко вперед. С их помощью стало возможным решение одной из самых страшных бед многих семейных пар — бесплодия. Суррогатное материнство — одна из самых неоднозначных вспомогательных репродуктивных технологий, против которой выступает Православная церковь.

Аргументы священнослужителей

Суррогатное материнство — технология деторождения, при которой эмбрион, появившийся в результате искусственного соединения родительских клеток, вводят в тело посторонней женщины. Она обязуется выносить и родить ребенка, после чего передать его родителям. Чаще всего суррогатная мать получает финансовое вознаграждение за участие в процессе.

Суррогатное материнство — это вынашивание и рождение чужого ребенка

Русская православная церковь сформулировала свою позицию по поводу этого процесса на церковном соборе в 2000 г. Она имеет под собой богословское, морально-нравственное и социальное обоснование.

Богословские доводы

В основе неприятия церковью суррогатного материнства лежит христианское понимание деторождения, как Господнего дара. При этом оно не является основной целью союза любящих мужчины и женщины. При этом бесплодие является не только карой за прошлые грехи, но и испытанием веры человека в Божий промысел. С этой точки зрения, искусственное оплодотворение, лежащее в основе суррогатного материнства, становится вызовом Господу. Участие в процессе деторождения третьего человека нарушает интимность и уникальность брачных отношений и взаимосвязи, возникающей между ребёнком и матерью во время беременности.

Защитники суррогатного материнства утверждают, что всё в этом мире происходит по Воле Создателя. Но в христианстве есть понятие «попустительство злу», которое подразумевает непротивления Господа греховных действий, совершаемых по свободной воле человека.

Морально-нравственные аспекты

Противники суррогатного материнства указывают, что этот процесс фактически является торговлей телом женщины, которая уподобляется бездушному приспособлению для вынашивания детей. Ребенок, которого вынашивает нанятая для этого женщина, является в этом случае товаром, объектом договора, а не ниспосланным даром. Но сможет ли биологическая мать забыть об эмоциях и чувствах, возникающих во время вынашивания, и спокойно отдать малыша? Как это отразиться на её психологическом состоянии?

Суррогатное материнство разрушает эмоциональную бли­зость между ма­терью и младенцем

В силу недоступности информации о росте и развитии детей, появившихся подобным образом, трудно судить о его влиянии на дальнейшую жизнь ребёнка. Но известные случаи говорят о значительных отклонениях в их моральных и нравственных установках. Особенно это касается случаев, когда суррогатная мать вынашивает ребёнка для однополых родителей и одиноких мужчин. Такие дети, воспитанные в противоестественных извращенных условиях, переносят родительскую модель поведения на свои отношения с окружающими.

Распространение суррогатного материнства обесценивает институт супружества, как союза любящих мужчины и женщины. Всё чаще он вытесняется эгоистической жизнью, стремящейся удовлетворять только собственные интересы, и противоестественными однополыми связями, разрушающими нравственные устои общества и традиционные семейные ценности.

Социальные последствия

Суррогатное материнство, по мнению не только представителей церкви, но и многих общественных деятелей, ведёт к углублению социального неравенства. Мировая практика показывает, что суррогатными матерями становятся женщины с низким социальным статусом, надеющиеся таким образом решить свои материальные проблемы.

Искусственное оплодотворение и финансовые затраты на оплату услуг нанятой женщины — неподъемное бремя для большинства бесплодных пар. Основными потребителями этой услуги являются богатые люди, желающие удовлетворить собственные эгоистичные прихоти и считающих детей атрибутом своего статуса.

Заслуженность бесплодия

Невозможность иметь детей — актуальная проблема многих российских супругов. При этом священники отмечают, что бесплодие чаще всего следствие безнравственного и безответственного поведения женщин. В подавляющем большинстве случаев бесплодная супруга делала хотя бы один аборт. Опасность этой процедуры признаётся всем медицинским сообществом.

Важно! Развитие индустрии суррогатного материнства нивелирует потенциальные отрицательные последствия неразумного поступка.

Вопрос крещения

Одной из главных тем большинства высказываний, направленных против суррогатного материнства, является спорный вопрос о возможности крещения младенцев, рождённых суррогатной матерью.

