Афон, старцы, предания ассоциируют со святостью, христианской чистотой и подвигом монашества. Русской лампадкой называют на полуострове христиане всего мира стоящий на Афоне монастырь Новый Руссик, Россикон или святую Пантелеймоновскую обитель.
Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне — одна из двадцати христианских святынь, находящихся под юрисдикцией патриарха Константинопольского, в ней проживают в основном русскоговорящие насельники. В 2016 году на Святой горе праздновали 1000-летие основания Свято-Пантелеймоновского монастырского комплекса.
История основания обители
Первые русские монахи на Святой горе появились в 10 столетии. Гора Афон стала местом принятия пострига родоначальником русских монахов преподобного Антония Печерского. Разные афонские обители принимали иноков из Руси, но в основном они селились в монастыре Ксилургу.
В 1169 году Священным Кинотом Афона было принято решение передать русской братии в Ксилургу еще обитель Нагорную, основанную неким фессалоникийцем, она впоследствии стала известна, как Старый Русик или Фессалоникийская.
Небольшой монастырский комплекс спрятался в нагорном лесу, только одна его сторона, северо-западная, выходит видом на море, открывая красоту Олимпа. Благодаря благодетелям, среди которых были императоры Византии, греческие господари, жупан Сербии, монахи возводили новые постройки, благо лес был рядом.
Шло время, русско-турецкая война, внутренняя политика Петра Первого и другие факторы привели к запустению обители и сокращению в ней насельников, однако, не ослабевала исцеляющая сила, исходящая от святых мощей целителя.
Помощь святых мощей
Чума 1744 года забрала много жизней жителей Константинополя, но после обращения за помощью к святому Пантелеймону, страшная болезнь отступила.
Пришла чума и в Молдавию, государь Иоанн Николау послал гонцов на Афон, после прошения в святых мощей свершилось чудо, многие больные мгновенно исцелились, в благодарность за это молдавский правитель стал ежегодно отправлять материальные пособия в обитель целителя Пантелеимона.
К 1765 году на берегу моря было возведено новое монастырское здание на месте кельи монаха Христофора, прибывшего на полуостров в 17 веке. Братия переселилась туда и начала возведение новых построек. Первый игумен Савва Пелопоннесский, живший ранее в обители Ксенофонта, обладающий удивительной энергией, добился улучшения благосостояния святыни.
Обладающий даром веры, он был приглашен к умирающему переводчику султана Махмуда Второго Скарлату Каллимаху с частицами святых мощей целителя. После молитвы и приложения к святым мощам переводчик быстро пошел на поправку и вскоре его назначают господарем в Валахию.
В благодарность за исцеление фанариот финансирует возведение новых построек в обители, в число которых входил и главный собор.
Возведение собора
1812 году в Русском Пантелеимоновом монастыре начали возведение нового собора, однако, строительство растянулось на долгие годы из-за нашествия турков и мученической смерти благодетелей монастыря Скарлахта Каллимаха и Патриарха Георгия Пятого, которые были повешены восставшими турецкими войсками в 1821 году.
Адрианопольский мир в 1830 году не стал облегчением для святой обители, которая была на грани закрытия из-за долгов. Материальное положение спасло прибытие новых иеромонахов, Аникиты, известного в миру, как князь Ширинский-Шахэматов, и Иеронима, Ивана Соломенцева, сына богатого купца.
Иеромонах Иероним в 1846 году был назначен духовником всей афонской братии после ухода в Небеса иеросхимонаха Арсения.
Кафоликон русской обители освятили в начале 19 века. Строгий классический облик Пантелеимоновского собора содержит элементы русских северных храмов, о византийских традициях свидетельствуют луковки глав, посаженные на барабаны с окнами различной высоты.
Неоценимы в историческом смысле фрески храма. Около святого образа великомученика и мощей святого Пантелеймона может помолиться каждый, сюда входящий. Русские цари подарили Пантелеймоновской обители несколько колоколов, вес крупнейшего из них 13 тонн.
Ныне в окружении монастырских стен находится 15 церквей, в которых хранятся православные реликвии.
- С 1840 года началось настоящее паломничество русских монахов на Афон, в 1895 году их было уже около 1000 человек.
- Посещение в 1845 году Афона великим князем Константином Николаевичем, а затем Алексеем Александровичем в 1869 году содействует приливу монашеской братии из России.
- С 1875 года, когда игуменом монастыря стал русскоговорящий священник Макарий, богослужения велись как на русском, так и греческом языке.
Знаменитые старцы того времени Арсений, Аристоклий, Кирик увековечены в истории православия.
Арсений Минин не один раз ездил в Россию, чтобы собрать пожертвования на восстановление святыни, привозя с собой святыни Пантелеимоновского храма в российские храмы для поклонения паломников.
Отец Кирик некоторое время жил на подворье в Москве, где принимал участие в создании литературного наследия от святителя Феофана Затворника, после чего был переведен в одесское Афонское подворье в качестве настоятеля.
По возвращении на Афон он начал бороться с еретиками имяславия, духовник монашеской братии на личном примере учил насельников молитве, идущей от сердца.
Большое количество русских монахов привело к трениям по вопросу установления русской юрисдикции за русскоговорящими монастырями, однако это противоречило Уставам Афона. Несмотря на отсутствие каких-либо оснований как церковных, так и правовых, советские власти и РПЦ считали Пантелеймоновскую обитель российской, в ней к 1913 году проживало более двух тысяч насельников.
Приезжавшие на Святую землю русские паломники обычно собирались в Одессе, в год через пункты сбора проходило около 30 тысяч желающих поклониться святым мощам святителя. Святая обитель принимала всех желающих, предоставляя бесплатное жилье и пропитание, а благодарные паломники оставляли щедрые пожертвования.
Послереволюционные годы
1917 год принес особые испытания в христианскую обитель, прекратилась всякая связь насельников с Русской Церковью.
В 1959 году число насельников сократилось до пятидесяти, в основном это были старцы преклонного возраста. Пришедший в упадок монастырь великомученика Пантелеимона ожидало еще много испытаний.
В тяжелое время русская обитель была взята под попечение Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви под руководством митрополита Антония (Храповицкого) и митрополита Анастасия (Грибановского).
Власти Советского Союза приняли решение о конфискации в России имущества подворий и лавок, нанеся материальный урон тем самым и Пантелеймоновской обители.
Пожар 1959 года практически полностью уничтожил библиотеку с бесценными реликвиями, а в огне 1968 года сгорело 6 церквей, гостиницы и постройки келий.
Возрождение
Первое посещение Афона Русским патриархом в лице Пимена состоялось в 1972 году.
В 1974 году только двум монахам из Советского Союза было дано разрешение на поселение в святой обители, однако, прибыл на Святую гору только архимандрит Иеремия, который ныне является настоятелем Свято-Пантелеимоновского монастыря.
К лету 1976 года в нем прожила 13 монахов, которые прибыли из разных монастырей СССР.
С 1976 года Русская православная церковь дважды в год отправляет делегацию на Афонскую землю на праздник Воскресения Господнего и престольный праздник монастыря в честь целителя Пантелеимона.
С 1978 года число насельников увеличивается еще на 5 монахов, прибывших с России, а в апреле 1985 года Кинотом выдано разрешение на въезд еще 6 монахам.
К посещению Святой горы в 1992 году Патриархом Московским и всея Руси Алексием ІІ число насельников было 40 человек.
В 2005 году Афон был посещен президентом России Владимиром Путиным.
Ныне восстановленный и процветающий монастырь святого Пантелеимона на Афоне насчитывает 70 монахов из разных стран бывшего Советского Союза.
Святыни
Особо почитаемыми в Русской лампадке православия являются главы великомученика Пантелеимона и преподобного Силуана Афонского.
Еще живы на Афонской горе старцы, лично встречавшиеся со святым схимником Силуаном, проводящим все время в молитвах, во время которых ему не один раз являлся Сам Иисус и Пречистая Божья Матерь, наполняя сердце старца любовью к людям.
Не прекращаются молитвенные служения у святых мощей:
- Иоанна Крестителя;
- первомученика Стефана;
- святителя Василия Великого;
- Григория Богослова;
- Иоанна Златоуста;
- учеников Иисуса и многих других святых.
В Покровской Церкви хранятся чудотворные святые образа Богородицы «Казанская», «Иерусалимская».
В соборе поклоняются древним образам целителя Пантелеймона, Иоанна Крестителя и Александра Невского.
Библиотека святой обители хранит несколько тысяч славянских и греческих ценнейших рукописных кодексов и 25. тыс. книг, ценность которых трудно переоценить.
Современное состояние
На юго-западе Святой горы, на берегу прекрасной бухты, величественный по своей архитектуре монастырь Святого Пантелеимона виден издалека.
Русский Свято-Пантелеимоновский монастырь своим архитектурным стилем отличен от старинных афонских построек, которые были возведены во время пиратов в виде крепостей. Росписи внутренних помещений напоминают о России, только храм великомученика Пантелеимона расписан в афонском стиле.
Несмотря на практически современные постройки, ибо реставрация обители продолжается и поныне, насельникам удалось сохранить в постройках русское благородство и величие души.
Русскоговорящие паломники начинают поклонение на Святой горе именно с этой святыни, которая сохранила всю историю своего основания, от обители Божьей Матери Ксилургу, Фессалоникийской святыни до современного монастыря.
Покровская церковь входит в монастырский святогорский комплекс. Паломники посещают эту церковь с целью поклониться мощам многих святых, а их в русской обители более трехсот.
Обязательным для посещения является и гробница, в ней хранятся ушедшие в небеса братья, рядом находится Петропавловская церковь.
Новый корпус Преображенской церкви принимает болеющих иноков. Паломникам нужен не один день, чтобы обойти 36 церкви, 15 из них располагаются на монастырской территории.
В помощь паломникам
Для въезда на Афонскую гору нужна виза, она выдается только на 4 дня. Ее можно получить, имея справку, подтверждающую род занятий. Туристам из России можно получить рекомендательное письмо из Российского консульства.
Добраться до нужного монастыря можно, пройдя пункты:
- Салоники;
- Уранополис;
- нужный монастырь.
До Уранополиса можно добраться на такси или автобусом, далее нужно купить диамонитирион за 25 евро, чтобы добраться до Афона на пароме.
Свято-Пантелеимоновский монастырь находится на четвертой остановке, до монастырей, находящихся внутри полуострова, нужно пройти 5 км.
По дорогам Афона ездят маршрутки, но их рейсы очень редки, так что лучше рассчитывать на свои ноги или забронировать машину.