Образа святых особо чтимы на Руси во все времена, большинство из них обладают чудодейственной силой. Христиане идут с молитвой к божественным ликам за помощью, но мало кто задумывается об авторе живописного творения. Алипий иконописец Печерский — святой, киевский живописец времен 11 столетия, обладающий даром целительства, прославился как написанными, так и реставрированными иконами.
Алипий Печерский, биография в иконах
Все сведения о жизни святого иконописца связаны с написанными им образами святых. Точной даты его рождения и информацию о родителях история не сохранила. Первые сведения об Алипии относятся к временам князя Всеволода Ярославовича.
По ходатайству преподобного игумена Никона, которому явились усопшие 10 лет тому назад преподобные отцы Антоний и Феодосий и предложили пригласить иконописцев с Греции, началась реставрация Печерской церкви, а параллельно и обучение иконописи на Руси.
Родители Алипия, имя которых история не сохранила, видя способности сына к рисованию, упросили греческих мастеров взять его на обучение. Молодой подмастерье стал свидетелем удивительного явления святого образа Пречистой Божьей Матери в момент украшения живописью и мозаикой алтаря в Печерской церкви.
Лик Богородицы засиял ярчайшим светом, и из ее уст вылетел белоснежный голубь, он облетел через весь храм и влетел в Уста Спасителя, изображенного на иконе в верхней части церкви.
Юноша, окутанный благодатью Духа Святого, с радостью и благоговением помогал учителям. По окончании работ, когда церковь засверкала новыми освященными образами, греки вернулись на родину, блаженный Алипий принимает решение стать иноком, на что его благословил преподобный игумен Никон.
Одаренный Богом иконописец вначале видел будущие творения внутри себя, он как бы чувствовал души изображаемых святых, воплощая их на иконах. На святых ликах, созданных блаженным художником, чувствуется душевный образ изображенного святого, переданный весьма искусно.
Работа во славу Господню
Искусный мастер не видел своей жизни вне написания икон, он работал не ради денег, а для славы Господней, распространяя безвозмездно свои творения среди священства, братии и простых молитвенников, приходящих в церковь. С большим трепетом блаженный иконописец относился к старинным ликам святых, с радостью реставрируя их, не требуя за это платы.
Праздность была незнакома святому, если он не творил, то пребывал в богослужении. Слава о посвященном в иеромонахи Алипии, обладающем чудотворной силой, ширилась не только по Киеву, но и далеко за его пределами. Часто заказчики за работу оставляли деньги, которые святой делил на три части:
- на материалы для работы;
- для нужд монастыря;
- для нищих.
В те дни, когда заказов не было, блаженный мастер писал для собственного удовольствия, потом он дарил свои работы тем, кто жертвовал золото и серебро для украшения божественных ликов. Работая днем, по ночам святой бодрствовал и молился, часто пребывая в посте. Он оставлял иконописание только ради молитвенных богослужений, которые никогда не пропускал.
Чудеса святого иерея
Чистота, добродетель, терпение и другие богоугодные качества святого были замечены игуменом монастыря, преподобный Алипий возводится в иереи. Монахи сравнивают его со свечой в светильнике Божьем, он стал примером для подражания, демонстрируя красоту добродетелей. Господь одарил блаженного даром чудотворить, исцелять больных и помогать обездоленным людям.
Исцеление прокаженного
Этот случай остался в истории Печерской церкви и передается из поколения в поколение. Богатый киевлянин страдал от проказы, он объездил всех знахарей, обращался к волшебникам и язычникам, но его состояние только ухудшалось. Услышав от друзей совет пойти и поклониться святым образам в Печерском монастыре, больной проказой нехотя согласился.
Больного встретил сам игумен, напоил святой колодезной водой, ею же обмыли его лицо. То, что произошло дальше, повергло всех в страх. На теле прокаженного стали вскрываться раны, гной тек ручейками, наполняя зловонным смрадом все вокруг. В отчаянии, с чувством стыда и позора, киевлянин удалился в свой дом, закрылся в нем на долгое время в ожидании смерти.
Прошло время, прокаженный начал молиться, взывать к Богу и решил возвратиться в монастырь и покаяться в грехах. Господь даровал встречу больного и блаженного Алипия, который рассказал прокаженному о силе крови Иисуса, покаянии и прощении.
Блаженный для исцеления от проказы помазал больного красками, отвел его в храм для причастия, после чего сказал умыться водой, предназначавшейся для омытия священников, принявших Святые Таинства. Чудо было явлено сразу, проказа струпьями спадала с больного, он в здравии возвратился домой.
Подобно Иисусу, исцелившего прокаженных (Мат. 8:4), Алипий велел освобожденному от проказы показаться священнику и принести благодарственные дары Богу. В память об исцелении прадеда, в знак благодарности Богу, потомок этого киевлянина пожертвовал золото для оковки священного кивота.
Подобно Христу, блаженный иконописец помазал больного красками, как Иисус глаза грязью (Иоан 9:6-7), потом умыл его водой для исцеления физического и прозрения духовного, чтобы спала слепота души.
Иконописец после исцеления больного обратился ко всем присутствующим с Божьим словом, подчеркнув, что в мире хотят служить двум господам, но Бог ревнитель, Он Свою славу никому не отдает (Матв. 6:24).
История с семью иконами
Зная отношение святого к деньгам, двое монахов решили этим воспользоваться, когда к ним обратился знакомый киевлянин с просьбой о написании икон святым отцом для нововозведенной церкви. Благочестивым мужем было передано серебро и доски для написания святых образов. Прошло время, заказчик спрашивает о результате, а мошенники, присвоившие серебро, сказали, что иконописец сказал дать еще денег.
Киевлянин не стал спорить и второй, третий раз заплатил, только бы получить иконы, написанные святым, ибо знал, что многие из ранее переданных в храмы святых ликов обладают чудотворной силой. Через некоторое время негодные монахи заявили, что иконописец деньги взял, а писать не хочет.
Терпению христолюбивого мужа пришел конец, он взял дружину и поехал в монастырь с жалобой к игумену. Вызванный Алипий очень удивился новости, сказал, что ничего не слышал об этом заказе. Монахи подтвердили, что видели доски в помещении монастыря, они отправились их принести.
Трудно передать восторг, удивление, благоговейный трепет от увиденного чуда, явленного в искусно расписанных святых образах. Все присутствующие пали на колени в молитве благодарения Богу, увидев иконы Богородицы и Спасителя, написанные рукой ангела.
Пришедшие мошенники, не видя чудом расписанных образов святых, сразу начали обвинять Алипия в обмане и присвоении денег. Разгневанный игумен, указал на расписанные самим Творцом иконы, сказал, что они являются свидетелями невинности иконописца. Обманщики пали на колени, признались в грехе, но были изгнаны из монастыря.
Один раз согрешивший, не может остановиться в своей злобе, если не покается.
Так, выгнанные из обители монахи стали ходить по городу и распространять хулу, что они написали иконы, а блаженный мастер обманул всех, приписав работу Духу Святому. Горожане шли в церковь, чтобы увидеть чудотворные образа. Господь Сам встал на защиту богопомазанного мастера. В результате пожара, случившегося на Подоле, сгорела и церковь, в которой хранились святыни, однако, на пепелище были найдены семь икон в неповрежденном виде.
Князь Владимир Мономах услышал о чуде, содеянном Богом ради оправдания Алипия, он приехал на место сгоревшей церкви, выбрал икону Богородицы и отправил ее в Ростов, в построенный им храм. Несколько раз случались пожары и разрушения и в ростовской церкви, но лик Святой Богородицы оставался невредимым, являясь подтверждением добродетельной жизни преподобного святого Алипия Печерского.
Икона, написанная ангелом
В 1114 году пришло время, когда Господь призвал святого на Небеса, но перед его кончиной явил еще одно чудо. Отец Алипий взял заказ на написание божественного лика Божьей Матери, пообещав выполнить его к празднику Успения Богородицы, но сам слег в предсмертном ожидании. Заказчик очень волновался, но получил убедительное обещание, что заказ будет выполнен в срок.
Прождав определенное время, благочестивый муж снова пришел к святому и застал его умирающим, впал в великую скорбь. После ухода опечаленного и разочарованного мужа к умирающему блаженному явился прекрасный юноша, который взял кисти и начал писать икону Богородицы. Через три часа великолепное творение было готово, и святой понял, что Сам Бог послал ангела, чтобы творить через него.
В полночь исчез ангел и картина, нарисованная ним. Благочестивый муж тоже не спал в эту ночь, он молился и спрашивал Господа, в чем его грех, что Творец не благословил его новой иконой. Поутру он пошел в храм просить Бога о прощении грехов, открыв двери, пал на колени, увидев святой образ, стоящий на приготовленном для него месте.
Радостный муж поехал в монастырь, сообщил о чуде, явленном через преподобного отца Алипия, игумену и братии, после чего блаженный тихо почил 17 августа по старому стилю. Покрытое пеленами тело святого было положено в Антониевой пещере, где хранится и поныне.
Почитание
Православный мир дважды в год на богослужениях воздает дань памяти святому 30 августа и 11 октября, вспоминая о нем в молитвах в день Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих.
Антониевы пещеры с начала 12 века хранят мощи преподобного Алипия, причисленного к лику святых православной церковью. Историки не берутся с точностью определить иконы, написанные святым иконописцем.
Известно, что Великая Панагия была написана Алипием, потом она подарена Владимиром Мономахом Ростовскому собору Успения Богородицы. Кисти великого художника приписывают и Свенскую Печерскую икону Богородицы.