Крещение ребенка возможно, если его родители исповедуют православную веру

Мнения священнослужителей в этом вопросе неоднозначны. Высказываются следующие мнения:

  1. Младенец имеет право быть крещеным независимо от обстоятельств появления на свет. Ребёнок не должен нести ответственность за применение родителями репродуктивных процедур, которые осуждает Церковь.
  2. Крещение — начало длинного пути, который проходит христианин на пути к единению с Богом в Его Царстве. В младенческом возрасте человеку помогают идти по нему родители и восприемники. Но если они не принимают позицию Церкви и не раскаиваются в своём противоестественном поступке, то и ребёнку они привить христианское смирение и покорность Воле Господа не смогут. Таким образом, крещение младенца возможно только после покаяния родителей, пошедших против Замысла Всевышнего.
  3. Человек, рожденный суррогатной матерью, может пройти таинство Крещения в осознанном возрасте, осознанно решившись на этот шаг. Факт его противоестественного рождения не может стать в этом случае препятствием.
Важно! Все представители православной церкви считают, что легализация суррогатного материнства — недопустимое явление в государстве, в котором существует социальное общество. Оно является вызовом установленному Богом порядку и не может считаться допустимым верующим человеком.

Мнение священников

В 2013 г. дискуссия о суррогатном материнстве разгорелась с новой силой в связи с рождением у известной супружеской пары детей, вынесенных нанятой для этого женщиной. Своё мнение относительно этого вопроса в различных средствах массовой информации высказали некоторые представители Православной Церкви.

Суррогатное материнство является недопустимыми с православной точки зрения
  1. Представитель Московской патриархии протоиерей Дмитрий Смирнов, отмечает что эта методика приводит к разрушению эмоциональных связей между матерью и младенцем. Она оказывает травмирующее воздействие на психику женщины, оказывающую услугу по вынашиванию ребёнка, который в будущем может испытывать проблемы с самоопределением.
  2. Священник Сергий Рыбаков, окаймляющий один из приходов Рязанской митрополии, считает суррогатное материнство — вызовом Божественному Замыслу. Богатые люди, имея большие финансовые возможности, удовлетворяют свои прихоти вместо того чтобы прислушаться к Голосу Господа и принять в свою семью ребёнка-сироту, нуждающегося в заботе и любви. Протоиерей выражает согласие с мнением ряда общественных деятелей, считающих что вынашивание ребёнка по контракту — узаконенная торговля детьми.
  3. Иерей Алексий Мороз утверждает, что увеличение случаев использования найма женщин для рождения детей — показатель духовно-нравственного состояния российского общества. Люди, забывая об истинном своём предназначении, заключающемся в стремлении к единению с Господом, пытаются любыми путями к удовлетворению горделивых желаний. В этом стремлении они не задумываются о дальнейшей судьбе детей, рождённых по этой методике. Священнослужитель отмечает, что вопрос о воцерковлении детей, рождённых от суррогатной матери, требует богословского обсуждения.
  4. Протоиерей Олег Стеняев, руководящий центром для реабилитации людей пострадавших от нетрадиционных религий, отмечает, что участие в процессе рождения ребёнка третьего лица — это не только нарушение установленного Господом порядка, но вмешательство в биологическую природу человека. Биологические родители, мечтая о ребёнке, похожем на них, не учитывают, что на стадии внутриутробного развития младенец будет находиться в теле третьего лица. А так как протекание этого периода во многом влияет на будущую жизнь человека, то предсказать особенности его характера и поведения практически невозможно.
  5. Представитель благотворительного фонда Святителя Василия Великого Алексей Комов, отмечает, что суррогатное материнство превращает женщину в инкубатор. За ней не признаётся право на материнские инстинкты и чувства по отношению к ребёнку, которого она вынашивает. Легализация этой методики привела к разрушению традиционных семейных ценностей, крушению морально-этических общественных норм и распространению гомосексуальных союзов. Большой процент потребителей этой услуги в России составляют иностранцы, поэтому суррогатное материнство — доходный бизнес-проект, а не средство решение проблемы бесплодия российских супружеских пар.

Альтернативой этого процесса является усыновление ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Это позволит истинному христианину и удовлетворить своё желание иметь детей, и совершить богоугодное деяние.

Протоиерей Андрей Ткачёв о суррогатном материнстве
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: